Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:09, реферат
История человечества — это история экономики. Историческое наследие народов заключается не в том, сколько они провели войн, завоевали чужих территорий, а в том, что внесли они в цивилизацию, что построили, создали, изобрели.
1. Объект, предмет и функции истории экономики 3
2. Проблемы периодизации истории экономики 7
Список использованной литературы
1) традиционное общество, для которого характерно применение ручного труда, развитие сельского хозяйства как основы экономики, низкая производительность труда, медленные темпы технике-экономической эволюции;
2) период создания условий для сдвига. Движущими силами, подготовившими общество к сдвигу, было развитие науки, рынка и свободной конкуренции, а также накопление капитала и рост капиталовложений в народное хозяйство;
3) стадия сдвига, или промышленного переворота, с быстрым развитием отдельных отраслей промышленности и заменой ручного труда на машинный;
4) стадия зрелости, когда был достигнут быстрый и постоянный прогресс всех отраслей хозяйства;
5) стадия, обеспечивающая высокий уровень массового потребления.
Однако в 70-е годы Ростоу дополнил свою
схему шестой
стадией, на которой
общество занято поиском путей
качественного улучшения жизненных
условий человека.
Этот ученый считает,
что он дал теорию экономической истории
в целом, которая является современной
альтернативой марксизма.
К. Марксом во второй половине 19 века была разработана формационная теория. Формация – это социально-экономическая система хозяйства и общества. В системе за основу был взят тезис о том, что все народы в принципе развиваются одинаково и рано или поздно проходят одни и те же стадии общественно-экономического развития.
В России единственно правильным 75 лет считался так называемый “ политический” (или марксистский) подход, перекочевавший затем в работы Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.
Наиболее
четкое деление на пять общественно-экономических
формаций дано в "Кратком курсе
истории ВКП(б)" (1938), написанном коллективом
авторов и тщательно
Формационный подход к
Формационное пятичленное деление общественного развития соответствовало идее бесконечного прогресса. Еще во времена Великой Французской буржуазной революции маркиз де Кондорсе написал труд "Опыт исторической картины прогресса человеческого духа". Многие ученые
впоследствии использовали его идеи — о бесконечности прогресса писали Гегель, Кант и, наконец, Маркс, воплотивший эту идею в теории неизбежного перехода к коммунизму. Но прогресс вечным может быть лишь в науке, в развитии взглядов человека на природу и общество. Идея бесконечного прогресса в природе противоречит закону сохранения энергии, открытому в 40-е гг. XIX в. Джоулем. Упрощенно их взгляды на закон сохранения энергии представляются в таком виде: прибавление с одной стороны компенсируется уменьшением с другой. Естествоиспытатели и обществоведы много писали и пишут о прогрессе и регрессе, о неизбежности чередования этих явлений в природе и обществе.
В конце XX столетия человечество
пришло к выводу о том, что
неограниченный прогресс в
Вторая группа — теории исторического
круговорота стала особенно популярной
в историке-экономической литературе
в последние 60—70 лет, хотя первые из них
были созданы еще в начале XVIII в. Так, итальянец
Дж. Вико, выдвинув концепцию исторических
кругов, утверждал, что развитие всех народов
идет по циклам. В трудах немецкого историка
И. Г. Гердера история народов уподоблена
жизни человека с его возрастами. Э. Мейер
высказал мысль о том, что история человечества
представляет собой ряд замкнутых циклов
— например, Древний мир, средневековье
— и в каждом из них присутствуют элементы
как феодальной, так и капиталистической
экономики, в любом из циклов можно найти
и свободный, и наемный, и принудительный
труд.
Третья группа — теории цивилизаций, близко стоящие к теориям циклического круговорота. Понятие "цивилизация" включает территориальное разграничение людских сообществ, сохраняющих свое особое "лицо" на протяжении всего периода существования. Большое значение для таких сообществ имеют природные условия, быт, нравы, религия, культура, общая историческая судьба. Термин "цивилизация" является производным от civis — гражданин (лат.); civilis — гражданский и
civitas —
гражданская община, народ. Общепринятым
в современной литературе признаком
цивилизации являются такие особенности
культуры, в широком смысле слова, как
материальная и духовная. Этот принцип
объединяет людей в народ данной цивилизации,
обеспечивает его единство и сохраняемость
на протяжении всей его истории.
Идеи
о неоднородности человеческого
развития высказывались еще античными
мыслителями. В XIX—XX вв. появилось много
новых теорий цивилизаций, из которых
наиболее известными были теории Н.Я. Данилевского,
П.А. Сорокина, А. Тойнби.
Русский
ученый Н. Я. Данилевский считал, что основной
реальной единицей всемирной истории
является локальный культурно-исторический
тип — цивилизация, каждая из которых
непрерывно борется с внешней средой и
другими цивилизациями. Цивилизации покоятся
на четырех основах — культурной, религиозной,
политической и экономической; эти сферы
деятельности всегда были развиты неравномерно
— в действительности преобладала какая-то
одна, что тормозило развитие народов.
П.А. Сорокин предложил разделить все цивилизации на три группы в зависимости от преобладающих в них методов познания мира:
цивилизации чувственного типа — для них характерно преимущественное чувственное исследование окружающей действительности;
цивилизации идеациональные, в которых преобладает рациональное мышление;
цивилизации идеалистические, в которых господствует интуитивный тип познания. От типа цивилизации зависит и собственно история данной цивилизации и ее экономика.
По
мнению английского ученого А. Тойнби,
всемирная история есть просто сумма глубоко
специфических, не связанных друг с другом
цивилизаций, каждая из которых проходит
одни и те же стадии в своем развитии —
зарождается, достигает расцвета, приходит
в упадок и погибает. Цивилизации, соприкасаясь,
не могут не влиять друг на друга, однако
это воздействие не является настолько
сильным, чтобы принципиально изменить
характер данной цивилизации: систему
хозяйства, повседневный уклад жизни,
особенности национального менталитета
— то, что и составляет самобытность каждой
культуры. Он выделил тринадцать основных
цивилизаций, из которых пять цивилизаций
— великие. Наиболее активной из пяти
великих цивилизаций, существующих с древности
до наших дней, А. Тойнби считал западную,
сумевшую оказать наибольшее влияние
на другие цивилизации. В число других
великих цивилизаций Тойнби включал также
дальневосточную (Китай), индусскую (Индия),
ближневосточную (исламскую), восточнославянскую
(православную). Общее же количество цивилизаций
в человеческой истории — около 30, большинство
из них погибли, не оказав существенного
влияния на развитие человечества. Тойнби
полагал, что жизнеспособность цивилизации
определяется прежде всего прогрессом
в производительных силах и ростом производительности
труда, овладением жизненной средой, способностью
избегать ситуаций, решение которых не
зависит от данного общества, и наличием
интеллектуальной элиты — творческого
меньшинства: если его нет, то нет и цивилизации.
В арсенале современной
Ясно одно, без важнейших составляющих
цивилизации -государственности и письменности
— цивилизованное общество невозможно
отделить от примитивных обществ. С появлением
письменности совершается переход от
протогосударства к государству, определяется
легитимность его образования и существования
в различных законах.
Следует иметь в виду, что в большинстве
приведенных вариантов периодизации наблюдается
расплывчатость хронологических рубежей,
а критерии периодизации затрагивают,
как правило, не только сферу производственных
отношений, а больше относятся к духовной
сфере, поэтому абсолютизировать их нельзя.
Для упорядочения и презентации историко-экономического
материала наиболее адекватна периодизация
по способам производства.
В настоящее время наиболее удобным подходом является традиционный подход (историко-хронологический), где в соответствии с общей исторической периодизацией выделяют пять эпох: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время и в разрезе этих эпох рассмотрено экономическое развитие ведущих стран.
Вместе с тем хронологический и страновой подход увязан с формационным, здесь уделено внимание отличительным особенностям древневосточного («азиатского способа производства») и античного рабства; феодального способа производства, как строя, сформировавшегося в Средние века; капитализма, т. е. рыночного хозяйства, берущего свое начало от эпохи Великих географических открытий при переходе к Новому времени. Отражены особенности современной стадии развития экономики капиталистических стран.
Стать первоклассным
Известно, что многие страны выбрали модели развития экономики с элементами рыночных отношений. Тем не менее, с высокодоходной экономикой в начале 90–ых. гг., по данным Р. Камерона, оказались лишь немногие: Швейцария, Япония, США, Германия (ФРГ), Великобритания
В целом в 1990 году существовала сорок одна нация, в экономике которой на душу населения доходы были ниже 500 долларов.
Изучив имеющийся колоссальный
опыт, необходимо выбрать
те рыночные механизмы, которые
с учетом традиций, культуры
и особенности развития экономики,
а также реальных условий
подходят нашей стране.
Список
использованной литературы: