Всемирная Торговая организация. вступление россии в вто

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:29, реферат

Описание

Переговоры о вступлении России в ВТО ведутся с 1994 года. Началом переговорного процесса по вступлению России в ВТО послужило заявление с просьбой о присоединении к этой международной организации, которое было направлено российской стороной в официальные органы ВТО в 1994 году. Но именно в настоящее время вопросы присоединения приобрели реальное практическое значение, так как Россия вступила в фазу определения условий, при которых данное вступление является целесообразным и выгодным для современной российской экономики.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - ВТО.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)
 

Всероссийская академия внешней  торговли

Факультет Финансов 

Кафедра международной торговли и внешней торговли РФ 
 
 
 
 

Реферат

на тему: 

Всемирная Торговая организация. вступление россии в  вто. 
 

Работу  выполнил:

Студент III-го курса  ФФ ДО

Усманов Артемий 
 

Работу проверил:

Ф.А. Тринич

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2010

  •  
     
     
  • « Современная ВТО  способствует развитию мировой торговли. 
    Это некий сертификат качества, который создает благоприятные 
    условия для инвестирования, повышает доверие к стране, 
    и это, безусловно, плюс».

     

    Премьер-министр  РФ Владимир Путин 

    ВВЕДЕНИЕ

     

         В  эпоху повсеместной глобализации сложно представить ситуацию, в которой  Россия держится особняком по отношению  к другим государствам в сфере  международных экономических отношений. Всемирная Торговая Организация является ярчайшим примером интеграционных процессов в современном экономическом пространстве, объединяя 1 страны в качестве участников и 31 страну, в том числе, и Россию, на данный момент  в роли наблюдателей. Интересы России требуют, чтобы она завершила свою роль наблюдателя и стала активным участником этого процесса.  Тема вступления России в ВТО является исключительно значимой и актуальной, она широко обсуждается в обществе и имеет не только экономический, но и политический характер. Политики и предприниматели, журналисты и рядовые граждане задаются вопросами относительно плюсов и минусов данного вхождения, вынося на суд общества самые разнообразные мнения.

               Переговоры о вступлении России в ВТО ведутся с 1994 года. Началом переговорного процесса по вступлению России в ВТО послужило заявление с просьбой о присоединении к этой международной организации, которое было направлено российской стороной в официальные органы ВТО в 1994 году. Но именно в настоящее время вопросы присоединения приобрели реальное практическое значение, так как Россия вступила в фазу определения условий, при которых данное вступление является целесообразным и выгодным для современной российской экономики.

               Внешняя торговля является важнейшим направлением российской экономики,  она оказывает существенное воздействие на основные макроэкономические показатели страны. Задачей правительства в этой связи является создание наиболее благоприятных условий для долгосрочного развития и взаимодействия России во внешнеэкономических связях для повышения конкурентоспособности отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. 

               Сохранение позиций  на внешних рынках и дальнейшее наращивание  экспорта требуют решения проблем  доступа на внешние рынки, устранения необоснованных ограничений в отношении российского экспорта и угрозы их применения в будущем. Эта задача становится все более значимой, поскольку открывает возможность получать прибыль  на мировых рынках там, где Россия имеет реальные конкурентные преимущества, что очевидно, предпочтительнее прямой финансовой помощи, предоставлению западными странами и международными финансовыми институтами кредитов России. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1.2 ВТО: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ.

     

    Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

    В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

    Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., так называемый  “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

         ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной  торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. 1

         Главные задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

         Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

         Страны-члены  ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.  
     Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
     
     

     

    ВЫГОДЫ  И ИЗДЕРЖКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО.

           Логическим продолжением российских реформ может  стать включение на равных правах отечественных товаров и услуг в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.

      ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙАСПЕКТ

     

         Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке.

              Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что условия присоединения к ВТО — компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких условий, их обуславливающих. Здесь перед Россией стоит  сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров. Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны.

         В производстве и торговле эффект от вступления России в ВТО может  проявиться лишь со временем, но приведение национального делового законодательства в соответствие  с правилами и нормами ВТО требуется ещё до вступления России в данное объединение.

         Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять  на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях  ВТО, но вместе с обязательствами  Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».

         В отличие от большинства её предшественниц на пороге ВТО, России не нужно предпринимать какие-либо серьёзные меры по либерализации своего внешнеторгового режима, поскольку он в основном соответствует требованиям ВТО. Таким образом, камнем преткновения на переговорах стало желание российской стороны вступить в ВТО, повысив ставки по ряду товарных групп (автомобили, некоторые виды сельскохозяйственной продукции), постепенно снижая их до существующего сегодня уровня в течение 5–7 лет адаптационного периода.

         Следующая проблема – защита прав интеллектуальной собственности. Закон о защите авторских прав должен был быть принят предыдущим составом Государственной думы, однако этого так и не произошло. К тому же отсутствие сколько-нибудь эффективных и планомерных усилий государства по соблюдению уже существующего законодательства в этой области является серьёзным упущением со стороны России. 
     

               ОТРАСЛЕВОЙ  АНАЛИЗ 

         Прежде  чем говорить о потенциальных  выгодах и издержках вступления России в ВТО, следует рассмотреть  влияние данного вступления на различные  отрасли отечественной экономики.

    Сырьевые  отрасли:

            Российские компании-экспортеры  энергетического сырья после  вступления в ВТО продолжат  действовать на основе имеющихся  двухсторонних торговых соглашений  с основными импортерами. Экспортные  пошлины на нефть и газ будут  заморожены после вступления  в ВТО, по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, часть ликвидирована. Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. Удорожание  энергоресурсов может совпасть со снижением промышленного спроса на них в связи с обострением конкуренции и закрытием предприятий  и послужит компенсацией отрасли от возможных убытков.

    Машиностроение:

            Вступление в ВТО может подорвать  позиции машиностроения, нуждающегося  в дорогостоящей и долговременной  модернизации производства (износ  основных фондов по отрасли  превышает 80 %). Рост цен на энергоносители  и металл уже сейчас приводит  к существенному снижению рентабельности и конкурентоспособности продукции машиностроения. Вступление в ВТО лишь усилит данную тенденцию. Машиностроители рассчитывают на сохранение высоких импортных пошлин (10-15 % для нефтегазового оборудования, 20  % для авиалайнеров, 25 % для легковых автомобилей, что составляет исключение из унифицированной системы импортных тарифов) на переходный период, который должен составлять  не меньше 7 лет.    

    Металлургия:

          Предполагается, что отмена дискриминационных квот и пошлин на вывоз российского металла приведет к росту поставок металлургической продукции на внешний рынок. В то же время, высокий износ производственных мощностей российских предприятий, рост цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбыток мощностей по производству стали на международном рынке могут стать препятствиями для экспансии российского металла. Одновременно с либерализацией экспорта произойдет снижение ставок импорта до нуля, что приведет к притоку импорта, снижению внутренних цен, перенасыщению рынка (в том числе из-за снижения потребностей машиностроения) и разорению мелких предприятий отрасли. Снижение вывозных пошлин на продукцию цветной металлургии повысит рентабельность экспорта.

    Информация о работе Всемирная Торговая организация. вступление россии в вто