Вступление Республики Беларусь в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:52, реферат

Описание

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Членами организации (по состоянию на 1 января 2004 года) являются 146 стран. Бюджет организации составляют 134 млн. швейцарских франков (примерно 90млн.$).

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 30.88 Кб (Скачать документ)

 

                     «Вступление Республики Беларусь  в ВТО»

 

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего  с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Членами организации (по состоянию на 1 января 2004 года) являются 146 стран. Бюджет организации составляют 134 млн. швейцарских франков (примерно 90млн.$).

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно  действующего форума стран-членов для  урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации  и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой  торговли.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

  • торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима

наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и

   т.д.

Важнейшими  функциями ВТО являются:

  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями).

   Более тридцати  государств имеют статус наблюдателя  в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Беларусь Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. [5]

 

   Как же стать членом Всемирной  торговой организации?

 

  Существует специальная процедура. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискективных производств. Произойдет своего рода естественный отбор, переломный период, который необходимо пережить. На самом деле, мы не открываем свой рынок, а упорядочиваем его, объясняем самим себе, где надо работать, а где не стоит растрачивать силы и финансы. Кстати, именно так в этом вопросе ведет себя и Россия. [4]

Не только нам, но и всем странам-кандидатам - а их около 20 - по

объективным причинам непросто даются переговоры с Европейским  союзом,

Соединенными Штатами  Америки. Все могло бы идти быстрее, однако в последнее время крупные торговые державы стремятся ужесточить процесс

вступления в  ВТО, предъявляя дополнительные переговорные требования, не

предусмотренные соглашениями Всемирной торговой организации  и не имеющиеся у самих стран-членов. [5]

Пристальное внимание Европейского союза к процессу присоединения Республики Беларусь к ВТО объясняется тем, что:

   во-первых, ЕС  является крупнейшим в мире  торговым блоком, обладающим де-факто возможностью блокировать в рамках ВТО любые решения;

   во-вторых, процесс  переговоров по доступу к рынкам  товаров и услуг носит  главным  образом двусторонний характер  и касается основного заинтересованного поставщика. Поскольку ЕС, после Российской Федерации,

является крупнейшим торговым партнером Беларуси, то он будет играть определяющую роль в выработке условий полноправного участия республики в многосторонней торговой системе.

Причем важно  отметить, что позиция ЕС здесь  полностью совпадает с позицией Соединенных Штатов Америки в их стремлении добиться системных изменений в экономической и внешнеторговой политике присоединяющихся стран.

Анализ позиции  ЕС в ходе первых заседаний Рабочей  группы по присоединению  Республики Беларусь к ВТО говорит о том, что Европейский союз поддерживает намерение нашей страны стать полноправным участником многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений и активно участвует в переговорном процессе по присоединению Беларуси. При этом ЕС стремится решить следующие задачи:

   - ускорить  системные преобразования в белорусской  экономике;

   - добиться  существенной либерализации внешнеторгового  режима Беларуси;

   - обеспечить  соответствие функционирования  механизмов торговых отношений Беларуси с Россией и другими странами СНГ нормам и принципам ГАТТ/ВТО;

   - уменьшить  риск конкурентной борьбы со  стороны белорусских экспортеров  на наиболее "чувствительных" рынках ЕС;

   - обеспечить  приемлемые с точки зрения  ЕС условия доступа к белорусскому  рынку товаров и услуг;

   - гарантировать  благоприятные условия транзита  товаров ЕС через территорию  Беларуси.

Анализ переговоров, состоявшихся в ходе первых заседаний  Рабочей группы ВТО по Беларуси, позволяет сделать вывод о том, что позиция США:

     * во-первых, учитывает свои как политические, так и экономические

       интересы;

     * во-вторых, корректируется в зависимости  от развития внутриполитических процессов страны-кандидата;

     * в-третьих,  ярко демонстрирует преобладание  политики над экономикой.

США, с одной стороны, формально поддерживают переговоры по присоединению Республики Беларусь к ВТО и будут дальше активно участвовать в переговорном процессе (навязывая при этом достаточно жесткие условия присоединения), с другой - по-прежнему не готовы в полном объеме распространить на Беларусь режим наибольшего благоприятствования.

Несмотря на успешное проведение первых раундов переговоров  о присоединении Республики Беларусь к ВТО, по-прежнему остается несколько  принципиальных вопросов, касающихся количественной оценки последствий  полноправного участия в многосторонней торговой системе для экономики страны, учета интересов белорусских субъектов хозяйствования, оценки экономического эффекта в целом и возможностей для развития отдельных отраслей экономики в рамках свободного рынка. А это не только меры эффективной внутренней защиты, но и меры по стимулированию и помощи экспортерам, государственная поддержка конкурентоспособных производств. [2]

Для достижения поставленной цели необходимо привести законодательство Беларуси в соответствие с правилами ВТО, а также предоставить поставщикам из стран-членов этой организации возможность выхода на белорусский рынок по конкретным товарным группам и секторам услуг. Это не только ускорит процесс вхождения, но и устранит неблагоприятные тенденции в экономике республики.

Стране нужна  экономическая подготовка к работе в условиях ВТО. Переговоры с данной организацией отныне привязаны к процессам, происходящим в этой области, а значит пришло время разработать программу по адаптации механизмов регулирования к условиям ВТО, а именно - по совершенствованию и либерализации соответствующих отношения, прежде всего в области внешней торговли.

В связи с этим можно выделить несколько важнейших  задач развития внешней торговли. Среди них расширение экономической самостоятельности предприятий за счет наделения всех субъектов хозяйствования возможностями наращивать внешнеэкономическую деятельность, установление связи между внутренними ценами. В качестве приоритетных целей можно назвать также включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем и внутреннем рынках и повышение конкурентоспособности национального производства.

Какие главные проблемы необходимо решить в первую очередь? Прежде всего, изменить подходы к государственному регулированию (и отделить его от государственного управления) во внешнеторговой сфере, особенно в такой важной отрасли, как защита внутреннего рынка и поддержка отечественных производств.

Следует уходить  от администрирования во внешней  торговле. Практика, когда при выборе защитных мер для поддержки конкретных предприятий предпочтение нередко отдается директивным запретам, не только нарушает требования ВТО, но и зачастую идет вразрез с нашими договоренностями в рамках Союзного государства с Россией, которая уже действует по ее правилам.

Основной проблемой, сдерживающей процесс присоединения  к ВТО, является нерешенность ряда внутренних вопросов. Без синхронизации с реформами в стране вступление не окажет позитивного эффекта на экономику. Было бы большой ошибкой рассматривать присоединение к этой организации как разовую акцию, направленную на повышение нашего международного престижа, что, конечно, тоже важно. Опыт Киргизии, Грузии, Молдовы, уже совершивших этот шаг, показывает, что без привязки к процессам внутреннего реформирования экономики он сам по себе не способен дать ощутимых преимуществ.

Для решения этих проблем МИД претворяет в действие комплекс инициатив, направленных на активизацию работы экономического блока правительства по выработке наших позиционных предложений, которые мы должны представить ВТО и отстаивать на переговорах с ее странами-членами. Подготовлена и утверждена переговорная директива, работает правительственная комиссия, координирующая усилия министерств, причем ее статус повышен указом Президента до вице-премьерского уровня, принято совместное постановление правительства и Нацбанка о приведении республиканского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. [1]

Имеются и внешние  проблемы, требующие своего разрешения. Это, прежде   всего, необходимость  привести в соответствие обязательства  страны в рамках Таможенного союза между Беларусью, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и в рамках многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений ГАТТ/ВТО. [2]

В своих переговорах  мы, безусловно, ориентируемся на Россию и наших партнеров в рамках Единого экономического пространства. Нельзя не учитывать, что Беларусь и  Россия строят союзное государство  и наши экономики «завязаны» друг на друге. Для нас очень важно, чтобы  белорусско-российские тесные экономические связи сохранились и чтобы вступление наших стран в ВТО ни в коем случае не отразилось на уровне взаимной торговли.

На сегодняшний  день Российская Федерация и Украина  находятся на более продвинутой  стадии, так как они уже подписали  двусторонние соглашения по условиям присоединения с Европейским союзом - важным торговым партнером этих стран. Но это не говорит о том, что мы значительно отстаем от них на пути вступления в ВТО. Мы сможем добиться синхронного присоединения наших государств к этой организации, при котором разница в сроках не будет превышать один год. Но для нас критически важным является вопрос качества присоединения, то есть условий, на которых Беларусь вступит в ВТО, в том числе с учетом интересов, связанных с участием в региональной экономической интеграции.

Вопрос координации  и взаимного учета интересов  при присоединении к ВТО довольно остро обсуждался в процессе наработки базовых принципов функционирования ЕЭП. Было принято решение, что создание законодательства в области торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕЭП будет осуществляться на основе правил и норм многосторонних торговых соглашений  ВТО. Но вопрос выработки единых подходов по обязательствам стран ЕЭП перед ВТО оказался более сложным: не все члены «четверки» оказались готовы идти  на компромисс и учитывать экономические интересы своих партнеров. Здесь сторонам придется пройти более долгий путь к созданию полноценного единого экономического пространства, свободного для передвижения товаров, услуг,  капиталов и рабочей силы. Сегодня политические решения все еще преобладают над экономическим прагматизмом. Но время, развитие делового сотрудничества  и экономический рост в наших странах докажут эффективность создания торговых блоков на территории Содружества Независимых Государств  неизбежно подтолкнут правительства к успешному взаимодействию в этой области. [5]

Несмотря на более  чем 10-летний период взаимоотношений  Беларуси с системой ГАТТ/ВТО, по-прежнему часто звучит вопрос о том, нужно  ли стране быть  полноправным участником ВТО. [2]

Информация о работе Вступление Республики Беларусь в ВТО