Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:42, реферат
Значение внешней торговли для национальной экономики. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
1. Значение внешней торговли для национальной экономики. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.
Внешняя торговля позволяет государству:
а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;
б) насытить внутренний рынок;
в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов;
г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок.
Внешняя торговля характеризуется
понятиями экспорта и импорта:
Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.
2. Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле – за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.
На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Ри-кардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.
Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Ри-кардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны – и данная страна, и весь остальной мир.
13. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ
3. Внешняя торговля и торговая политика
Экономика страны может быть открытой и закрытой.
Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.
Преимуществами открытой экономики являются:
- углубление специализации и кооперации производства;
- рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;
- распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;
- рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.
Открытая экономика
Одним из важнейших критериев
открытой экономики является благоприятный
инвестиционный климат страны, стимулирующий
приток капитальных вложений, технологий,
информации в рамках, обусловленных
экономической
Открытая экономика требует
существенного вмешательства
К количественным индикаторам
открытости можно отнести удельный
вес экспорта и импорта в валовом
внутреннем продукте. Их комбинация дает
представление о масштабах
Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.
К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).
Открытая экономика
– основное звено мирового
хозяйства. Являясь по своему
происхождению и по логике
анализа производными от
Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой экономики выглядит следующим образом:
Y = С + J + G +Xn,
Xn – экспорт (X) минус импорт (Z).
Экспорт расширяет эффективный спрос, прибавляя к внутреннему зарубежный сбыт товаров и услуг, между тем как импорт замещает внутреннее потребление альтернативной зарубежной продукцией, т.е. возможности внутреннего рынка уменьшаются.
Открытость экономики
усложняет государственное
Международные сопоставления показывают, например, что склонность к импорту была в 60-80-е годы высокой у Швейцарии и Великобритании, но заметно более низкой у США и Японии. Мультипликатор возрастания национального дохода у этих стран обнаружил интересную последовательность: Швейцария - 1,3; Великобритания - 1,4; США 3,2; Япония - 3,7.
Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.
Первоначальное изменение экспорта порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения.
Мультипликатор экспорта или простой мультипликатор внешней торговли (μx) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (МPС) или предельную склонность к сбережению (МPS):
μx = 1/MPC = 1/(1-MPS).
Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:
∆Y = μx * ∆Хn.
Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если учесть, что часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения.
Предельная склонность к импорту (МPМ) – это отношение изменения объема импорта к изменению дохода.
Равновесный доход равен:
Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.
Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.
Из истории известны два
основных направления
Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.
Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.
Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностранных конкурентов с помощью торговых барьеров.
Существуют 2 группы методов политики протекционизма:
1. Тарифные методы.
2. Нетарифные методы.
Нетарифные методы делятся на группы:
1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт.
2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды): требования к маркировке и упаковке; ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества.
3. Экономические методы:
§ валютный контроль;
§ НДС;
§ обеспечение уплаты таможенных платежей;
§ контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в случае антидемпинговых мер);
§ государственная монополия на внешнюю торговлю;
§ государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну.
Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как:
§ таможенные тарифы;
§ ограничительные условия;
§ межгосударственные договоры и соглашения;
§ мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.
Свобода торговли обладает многими достоинствами:
1. Благодаря свободной
торговле, базирующейся на принципе
сравнительных издержек, мировая
экономика может достигнуть
2. Свободная торговля
3. Свободная торговля
Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.
Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привилегии и порождает ренту по положению. Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.
Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения.