Возникновение, основные этапы и направления развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:19, реферат

Описание

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:
1 этап. Экон учение дорыночной эпохи -включает экон учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки - меркантилизм. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.
2 этап. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т. е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала - получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксистское экон учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении «Капитале» Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочным
3 этап. Период развития учения о регулировании рыночной экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т. к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление -Неолиберализм - сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экон роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экон деятельности. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиб школа - монетаризм - экон теория в которой денежная масса играла роль определяющего фактора (изменение кол денег ведет к изменению объема производства). Лидер монет Фридман попытался доказать вредность излишней регламентации и вмешательства государства в экон. Сторонники считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство гос может вызывать нарушение равновесия, снижение экон эффективности. Другое направл -неокейнсианство - выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д. Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

Работа состоит из  1 файл

Основные этапы.docx

— 77.00 Кб (Скачать документ)

35. Экономическая система  общ-ва.

Под экон. системой понимается реальная, национальная экономика, т. е. экономика отдельной страны с  ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семейными хоз-вами. Все произв. -хоз. ячейки, все отрасли н/х прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда и обменом.

Основные составные части  экономической системы: производительные силы общества; технико-экономические  отношения; социально-экономические  отношения; хозяйственный механизм.

Производительные силы и  технико-экон отношения образуют технологический  способ пр-ва. А технологический  способ пр-ва вместе с соц. -экон. отношениями образует социальный или общественный способ пр-ва. Хозяйственный механизм - совокупность технико-экон., соц. -экон. отношений, юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экон. политики.

Соц-экон системы - это способ организации общественного производства. Экономические системы обычно классифицируются как капиталистические, социалистические и смешанные. Однако их можно классифицировать также по методу распределения и контроля над ресурсами - рыночная экономика или командная экономика, и по типу собственности - частная собственность или общественная собственность. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Современные системы: 2 рыночные экон системы-а) чистый капитализм (в кот доминирует рыночный механизм и совершенная конкуренция), б) современный капитализм; и 2 нерыночные системы - традиционная и командно-административная (плановая) экономики. Чистый капитализм существовал в 18 веке, многие элементы вошли в современный капитализм: частная собственность на экономические ресурсы; свобода предпринимательства; рыночный механизм регулирования на уровне макроэкономики; наличие множества продавцов и покупателей каждого продукта. Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны). Командно-административная система предполагает: а) государственный тип собственность на средства производства; б) всеобщая значительная роль государства). Рыночная экономика: а) частная собственность на средства производства; б) роль государства минимальная. Кроме того различают промежуточный вариант - Смешанная экономика: а) собственность - государственная и частная; б) государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства (т. е. рыночная экономика + плановая экономика). Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием. В большинстве стран смешанная экономика. В современной экономике существуют различные модели: американская, японская, шведская. Предпринимательская модель (например, - американская построена на системе поощрения предпринимательской деятельности, обогащения наиболее активной части населения). Социальная (Шведская) модель отличается сильной социальной политикой (направленной на перераспределение нац дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения). Японская модель - приоритет общенациональных интересов, характеризуется отставанием уровня жизни населения от развития производственных сил. Существует понятие переходной экономики, например в Р, промежуточное состояние между плановой и рыночной экон

36. Социальная политика  гос-ва.

Соц политика гос осуществляется через распределительную ф-цию. С  целью проведения соц политики гос  должно вмешаться в результаты распределения  доходов населения и обеспечить их перераспределение в пользу малоимущих слоев населения. Уровень доходов -важнейший показатель, т. к. определяет возможности удовлетворения насущных потребностей (отдыха, образования, поддержания здоровья,). Влияют на величину доходов: 1. Размер самой зар платы (первичные доходы). 2. Вторичные доходы. Втор доходы образуются по многочисленным каналам: а) гос за счет налогов формирует доходную часть бюджета доля которого идет на соц обеспечение, б) через общественные фонды потребления, в) страховые фонды. Расходование бюджетных средств на соц нужды осузествляет гос. Но кроме бюджета существуют внебюджетные фонды - общественные фонды потребления и страховые фонды, которые способствуют осуществлению социальной политики гос: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости населения - это внебюджетные фонды созданные на основе законодательства Р, акоммулирующие денежные ресурсы со строго определенным их назначением. Средства эти расходуются исключительно на цели, определенные законодательством и уставом фонда (для того, чтобы наем. работник получал оплату больничных, пенсию и т. д.). Особенностью этих фондов является и их формирование за счет отчислений юридических и физических лиц. В России система добровольного страхования и негосударственные пенсионные фонды только начинают развиваться. Общественные фонды потребления и страховые фонды и их функционирование связаны социальной политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Часть дохода возвращается рабочим в форме компенсации (пенсионный фонд, страховой).

Кроме того гос проводит экон политику, направленную на стабилизацию нац экономики, т. е. на снижение инфляции и сокращение безработицы. От инфляции страдают наиболее бедные слои населения, безработица усугубляет их положение. Социальная политика гос должна быть направлена на соц защиту безработных, создание раб мест, переподготовку безраб.

11. ВПК: сущность и специфика  проблем конверсии. 

ВПК -сектор экономики, связанный с выпуском и торговлей военной продуции. Конверсия - это процесс сокращения выпуска воен продукции, высвобождения ресурсов для альтернативного использования, переориентация промышленности на гражданскую продукцию. Существуют различные теоретические подходы изучения проблем К. Обычно исследуется соотношение между воен расходами и экон ростом: 1. неоклассический подход -воен расходы рассматриваются как важный фактор воздействующий на производство и имеющий динамический эффект; 2. кейнсианцы считают, что гос должно активно использовать воен расходы как инструмент экон регулирования -увеличение воен расходов может привести к более полному задействованию производственных мощностей, увеличению прибылей и, следовательно, к возрастанию инвестиций и экон росту; 3. в рамках институционального направления делается упор на такие последствия воен расходов, как формирование влиятельных заинтересованных групп (обычно определяются как ВПК и включают как индивидов, так и фирмы и организации, получающие выгоды от военных расходов), ВПК с помощью давления на гос аппарат способствует росту последних даже тогда, когда нет никакой угрозы, оправдывающей эти расходы. Практически результатами сворачивания ВПК могут стать: безработица, упадок компаний, связанных с произв и торговлей вооружением, могут также пострадать местные сообщества, связанные с воен произв и воен базами. В целом же -сокращение спроса в экономике, что влечет падение объемов произв и рост безработицы, хотя одновременно будут высвобождаться ресурсы для альтернативного использования. Конверсия призвана использовать эти ресурсы для переориентации на выпуск гражданской продукции. Но для этого нужны не только программы конверсии, но и иинвестиции, и соответствующая экон политика гос. При этом, чем мощнее ВПК, тем сложнее проводить структурную перестройку и конверсию. К концу 80-х г ВПК стал источником соц-экон затрудненийСССР, тормозом экон развития из-за непомерных затраты, расходы на оборону достигли 15% ВВП. Необходимо было демилитаризовать экономику, реорганизовать ВПК, путем конверсии. Реорганизация и перепрофилирование предпр ВПК не имело аналогов в мире по масштабам и соспровождалось происходившими в Р сменой хозяйственного механизма и привитизацией. Ошибкой стало проведение приватизации некоторых предприятий ВПК имеющие для обороны страны первостепенное значение, некоторые очутились в совместной собственности с зарубежными фирмами. Предприятиям ВПК лишь на 10 процентов загружены оборонными заказами, хотя способны выпускать высокотехнологичные машины и приборы. Но в условиях экон кризиса конверсионные программы финансировались плохо, либерализация внешней торговли обеспечила рынок товарами, с которыми не могли конкурироавать отечественные. В итоге была подорвана научно-техническая и производственная база для выпуска современной военной продукции, но и не была создана основа для производства конкурентоспособных гражданских товаров. Высокотехнологичные отрасли, не имея ни военной, ни гражданской подпитки, стали быстро приходить в упадок. Объем производства в оборонной промышленности многократно сократился и составил в 97 г. всего 9% уровня 91 г. Сегодня 80% российских оборонных предприятий являются фактическими банкротами. Почти все предприятия ВПК находятся в тяжелом фин положении, из-за того, что гос не оплачивает госзаказ. Снижение воен потенциала Р связано с состоянием ее экономики -ВВП Р составляет 7, 5% ВВП США, военный бюджет - менее 10% америк. Р не может обойтись без перестройки воор сил, без рациональных методов конверсии, оптимизации оборонных расходов. Одна из главных целей Р состоит в обеспечении военно-экон безопасность страны. ВПК может дать значительный эффект при сочетании конверсии и развитие современных производств для обеспечения собственных ВС и экспорта оружия. Акционирование и приватизация оборонных предприятий продолжается -некоторые из них останутся в гос собственности, на других сохранится контрольный или блокирующий государственный пакет, третьи будут полностью приватизированы. Политика Всемирного банка и Международного валютного фонда, навязывающих программы «строгой экономии» (уменьшение гос расходов) нередко ведет к соц нестабильности, а отсюда - к давлению в пользу увеличения военных расходов, тому способствуют военные действия в Чечне, планы правительства на 2000 г предусматривают расширение военного производства.

18. Теоретические основы  формирования региональной экономики. 

РЭ является составной  частью нац эк страны, поэтому она  долна в основном воспроизводить черты всей системы: в государстве  с рыночной эк региональная эк должна быть тоже рыночной, с переходной экон - перех. РЭ расматривается как система взаимодействующих субъектов рынка - предприятий и организаций разной формы собственности, между которыми существуют устойчивые материальные, финансовые и информационные связи. Экон развитие РЭ осуществляется в соответствии с законом расширенного воспроизводства. Региональное воспроизводство с одной стороны представляет собой подсистему воспроизводства всей экономики гос, с другой интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятий. Являясь частью целого, она в свою очередь является открытой системой, и не должна нарушать единое экон пространство гос. Правовой основой формирования РЭ является прежде всего констит РФ и федеральное законодательство. РЭ функционирует в едином прав и экон пространстве, в рамках единой нац денежной системы. Регионы обладают определенной экон самостоятельностью, что закрепляется закон и двухсторонними договорами с федеральным Ц. Экон самостоятельность выражается и в передачи части объектов гос собственности в ведение регионов. Самостоятельнось регионов необходима для проведения экон политики, учитывающей особенности региона: региональный подход к приватизации, развитию конкуренции, антимонопольной политики. Рег экономике присуще специализация, обусловлена региональными ресурсами и общественным разделением труда. Важной составной частью РЭ являются региональные рынки, куда входят потребительский рынок, рынок средств производства, кредитно-финансовый, рынок труда и т. д. На формирование рег рынка влияют факторы: природно-географические (природные условия, сырьевая база, экон-геогр положение); социально-экономические (состояние ифраструктуры, платежеспособный спрос, сложившияся специализация); организационно-экономические (схема управления крупных предприятий, концернов); межрегиональные экономические связи и др. С точки зрения специализации при формировании рег экон необходимо учитывать то, что вся номенклатура производимая в регионе делится на 2 группы: продукция, которая производится в каждом регионе для обеспечения повседневных нужд и продукция выпускаемые с учетом разделения труда. Но при переходе к рыночной эк в результате неравномерности преобразований, различия в стартовых условиях и кризисных явлений в экономике произошло разделение регионов по уровню экон-соц развития: различают регионы с достаточно высоким эк развитием, со средним и низким уровнем, среди последних депрессивные и отсталые регионы с эк переживающей глубокий кризис.

23. Система жизнеобеспечения  населения и экономическая безопасность  страны.

Национальна экономика должна быть системой жизнеобеспечения населения, обеспечивая: необходимыми продуктами, предметами, жильем и т. д.; работой; услугами здравоохраниея, образования  и др. Государством разрабатывается  стратегия экон безопасности. Такая  стратегия в РФ утверждена Указом Президента РФ (от 29. 04. 96 г. № 608), она  определяет нац интересы в области  экономики. Цель - обеспечение такого развития экон, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экон и военно-полити стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. В частности, обеспечить: защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих соц мир в стране и спокойствие в обществе; эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из нац интересов; активное влияние на процессы в мире, затрагивающие нац интересы Р. Для обеспечения экон безопасности необходимо: эффективно реализовывать преимущества межд разделения труда, обеспечить устойчивость развития нац экон, недопустить критическую засисимости Р от зарубежных стран в жизненно важных экон вопросах. Объектами экон безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные элементы экон системы. Гос стратегия включает: 1. Характеристику внешних и внутренних угроз экон безопасности 2. Определение критериев и параметров экон 3. Формирование экон политики. Угрозы экон безопасности: 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению соц мира и общественного согласия. 2. Деформированность структуры росс экон, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции; свертывание производства в жизненнно важных отраслях; подрыв научно-технического потенциала Р; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка и росси предприятий в целях вытеснения отечественной; рост внешнего лолга Р. 3. Возрастание неравномерности соц-экон развития регионов. 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Реализация Гос стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

28. Кридитно-бансковкая система.  Денежная политика.

Кредит представляет собой  форму движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Различают 2 понятия кредитно-банковской системы: 1) совокупность кредитнобанковск отношений, различают - банковский, потребительский, коммерческий, государственный, международный кредит; 2) совокупность кредитно-банковских учреждений, аккумулирующих свободные денежные ср-ва и предоставляющих их в ссуду. Ведущим звеном кред-банк системы являются банки. Кредитная система более широкое и емкое понятие, чем банковская система. Банк- коммерч. учреждение, которое привлекает ден. средства юр. и физ. лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции. В России функционирует двухуровневая банковская система:

1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. Функции Центрального Банка: 1. Денежная эмиссия. 2. Регулирование денежного обращения. 3. Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики. Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах. Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

2 уровень составляют частные  и государственные банковские  институты или коммерческие банки.  К ним относят: -коммерческие (депозитные) банки, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов; - инвестиционные банки, которые выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок; ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества. К кредитной системе кроме банков относятся сберегательные кассы и кредитные общества; страховые и пенсионные фонды. Специальные финансово-кредитные институты (кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды и др.

Кредитно-денежное регулирование  заключается в изменении ставки % ссудного капитала, регулировании  денежного обращения. Если гос-во хочет  расширить пр-во, то кредит дешевеет. Государство контролирует эмиссию  денег, т. к. денежная масса в обращении  должна увеличиваться темпами на 25% меньше, чем расширение производства. Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству Общий з-н ден. обращения состоит в том, что кол-во денег в обращении прямо пропорционально сумме цен реализованных товаров и обратно пропорционально скорости обращения ден. единицы. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т. к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг.

30. Финансовая система  гос-ва. Фискальная политика.

ФС - совокупность различных форм организации финансовых отношений, включает в себя фин институты: гос Ф; Ф предприятий и организаций; фин рынок. Ф предприятий и организаций обеспечивают производственный процесс и получение доходов, регулируют распределительные отношения на уровне предприятий (микроэкономики). Ф гос обеспечивают формирование и использование гос доходов и функционируют на основе создания различных централизованных фондов. Состав гос финансов: Гос бюджет; Гос социальное страхование; Пенсионный фонд; фонды целевого назначения. В основе бюджетной системы лежит административно-территориальное деление. Гос бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета: гос бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет. Бюджет имеет такие структуры: доходную и расходную. Бюджетный дефицит не означает несбалансированности Б. Это означает только несоответствие гос дохода его расходам. Фин рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг, выпускаемых гос и предприятиями с целью привлечения инвестиций. Роль фин системы заключается в том, чтобы с помощью фин отношений влиять на темпы и пропорции соц-экон развития страны. Такое влияние осуществляется двумя методами: финансовое обеспечение (государственный бюджет); финансовое регулирование (система налогов). Фискальная политика гос заключается в формировании денежных доходов посредством сбора налогов. Здесь проявляется экон функция гос - стимулирование или ограничение определенной деятельности и контроля с помощью налоговой политики. Через бюджетно-налоговую гос-во оказывает воздействие на эк-ку, дифференцируя ставки налогов, отменяя и вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение налогов означает уменьшение возможностей пр-ва и наоборот. По степени воздействия налоги делятся на 3 группы: прогрессивные (возрастают быстрее доходов), пропорциональные и регрессивные (возрастают медленнее доходов). В зависимости от способа взымания налоги делятся на: прямые (взымаются непосредственно с доходов) и косвенные (в виде надбавок к ценам). Виды налогов: налог на прибыль; налог на имущество; подоходный налог; на оборот; акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС)

Информация о работе Возникновение, основные этапы и направления развития экономической теории