Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические результаты и показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:20, контрольная работа

Описание

Особенности предмета и метода макроэкономики.
Основные макроэкономические проблемы и параметры.
Соотношение макроэкономических показателей в системе национальных счетов.
Основные макроэкономические тождества.
Теневая экономика.

Работа состоит из  1 файл

17. Введение в макроэкономику. Основные макроэк результаты.rtf

— 324.06 Кб (Скачать документ)

В результате на основе показателя национального дохода стоимость произведенных в стране конечных товаров и учитывается по факторным издержкам, а не но рыночной стоимости, завышенной но сравнению с реальными затратами на величину косвенных налогов, и заниженной па величину субсидий. Национальный доход представляет собой чистый и заработанный доход общества. Этим и определяется значение национального дохода как основного макроэкономического показателя результатов национального производства.

В хозяйственной практике различают два показателя, используемые для измерения дохода нации - произведенный и использованный национальный доход:

  • Произведенный национальный доход характеризует новую стоимость, созданную в процессе производства всех товаров и услуг в течение года.
  • Использованный национальный доход - это доход, направленный на цели потребления и накопления внутри страны. Он равен произведенному национальному доходу за вычетом чистого экспорта, а также суммы потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении и транспортировке товаров.

Значительную часть национального дохода составляет личный доход населения (ЛД). В отличие от национального дохода, который является заработанным доходом, ЛД характеризует получаемый доход. Различия между ними двумя показателями определяются двумя обстоятельствами. Во-первых, часть заработанного дохода (взносы на социальное страхование, нераспределенную прибыль и налоги на прибыль) население лично не получает. Во-вторых, часть получаемого дохода поступает населению в виде трансфертных платежей государства (пенсий, стипендий, пособий). Размеры трансфертных поступлений определяются действующими нормативными актами и социальным положением семьи, а не се участием и производстве общественного продукта. ЛД населения может быть.

Располагаемый личный доход (y'') - это личный доход населения, остающийся после уплаты всех налоговых обязательств перед государством (y'' = у - T). Он характеризуй: ту часть заработанного дохода, которую население может тратить по своему усмотрению. Для расчета располагаемого личного дохода из национального дохода вычитаются: нераспределенная прибыль корпораций, общая сумма прямых налогов и неналоговых платежей (например, штрафов), а также взносы на социальное страхование и прибавляется сумма полученных населением трансфертных платежей.

Потребление и сбережения. Располагаемый Личный доход распределяется населением на две части: потребление (потребительские расходы) и сбережения.

Сбережения домохозяйств представляют собой ту часть располагаемого дохода, которая не была использована на потребление в текущем периоде. Люди делают сбережения для того, чтобы использовать их для потребления в будущем. Поэтому сбережения по своему экономическому смыслу представляют не что иное, как отложенное потребление.

Сбережения фирм образуются за счет амортизации н нераспределенной прибыли корпорации. Они являются источником самофинансирования инвестиций. При этом нераспределенная прибыль характеризует чистые сбережения фирм.

Сумма сбережений населения и валовых сбережений фирм и определяет валовой объем частных сбережений в экономике, а сумма сбережений домохозяйств и чистых сбережений фирм характеризует чистые частные сбережения.

Сбережения государства представляют собой разницу между государственными доходами и расходами, т.е. равны дефициту государственного бюджета, взятому со знаком «минус». При наличии дефицита государственные сбережения являются величиной, отрицательной, при избытке государственного бюджета положительной величиной.

Сумма валовых частных сбережений и сбережений государства образует валовые национальные сбережения.

Чистые национальные сбережения - это валовые национальные сбережения за вычетом амортизации или сумма чистых частных сбережений и сбережении государства.

Национальное богатство - совокупность материальных и культурных благ, которые созданы трудом людей за определенный период и которыми располагает общество в данный момент.

Национальное богатство непосредственно связано с  национальным объемом производства, а потому является индикатором малейших изменений в экономическом положении нации. Его анализ позволяет определить какие цели необходимо поставить обществу и какие методы или рычаги использовать в своей экономической политике

Проблема измерения национального богатства стояла еще перед экономистами XVII-XVIII вв. Создание начал национального счетоводства стимулировалось практическими целями государства, прежде всего введением наиболее эффективного налогообложения доходов, собственности, сбережений. Впервые национальное богатство было исчислено У. Петти в 1664 г. в Англии.  Ф. Кенэ и А. Смит выдвигали свои теоретические схемы, опираясь на расчеты Грегори Кинга, выполненные в 1696 г. и опубликованные в его работе «Природа и политика. Наблюдения и выводы о состоянии и условиях в Англии». Попытки измерения уровня экономического развития и совокупных доходов предпринимались П. Буагильбером. Подсчет государственных доходов в России был впервые осуществлен в конце XVIII века И. Ф. Германом. Однако систематическим и рациональным национальное счетоводство стало лишь с формированием методологических предпосылок макроэкономики, т. е. в  XX в.

Национальное счетоводство - один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов. Эта роль определяется функциями национального счетоводства как инструмента экономической политики, экономического прогнозирования, оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран, связи экономической теории с практикой. Например, одним из критериев отнесения к странам «нарождающихся рынков» Всемирный банк считает важнейший показатель национального богатства  годовой душевой доход в размере не менее 9,6 тыс. долл. В России этот показатель сейчас достигает примерно 2,5 тыс. долл. По уровню ВВП Россия находится в середине второй десятки стран мира (точнее - на 14-м месте), впереди нее - такие страны, как Корея, Канада, Мексика, Индонезия, Бразилия.

До 80-ых гг. для измерения национального богатства использовался материально-вещественный подход. При этом существовали две альтернативные системы: система национальных счетов (СНС) и  баланс народного хозяйства (БНХ). С вступлением развитых государств в постиндустриальную  стадию  возникла  необходимость   создания    новой  концепции национального богатства и смены ее парадигмы. Только здоровый человек и сохраненная для будущих поколений природа являются настоящей ценностью и итогом национального богатства, поэтому при его измерении особое значение стали получать социальные и экологические факторы. Для этого П.Самуэльсон предложил использовать показатель чистого экономического благосостояния - ЧЭБ.

Чистое экономическое благосостояние - это показатель, измеряющий экономическое благосостояние общества с учетом не только имеющихся доходов, но и качества жизни.

Однако вычисление ЧЭБ имеет значительные сложности, т. к. пока не существует способов и показателей абсолютного измерения объемов теневой экономики, досуга, загрязнения.

Характер связей между основными макроэкономическими показателями результатами хозяйственной деятельности наглядно представлен на рис.17.1.

Рис. 17.1. Макроэкономическая структура ВНП.

Система национальны счетов (СНС) представляет собой свод экономических таблиц, отражающих с одной стороны расходы субъектов хозяйственной деятельности и на покупку товаров, с другой, - их доходы от результатов хозяйственной деятельности. Основная цель национального счетоводства заключается в получении па основе данных статистической отчетности количественной информации о производстве, распределении и использовании общественного продукта. Для этого по каждому из макроэкономических субъектов и народному хозяйству в целом составляется система функциональных счетов, отражающих участие данного о субъекта в следующих хозяйственных процессах:

  • Производстве благ и услуг;
  • Образовании национального дохода;
  • Распределении национального дохода;
  • Перераспределении национального дохода;
  • Использовании национального дохода;
  • Изменении имущества;
  • Кредитовании и финансировании.

Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, выполняя для национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным и нематериальным производством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС являются: производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления, производство промежуточного продукта, потребляемого внутри сферы бизнеса и нелегальное производство товаров и услуг.

Основу системы национальных счетов составляет счет ВВП. В этом счете ВВП представлен двояким образом. С одной стороны, как сумма расходов конечных пользователей на покупку товаров и услуг. С другой, - как сумма денежных доходов, полученных в результате производства продукции в этом же году. Очевидно, что при исчислении на основе разных способов величина показателя должна быть одинакова, поскольку купля (расходование денег) и продажа (получение денег) являются двумя сторонами одной той же сделки. То, что потрачено на производство продукта, является доходом для тех, кто вложил свои производственные ресурсы на создание общественного продукта и его реализацию на рынке. Это положение называется основным тождеством системы национальных счетов (рис 17.2)


 

Рис. 17.2. Основное тождество СНС

 

17.4. Основные макроэкономические тождества.

Система основных макроэкономических тождеств. На базе основного тождества СНС составляется целый ряд макроэкономических тождеств: для ВИН; для национального дохода; для сбережений и инвестиций. Эти тождества имеют различные модификации, определяемые типом экономической системы

В закрытой чисто рыночной экономике, где государство не участвует в регулировании движения доходов и расходов, совокупные расходы на покупку конечных товаров и услуг складываются, только из потребительских расходов домохозяйств и валовых инвестиций фирм. Поэтому тождество для ВВП будет иметь вид:

У  =  С + I.  

Это уравнение и характеризует тождество сбережений и инвестиций в закрытой рыночной экономике, не подвергающейся воздействию государства.

Формы выражения основных тождеств модифицируются, если мы учтем роль государства и иностранного сектора в народнохозяйственном кругообороте.

Так, тождества ВНП и НД в смешанной закрытой экономике будут иметь следующий вид:

у = С + I + G,                                   

где   G - объем государственных покупок. В смешанной открытой экономике в состав совокупных расходов, как уже отмечалось, входит чистый экспорт (NE = Е - Z), представляющий разницу между  экспортом (Е) и импортом (Z). Поэтому основное тождество будет выглядеть:

y = C + I + G + NE. 

Все приведенные тождества имеют важное значение не только для анализа фактических результатов функционирования национальной экономики и моделирования экономических процессов, но и для прогнозирования тенденций экономического развития страны в долгосрочном периоде.

17.5. Теневая экономика.

В центре внимания современных экономистов, разрабатывающих методологию измерения ВНП, находится проблема оценки сделок, совершаемых нелегально с целью уклонения от налогов или получения незаконных доходов. Суть проблемы заключается в том, что нелегальные сделки, занижают официальные оц ВНП по сравнению с его фактическим значением и уменьшают налоговые поступления в бюджет государства.

Исследования в области теневой экономики пока еще не привели к созданию общепринятой методики измерения ее масштабов. Имеющиеся оценки экспертов существенно отличаются между собой. Например, для США они варьируются от 3 до 30% валового национального продукта, а для России -- от 10 до 50% ВНП.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические результаты и показатели