Взаимоотношения ЕС и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:02, доклад

Описание

Европейский союз — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ.

Работа состоит из  1 файл

Взаимоотношения ЕС и России.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)


Взаимоотношения ЕС и России

 

(Слайд 2-3) Европейский союз — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ.

(Слайд 4) Доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21% (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности.

(Слайд 5) С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

(Слайд 6). Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.

(Слайд 7) Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

экономического,

внутренней безопасности и правосудия,

внешней безопасности,

науки и образования.

(Слайд 7) До настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

Товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. (Слайд 8) Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25%. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта.

В 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. В 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза. Однако до настоящего времени ситуация не разрешилась, ЕС безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим, поэтому Дмитрий Медведев передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС.

На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.

В 2010 г. премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположиться на территории от Владивостока до Лиссабона. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России.

По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.

Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии».

(Слайд 9) В то же время переговоры продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

Претензии России к ЕС касаются:

1.                  предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;

2.                  неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;

3.                  ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;

4.                  попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве.

(Слайд 10) Претензии ЕС к России касаются:

1.                  нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;

2.                  сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);

3.                  заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;

4.                  взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

(Слайд 11) Тем не менее, приоритетными на предстоящее десятилетие являются следующие направления развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества между Россией и Европейским союзом:

1. Придание партнерству Россия – Европейский союз стратегического характера

2. Расширение формата и повышение результативности политического диалога

3. Развитие взаимной торговли и инвестиций

4. Сотрудничество в финансовой области

5. Обеспечение интересов России при расширении Европейского союза

6. Развитие общеевропейской инфраструктуры сотрудничества

7. Сотрудничество в сфере науки и техники, защиты прав интеллектуальной собственности

8. Трансграничное сотрудничество

9. Развитие правовой базы сотрудничества. Сближение хозяйственного законодательства и технических стандартов

10. Сотрудничество в правоохранительной сфере

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Взаимоотношения ЕС и России