Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: провести анализ связи между ростом населения и экономическим развитием.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить основные аспекты и понятия демографической проблемы как одной из глобальных и рассмотреть подходы к изучению демографических и социальных процессов.
2. Попытаться выявить связь демографических и экономических показателей.
3. определить основные направления демографической политики стран с разным уровнем развития.
Введение 2
1. Глобальные проблемы мирового хозяйства 3
1.1 Глобальные проблемы современности, критерии их выделения 3
1.2 Демографическое развитие мира 5
1.3 Подходы к изучению демографических и экономических процессов. 8
2. Взаимосвязь роста населения и экономического развития. 13
2.1 Анализ численности и темпов прироста населения в мире и подсистемам. 13
2.2 Изменения в структуре населения и социально - экономическое развитие. 19
2.3 Взаимосвязь демографических и экономических показателей. 22
3.Регулирование процессов воспроизводства населения 24
3.1. Направления демографической политики развивающихся стран 24
3.2.Демографическая политика в развитых странах. 27
Заключение 31
Список используемой литературы 32
Наиболее остро демографическая проблема стоит в развивающихся странах, поэтому политике направленной на регулирование демографических процессов уделяется большее внимание чем в развитых странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения, ставится в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в вначале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Правительства исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.
Политика по ограничению прироста населения чаще всего осуществляется в рамках «планирования семьи». В целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой, и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития. На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства и задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и совсем не в таких масштабах, как планировалось, - прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн, а в 2010 г. превысило 1,2 млрд.
В Китае планирование
семьи рассматривается как
Программа действий, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим «фактором человеческого прогресса, утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей. Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные страны могут навязывать развивающимся странам свое видение проблем. Возможно, у них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять многонаселенным развивающимся странам. Беспрецедентный рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в мире.
Большая часть развитых стран считает удовлетворительным темп роста численности населения (от 55% в 2007 году до 82% в 1986 году) и практически ни одна из них не считает его слишком высоким (за исключением одной страны в 1976 и 1996 году). Однако, начиная с середины 1980-х годов, в этой группе быстро возрастает доля стран, обеспокоенных низким приростом населения (Рисунок 7)
Рисунок 7 - Оценка национальными правительствами темпа роста численности населения, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., %
В
ответ на устойчиво низкий рост населения
все большее число стран, прежде
всего из группы развитых, выражает
озабоченность последствиями
Эмпирическая оценка эффективности различных мер социальной политики в отношении повышения рождаемости позволяет, используя методы симуляции, оценить их возможный эффект в экономически развитых странах. (Рисунок 8) При этом ожидаемый эффект одних и тех же мер оказывается различным в разных странах. Наибольшим он ожидается в Корее, в то время как в Германии и Испании - практически нулевым.
Рисунок 8 - Потенциальное повышение коэффициента суммарной рождаемости за счет различных мер социальной политики
Отношение в западных странах к демографическим проблемам включает соблюдение принципов демократии, социальной справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большая часть промышленно развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей. Так в развитых странах широко обсуждается целый ряд мер, которые могли бы способствовать росту предложения труда. Во-первых, это меры направленные на увеличение предложения труда со стороны женщин и людей пожилого возраста, включая реформу пенсионной системы и развитие стимулов к труду.
Две цели – повышение уровня женской занятости и увеличение рождаемости – могут показаться на первый взгляд противоречивыми. Но это на деле, напротив, сегодня рождаемость выше именно в тех странах, где высок уровень занятости женщин. (Рисунок 9)
Рисунок 9 - Коэффициент рождаемости и уровень занятости женщин в странах ОЭСР по данным на 2005 год (OCDE family database)
Это происходит за счет больших возможностей совмещения профессиональной деятельности и семейной жизни. Семейная политика развитых стран имеет большие различия. Две группы стран выделяются с первого взгляда: северные страны, страны Юга Европы и англо-саксонские страны. Это противопоставление основано, главным образом, на различии в поддержке семей с детьми до трех лет, предоставляемой либо в форме отпусков, либо в форме услуг по уходу за детьми работающих родителей. Отпуск в северных странах продолжительнее, чем в остальных: 53 рабочих недели, приведенных к полному рабочему дню и средней заработной плате, в Швеции и 47 недель в Дании против всего лишь 27 недель, в среднем, по всем странах ОЭСР. И в общей сложности, инвестиции, реализуемые в виде услуг по уходу и воспитанию детей до 6 лет, более высоки в северных странах и, в среднем, составляют 1,6% ВВП против 0,7% в других странах (всего 0,6% в англо-саксонских и азиатских странах и 0,7% в странах южной Европы).8
В
последнее время все более
актуальной становится
Таким образом, каждая и предлагаемых в развитых странах мер имеет определенные ограничения.
Попытка определить взаимосвязь темпов роста населения показала что население и ресурсы как две важные переменные величины очень подвижны и эластичны, что не позволяет проводить прямые арифметические связи между ними. Снижение темпов прироста населения не всегда ведет к росту уровня экономического развития и наоборот. При этом нельзя игнорировать факт того, что прирост населения может внести свой вклад в производство ВВП.
Современное
мировое хозяйство
В целях регулирования проблем народонаселения правительства проводят демографическую политику. В данном вопросе так же наблюдаются кардинальные различия в подходах и методах решения проблемы в странах с разным уровнем развития. Так в развитых странах большее внимание уделяется сохранению стабильного прироста населения, обеспечивающего замещение, широко обсуждаются меры способствующие росту предложения труда. В странах с развивающейся экономикой политика скорее направлена на максимально возможное снижение прироста населения при этом не исключается применение репрессивных мер.
В России
проблема демографии является ключевой
всю ее историю. Несмотря на это, активные
действия со стороны правительства по
разрешению настоящего демографического
кризиса начали осуществляться только
сейчас. К таким мерам можно отнести принятие
«Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025
года» в октябре 2007г.