Всемирная торговая организация: цели, принципы, перспективы вступления РФ в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:12, реферат

Описание

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
История создания Всемирной торговой организации…………………4
ВТО: цели и принципы организации……………………………………7
Перспективы вступления России в ВТО………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………14

Список используемой литературы……………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

Россия и ВТО.docx

— 47.46 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Внешняя экономическая деятельность предприятия»

 

на тему:

 

«Всемирная торговая организация: цели, принципы, перспективы вступления РФ в ВТО».

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила: Панферова А. С.

                                                МЭ-481

                                                         Проверила:

                                                                  Алентьева Н. В.                                     

 

 

 

 

Орел-2011

План:

Введение………………………………………………………………………….3

  1. История создания Всемирной торговой организации…………………4
  2. ВТО: цели и принципы организации……………………………………7
  3. Перспективы вступления России в ВТО………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………14

Список используемой литературы……………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

Важность изучения системы  ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

 

 

1. История создания Всемирной торговой организации

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже  в 19 веке поддерживать на международном  уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления  в отдельных развитых странах  путем прямой защиты внутреннего  рынка высокими таможенными пошлинами  от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объемах внешней торговли необходима ее институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале 19 века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную  торговлю возникла еще до окончания  Второй Мировой Войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд иМеждународный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, а также предложить заинтересованным странам Устав этой организации, которая должна была взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это, рассматриваемое как временное, соглашение вступило в силу 1 января 1948 года. «Архитекторы ГАТТ 1947г. создали правовой механизм, в котором Списки тарифных уступок связывали государства международным обязательством, обеспечиваемым общими положениями торговых соглашений, как, например, положениями о национальном режиме в ст. 3 ГАТТ».

СССР не был приглашен к участию  в Гаванской Конференции, так  как отказался быть участником МВФ  и МБРР. Советское правительство  опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях и начало противостояния между идеологическими  блоками (Холодная война) не позволит в  должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался  от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединенные Штаты были главной движущей силой организации  МТО и ГАТТ, как первоначально  временное соглашение продолжало действовать  без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и  в урезанном от первоначально  задуманного виде оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой  средняя таможенная пошлина снизилась  с 40% к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4% в середине девяностых. С целью  снижения прямых таможенных пошлин и  скрытых, так называемых нетарифных ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились  раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд  переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Мараккеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет регулироваться не только торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало 21 века - около 20% ) представители стран-участниц решили принять Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Мараккешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет  после неудачных попыток создания международной организации и  существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВТО: цели и принципы организации

Всемирная торговая организация (ВТО), выступающая преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность 1 января 1995г. В настоящее время членами организации являются 146 стран. Еще свыше 30 стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут интенсивные переговоры о присоединении.

С момента создания ГАТТ обсуждение глобальных проблем  либерализации и перспектив развития мировой торговли происходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП), в которых принимают участие  все члены организации. Особенностью многосторонних переговоров в отличие  от "секторальных" (то есть по отдельным  вопросам) является комплексный и, как  правило, долговременный подход к обсуждению всех проблем повестки, при этом решения по ним принимаются "пакетно".

Такой подход позволяет  более полно учитывать интересы всех участников переговоров. При этом принимаемые согласованные решения  характеризуются в целом большими масштабами и по конечному результату более эффективны, что в итоге  оказывает глобальное воздействие  на развитие мировой торговли. Начиная  с 1947 г. под эгидой ГАТТ прошло восемь раундов МТП, последний из которых  – Уругвайский (1986-1994 гг.), завершился принятием Заключительного акта и созданием ВТО.

С конца 40-х годов  главными целями деятельности ГАТТ/ВТО  являются либерализация мировой  торговли путем перехода к ее регулированию  преимущественно тарифными методами при последовательном снижении уровня импортных пошлин, а также устранение нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий  в международном товарообмене.

Значимость и  степень воздействия норм и правил ВТО на развитие международной торговли определяются практически универсальным  характером деятельности этой влиятельной организации, так как ее членами и наблюдателями в настоящее время являются почти 4/5 всех независимых государств мира, а их удельный вес в международном товарообмене чрезвычайно высок.

В 1999 году, по данным Секретариата ВТО, на долю стран-членов организации приходилось около 92% мирового товарооборота и 95% торговли коммерческими услугами. Ведущую  роль здесь играют страны так называемой группы "квадро" – США, Евросоюз, Япония и Канада, удельный вес которых в международной торговле составляет почти 2/3 (63,1% – в сфере торговли товарами и 67,5% – в области поставок коммерческих услуг). [17]

С возникновением ВТО  и подписанием пакета документов Уругвайского раунда была преодолена двойственность функций ГАТТ. Последний представлял собой многостороннее соглашение в области регулирования международной торговли и в то же время – исполнительную организацию, действующую на временной основе, по претворению в жизнь и контролю за выполнением данного соглашения, что на практике было не всегда эффективно.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере мировой  торговли на базе пакета соглашений Уругвайского раунда и служит организационно-правовой основой современной системы международной торговли. Документы ВТО определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства стран-членов организации при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере международной торговли.

ВТО функционирует  во многом так же, как и ГАТТ, но при этом характеризуется существенными  отличиями:

– является постоянно  действующей организацией;

– осуществляет мониторинг за более широким спектром торговых соглашений, в том числе в принципиально  новых сферах (торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности  и т.д.);

– обладает гораздо большими полномочиями в связи с совершенствованием процедур принятия решений (прежде всего в рамках процедур по разрешению споров);

– эффективно контролирует выполнение соглашений ВТО, так как  они содержат более жесткие и  детальные нормы и правила, включая  обязательность выполнения всего пакета многосторонних соглашений, ратифицированных странами-членами организации. 

 

Важнейшими функциями  ВТО являются:

– контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

– проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

– разрешение торговых споров. (Исходным моментом этой процедуры является жалоба страны-члена ВТО на то, что акция другой страны-члена (или группы стран-членов) противоречит принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней торговле истца. Процедура разрешения споров гарантирует каждой стране-истцу право быть выслушанным на заседании комиссии из независимых квалифицированных специалистов и рассчитывать на выполнение ответчиком решений Совета ВТО, а для каждой страны-ответчицы соответственно обеспечивает неотвратимость наказания за нарушение правил и право на апелляцию как последний шанс для защиты. Главное, что никто не может заблокировать эту процедуру);

– мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

– техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

– сотрудничество с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и  неправительственными), участвуя, таким  образом, в формировании глобальной экономической политики. (Об этом свидетельствует серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе).

Информация о работе Всемирная торговая организация: цели, принципы, перспективы вступления РФ в ВТО