Содержание
Введение......................................................................................................................3
1. Структура
Федерального закона «О валютном
регулировании и валютном контроле».....................................................................................................................4
2. Общая
характеристика Федерального закона
«О валютном регулировании и
валютном контроле»...................................................................................................7
Заключение................................................................................................................20
Список
литературы...................................................................................................21
Введение
Закон
Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-I
"О валютном регулировании и
валютном контроле"
послужил правовой основой для создания
в РФ нормативной правовой базы валютного
регулирования и организационной системы
валютного контроля. В декабре 1998 г., июле
1999 г., в мае, августе и декабре 2001 г. в этот
и другие федеральные законы вносились
изменения. Внесение изменений в вышеупомянутый
Закон, а также в сопредельные с ним федеральные
законы было обусловлено необходимостью
последовательной либерализации валютного
законодательства РФ, как одного из факторов
развития рыночной экономики в РФ, а также
устранения имеющихся пробелов, коллизий
и противоречий с положениями других федеральных
законов. Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ
"О валютном регулировании и валютном
контроле" (в ред. Федерального закона
от 29.06.04 № 58-ФЗ) (далее - ФЗ-173) был принят
Государственной Думой 21.11.03, одобрен Советом
Федерации 26.11.03 и подписан Президентом
РФ 10.12.03. В некоторые статьи ФЗ-173 Федеральным
законом от 29.06.04 № 58-ФЗ "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с осуществлением мер
по совершенствованию государственного
управления" внесены изменения. Абсолютное
большинство норм и положений ФЗ-173 вступает
в силу по истечении 6 месяцев со дня его
официального опубликования. Некоторые
положения ФЗ-173 вводятся в действие постепенно.
1.
Структура Федерального
закона «О валютном
регулировании и валютном
контроле»
Федеральный
закон "О валютном регулировании
и валютном контроле" разработан
с учетом результатов анализа макроэкономических
тенденций, связанных с реализацией мер
по либерализации валютного законодательства
РФ. Он направлен на обеспечение реализации
единой государственной валютной политики,
а также устойчивости валюты РФ и стабильности
внутреннего валютного рынка как факторов
прогрессивного развития национальной
экономики и международного экономического
сотрудничества.
Федеральный
закон "О валютном регулировании
и валютном контроле" состоит из
5 глав: Глава 1. Общие положения Статья
1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе Статья 2. Сфера действия
настоящего Федерального закона и отношения,
регулируемые настоящим Федеральным законом Статья
3. Принципы валютного регулирования и
валютного контроля Статья 4. Валютное
законодательство Российской Федерации,
акты органов валютного регулирования
и акты органов валютного контроля Глава
2. Валютное регулирование Статья 5. Органы
валютного регулирования Статья 6. Валютные
операции между резидентами и нерезидентами Статья
7. Регулирование Правительством Российской
Федерации валютных операций движения
капитала. - Не действует Статья 8. Регулирование
Центральным банком Российской Федерации
валютных операций движения капитала.
- Не действует Статья 9. Валютные операции
между резидентами Статья 10. Валютные операции
между нерезидентами Статья 11. Внутренний
валютный рынок Российской Федерации Статья
12. Счета резидентов в банках, расположенных
за пределами территории Российской Федерации Статья
13. Счета (вклады) нерезидентов, открываемые
на территории Российской Федерации Статья
14. Права и обязанности резидентов при
осуществлении валютных операций Статья
15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз
из Российской Федерации валютных ценностей,
валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг Статья 16. Резервирование.
- Не действует Статья 17. Обеспечение исполнения
обязательства. - Не действует Статья 18.
Предварительная регистрация. - Не действует Глава
3. Репатриация резидентами
иностранной валюты
и валюты Российской
Федерации и обязательная
продажа части валютной
выручки Статья 19. Репатриация резидентами
иностранной валюты и валюты Российской
Федерации Статья 20. Паспорт сделки Статья
21. Обязательная продажа части валютной
выручки на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации. - Не действует Глава
4. Валютный контроль Статья 22. Валютный
контроль в Российской Федерации, органы
и агенты валютного контроля Статья 23.
Права и обязанности органов и агентов
валютного контроля и их должностных лиц Статья
24. Права и обязанности резидентов и нерезидентов Статья
25. Ответственность за нарушение актов
валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования Глава
5. Заключительные положения Статья 26.
Вступление в силу настоящего Федерального
закона Статья 27. Признание утратившими
силу законодательных актов (отдельных
положений законодательных актов) Российской
Федерации Статья 28. Осуществление валютных
операций, открытие счетов в банках за
пределами территории Российской Федерации
и осуществление операций по этим счетам,
незачисление иностранной валюты на счета
резидента в уполномоченных банках в соответствии
с разрешениями, полученными до вступления
в силу настоящего Федерального закона В
ФЗ-173 установлены принципы и правовые
основы валютного регулирования и валютного
контроля, законодательно определены
права и обязанности органов валютного
контроля и агентов валютного контроля,
определены права и обязанности резидентов
и нерезидентов в отношении владения,
пользования и распоряжения валютными
ценностями, права и обязанности нерезидентов
в отношении владения, пользования и распоряжения
валютой РФ и внутренними ценными бумагами,
а также особенности и порядок вступления
ФЗ-173 в силу.
2.
Общая характеристика
Федерального закона
«О валютном регулировании
и валютном контроле»
Для
правильного понимания и применения
ФЗ-173 имеет основополагающее значение
ст. 1. В этой статье законодатель раскрыл
содержание используемых в ФЗ-173 основных
понятий. В ст. 1 уточнены понятия: валюта
РФ, иностранная валюта, резиденты и нерезиденты,
уполномоченные банки. Введены такие понятия,
как внутренние и внешние ценные бумаги,
специальный счет, валютные биржи. В ФЗ-173
уточнен перечень видов имущества, признаваемых
валютными ценностями. В соответствии
с п. 5 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173 к валютным ценностям
относится иностранная валюта и внешние
ценные бумаги. ФЗ-173 введено разграничение
валютных операций в зависимости от состава
их участников на валютные операции между
резидентами, между резидентами и нерезидентами
и между нерезидентами. Введенная ФЗ-173
классификация валютных операций приведена
в соответствие с положениями международных
договоров, в том числе со статьями Соглашения
Международного валютного фонда. В соответствии
с п. 9 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173 к валютным операциям
относятся следующие действия: а) приобретение
резидентом у резидента и отчуждение резидентом
в пользу резидента валютных ценностей
на законных основаниях, а также использование
валютных ценностей в качестве средства
платежа; б) приобретение резидентом у
нерезидента либо нерезидентом у резидента
и отчуждение резидентом в пользу нерезидента
либо нерезидентом в пользу резидента
валютных ценностей, валюты РФ и внутренних
ценных бумаг на законных основаниях,
а также использование валютных ценностей,
валюты РФ и внутренних ценных бумаг в
качестве средства платежа; в) приобретение
нерезидентом у нерезидента и отчуждение
нерезидентом в пользу нерезидента валютных
ценностей, валюты РФ и внутренних ценных
бумаг на законных основаниях, а также
использование валютных ценностей, валюты
РФ и внутренних ценных бумаг в качестве
средства платежа; г) ввоз на таможенную
территорию РФ и вывоз с таможенной территории
РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних
ценных бумаг; д) перевод иностранной валюты,
валюты РФ, внутренних и внешних ценных
бумаг со счета, открытого за пределами
территории РФ, на счет того же лица, открытый
на территории РФ, и со счета, открытого
на территории РФ, на счет того же лица,
открытый за пределами территории РФ; е)
перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних
и внешних ценных бумаг со счета (с раздела
счета), открытого на территории РФ, на
счет (раздел счета) того же лица, открытый
на территории РФ. В ч. 2 ст. 1 ФЗ-173 законодательно
закреплено общее правило толкования
и применения норм права, которое означает,
что используемые в нем институты, понятия
и термины гражданского и административного
законодательства РФ, а также других отраслей
законодательства РФ применяются в том
значении, в каком они используются в этих
отраслях законодательства РФ, если иное
не предусмотрено ФЗ-173. В ФЗ-173 указаны
принципы валютного регулирования и валютного
контроля (ст. 3): 1) приоритет экономических
мер в реализации государственной политики
в области валютного регулирования; 2) исключение
неоправданного вмешательства государства
и его органов в валютные операции резидентов
и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней
валютной политики РФ; 4) единство системы
валютного регулирования и валютного
контроля; 5) обеспечение государством
защиты прав и экономических интересов
резидентов и нерезидентов при осуществлении
валютных операций. В ст. 4 ФЗ-173 четко раскрывается
понятие валютного законодательства РФ.
В частности, установлено, что валютное
законодательство РФ состоит из ФЗ-173 и
принятых в соответствии с ним федеральных
законов. ФЗ-173 также предусмотрено, что
органы валютного регулирования издают
нормативные правовые акты по вопросам
валютного регулирования только в случаях,
предусмотренных ФЗ-173. Международные договоры
РФ применяются к отношениям, указанным
в ст. 2 ФЗ-173, непосредственно, за исключением
случаев, когда из международного договора
РФ следует, что для его применения требуется
издание внутригосударственного акта
валютного законодательства РФ. Если международным
договором РФ установлены иные правила,
чем те, которые предусмотрены ФЗ-173, применяются
правила такого международного договора. ФЗ-173
определено, что акты валютного законодательства
РФ и акты органов валютного регулирования,
устанавливающие новые обязанности для
резидентов и нерезидентов или ухудшающие
их положение, обратной силы не имеют.
А акты валютного законодательства РФ
и акты органов валютного регулирования,
отменяющие ограничения на осуществление
валютных операций или иным образом улучшающие
положение резидентов и нерезидентов,
могут иметь обратную силу, если прямо
предусматривают это. Кроме того, ФЗ-173
установлено, что акты валютного законодательства
РФ и акты органов валютного регулирования
подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные акты валютного законодательства
РФ и акты органов валютного регулирования
не применяются. ФЗ-173 органы валютного
контроля наделяются правом издавать
акты валютного контроля по вопросам,
отнесенным к их компетенции, но только
в случаях и пределах, предусмотренных
валютным законодательством РФ и актами
органов валютного регулирования. В данном
случае нормативные акты органов валютного
регулирования занимают подчиненное положение
по отношению к законодательным актам
валютного законодательства РФ. При этом
законодатель установил, что акты органов
валютного контроля не должны содержать
положения, касающиеся вопросов регулирования
валютных операций. Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов валютного
законодательства РФ, актов органов валютного
регулирования и актов органов валютного
контроля толкуются в пользу резидентов
и нерезидентов. Глава 2 ФЗ-173 посвящена
вопросам валютного регулирования. Ст.
5 ФЗ-173 определяет органы валютного регулирования.
К органам валютного регулирования в РФ
относится Центральный банк РФ (ЦБ РФ)
и Правительство РФ. Для реализации функций
органов валютного регулирования, предусмотренных
ФЗ-173, ЦБ РФ и Правительство РФ в пределах
своей компетенции издают соответствующие
акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. ФЗ-173
установлено, что не допускается установление
органами валютного регулирования требования
о получении резидентами и нерезидентами
индивидуальных разрешений. Не допускается
установление органами валютного регулирования
требования о предварительной регистрации
резидентов, за исключением случаев, установленных
ч. 5 ст. 15 ФЗ-173. Частью 5 ст. 15 ФЗ-173 определено,
что ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка
из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг
в документарной форме осуществляются
резидентами и нерезидентами в порядке,
который устанавливается Правительством
РФ по согласованию с ЦБ РФ и может предусматривать
требование о предварительной регистрации. Частью
4 ст. 5 ФЗ-173 предусмотрено, что ЦБ РФ устанавливает
единые формы учета и отчетности по валютным
операциям, порядок и сроки их представления,
а также готовит и опубликовывает статистическую
информацию по валютным операциям. ФЗ-173
также предусмотрено, что ЦБ РФ, Правительство
РФ, а также специально уполномоченные
на то Правительством РФ федеральные органы
исполнительной власти осуществляют все
виды валютных операций, регулируемых
ФЗ-173, без ограничений. В ст. 6 ФЗ-173 установлено,
что валютные операции между резидентами
и нерезидентами осуществляются без ограничений,
за исключением валютных операций, предусмотренных
ст. 11 ФЗ-173. Ограничения устанавливаются
в целях предотвращения существенного
сокращения золотовалютных резервов,
резких колебаний курса валюты РФ, а также
для поддержания устойчивости платежного
баланса РФ. . ФЗ-173 предусмотрено, что ЦБ
РФ может устанавливать требование о резервировании
суммы, не превышающей в эквиваленте 100%
суммы осуществляемой валютной операции,
на срок не более 60 календарных дней. Статья
15 ФЗ-173 регулирует ввоз в РФ и вывоз из
РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних
ценных бумаг. ФЗ-173 установлено, что ввоз
в РФ иностранной валюты и внешних ценных
бумаг в документарной форме осуществляется
резидентами и нерезидентами без ограничений
при соблюдении требований таможенного
законодательства РФ. Физические лица
- резиденты и физические лица-нерезиденты
имеют право вывозить из РФ иностранную
валюту, а также внешние ценные бумаги
в документарной форме, ранее ввезенные,
пересланные или переведенные в РФ, при
соблюдении требований таможенного законодательства
РФ в пределах, указанных в таможенной
декларации или ином документе, подтверждающем
их ввоз, пересылку или перевод в РФ. Также
физические лица - резиденты и физические
лица-нерезиденты имеют право единовременно
вывозить из РФ наличную иностранную валюту
в сумме, равной в эквиваленте 10 тыс. долл.
США или не превышающей этой суммы. При
этом не требуется представление в таможенный
орган документов, подтверждающих, что
вывозимая наличная иностранная валюта
была ранее ввезена, переслана или переведена
в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном
вывозе из РФ физическими лицами-резидентами
и физическими лицами-нерезидентами наличной
иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте
3000 долл. США или не превышающей этой суммы,
вывозимая наличная иностранная валюта
не подлежит декларированию таможенному
органу. При единовременном вывозе из РФ
физическими лицами-резидентами и физическими
лицами-нерезидентами наличной иностранной
валюты в сумме, превышающей в эквиваленте
3000 долл. США, вывозимая наличная иностранная
валюта подлежит декларированию таможенному
органу путем подачи письменной таможенной
декларации на всю сумму вывозимой наличной
иностранной валюты. Единовременный вывоз
из РФ физическими лицами-резидентами
и физическими лицами-нерезидентами наличной
иностранной валюты в сумме, превышающей
в эквиваленте 10 тыс. долл. США, не допускается,
за исключением случаев, предусмотренных
ч. 2 настоящей статьи. Ввоз и пересылка
в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ
и внутренних ценных бумаг в документарной
форме осуществляются резидентами и нерезидентами
в порядке, который устанавливается Правительством
РФ по согласованию с ЦБ РФ и может предусматривать
требование о предварительной регистрации. Глава
3 ФЗ-173 регулирует вопросы, связанные с
репатриацией резидентами иностранной
валюты и валюты РФ, а также вопросы, связанные
с обязательной продажей части валютной
выручки. Требование о репатриации валютной
выручки и ее обязательной продаже является
главным инструментом перераспределения
валютных средств на внутреннем валютном
рынке и гарантированным источником их
приобретения для всех участников внешнеэкономической
деятельности. Обязательная продажа валютной
выручки осуществляется в порядке, устанавливаемом
ЦБ РФ, через уполномоченные банки ЦБ РФ.
Кроме того, обязательная продажа валютной
выручки может осуществляться в порядке,
устанавливаемом ЦБ РФ, непосредственно
уполномоченным банкам и (или) на валютных
биржах через уполномоченные банки. Статья
19 ФЗ-173 устанавливает, что при осуществлении
внешнеторговой деятельности резиденты,
если иное не предусмотрено ФЗ-173, обязаны
в сроки, предусмотренные внешнеторговыми
договорами (контрактами), обеспечить: а)
получение от нерезидентов на свои банковские
счета в уполномоченных банках иностранной
валюты или валюты РФ, причитающейся в
соответствии с условиями указанных договоров
(контрактов) за переданные нерезидентам
товары, выполненные для них работы, оказанные
им услуги, переданные им информацию и
результаты интеллектуальной деятельности,
в том числе исключительные права на них; б)
возврат в РФ денежных средств, уплаченных
нерезидентам за неввезенные на таможенную
территорию РФ (неполученные на таможенной
территории РФ) товары, невыполненные
работы, неоказанные услуги, непереданные
информацию и результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительные
права на них. При этом ФЗ-173 установлено,
что резиденты вправе не зачислять на
свои банковские счета в уполномоченных
банках иностранную валюту или валюту
РФ в следующих случаях: а) при зачислении
валютной выручки на счета юридических
лиц-резидентов или третьих лиц в банках
за пределами территории РФ - в целях исполнения
обязательств юридических лиц-резидентов
по кредитным договорам и договорам займа
с организациями-нерезидентами, являющимися
агентами правительств иностранных государств,
а также по кредитным договорам и договорам
займа, заключенным с резидентами государств
- членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет; б)
при оплате заказчиками (нерезидентами)
местных расходов резидентов, связанных
с сооружением резидентами объектов на
территориях иностранных государств,
- на период строительства, по окончании
которого оставшиеся средства подлежат
переводу на счета резидентов, открытые
в уполномоченных банках; в) при использовании
иностранной валюты, получаемой резидентами
от проведения выставок, спортивных, культурных
и иных аналогичных мероприятий за пределами
территории РФ, для покрытия расходов
по их проведению - на период проведения
этих мероприятий; г) при проведении зачета
встречных требований по обязательствам
между нерезидентами и резидентами, являющимися
транспортными организациями, или между
нерезидентами и резидентами, осуществляющими
рыбный промысел за пределами таможенной
территории РФ. Статьей 20 ФЗ-173 предусмотрено,
что ЦБ РФ в целях обеспечения учета и
отчетности по валютным операциям в соответствии
с ФЗ-173 может устанавливать единые правила
оформления резидентами в уполномоченных
банках паспорта сделки при осуществлении
валютных операций между резидентами
и нерезидентами. Паспорт сделки должен
содержать сведения, необходимые в целях
обеспечения учета и отчетности по валютным
операциям между резидентами и нерезидентами.
Указанные сведения отражаются в паспорте
сделки на основании подтверждающих документов,
имеющихся у резидентов. ФЗ-173 также предусмотрено,
что паспорт сделки может использоваться
органами и агентами валютного контроля
для целей осуществления валютного контроля. Глава
4 ФЗ-173 регулирует вопросы, связанные с
вопросами осуществления валютного контроля
в РФ. Статьей 22 ФЗ-173 установлено, что валютный
контроль в РФ осуществляется Правительством
РФ, органами и агентами валютного контроля
в соответствии с ФЗ-173 и иными федеральными
законами. Органами валютного контроля
в РФ являются ЦБ РФ, федеральный орган
(федеральные органы) исполнительной власти,
уполномоченный (уполномоченные) Правительством
РФ. Агентами валютного контроля являются
уполномоченные банки, подотчетные ЦБ
РФ, а также не являющиеся уполномоченными
банками профессиональные участники рынка
ценных бумаг, в том числе держатели реестра
(регистраторы), подотчетные федеральному
органу исполнительной власти по рынку
ценных бумаг, таможенные органы и территориальные
органы федеральных органов исполнительной
власти, являющихся органами валютного
контроля. Статья 23 ФЗ-173 определяет права
и обязанности органов и агентов валютного
контроля и их должностных лиц. Частью
1 этой статьи установлено, что органы
и агенты валютного контроля и их должностные
лица в пределах своей компетенции и в
соответствии с законодательством РФ
имеют право: а) проводить проверки соблюдения
резидентами и нерезидентами актов валютного
законодательства РФ и актов органов валютного
регулирования; б) проводить проверки полноты
и достоверности учета и отчетности по
валютным операциям резидентов и нерезидентов; в)
запрашивать и получать документы и информацию,
которые связаны с проведением валютных
операций, открытием и ведением счетов.
Обязательный срок для представления
документов по запросам органов и агентов
валютного контроля не может составлять
менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса. При
этом ст. 23 определено, что органы валютного
контроля и их должностные лица в пределах
своей компетенции имеют право выдавать
предписания об устранении выявленных
нарушений актов валютного законодательства
РФ и актов органов валютного регулирования,
а также применять установленные законодательством
РФ меры ответственности за нарушение
актов валютного законодательства РФ
и актов органов валютного регулирования. ФЗ-173
установлено, что порядок представления
резидентами и нерезидентами подтверждающих
документов и информации при осуществлении
валютных операций агентам валютного
контроля устанавливается для представления
агентам валютного контроля, за исключением
уполномоченных банков, - Правительством
РФ и для представления уполномоченным
банкам - ЦБ РФ. В целях осуществления валютного
контроля агенты валютного контроля в
пределах своей компетенции имеют право
запрашивать и получать от резидентов
и нерезидентов следующие документы (копии
документов), связанные с проведением
валютных операций, открытием и ведением
счетов: а) документы, удостоверяющие личность
физического лица; б) документ о государственной
регистрации физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя; в) документы,
удостоверяющие статус юридического лица,
- для нерезидентов, документ о государственной
регистрации юридического лица - для резидентов; г)
свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе; д) документы, удостоверяющие
права лиц на недвижимое имущество; е) документы,
удостоверяющие права нерезидентов на
осуществление валютных операций, открытие
счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые
органами страны места жительства (места
регистрации) нерезидента, если получение
нерезидентом такого документа предусмотрено
законодательством иностранного государства; ё)
уведомление налогового органа по месту
учета резидента об открытии счета (вклада)
в банке за пределами территории РФ; ж)
регистрационные документы в случаях,
когда предварительная регистрация предусмотрена
в соответствии с ФЗ-173; з) документы (проекты
документов), являющиеся основанием для
проведения валютных операций, включая
договоры (соглашения, контракты), доверенности,
выписки из протокола общего собрания
или иного органа управления юридического
лица; документы, содержащие сведения
о результатах торгов (в случае их проведения);
документы, подтверждающие факт передачи
товаров (выполнения работ, оказания услуг),
информации и результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных
прав на них, акты государственных органов; и)
документы, оформляемые и выдаваемые кредитными
организациями, включая банковские выписки;
документы, подтверждающие совершение
валютных операций; й) таможенные декларации,
документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты
РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних
ценных бумаг в документарной форме; к)
паспорт сделки. Документы представляются
агентам валютного контроля в подлиннике
или в форме надлежащим образом заверенной
копии. Если к проведению валютной операции
или открытию счета имеет отношение только
часть документа, может быть представлена
заверенная выписка из него. Уполномоченные
банки отказывают в осуществлении валютной
операции, а также в открытии счета в случае
непредставления лицом документов, требуемых
на основании ч. 4 ст. 23 ФЗ-173 и настоящей
части, либо представления им недостоверных
документов. Оригиналы документов принимаются
агентами валютного контроля для ознакомления
и возвращаются представившим их лицам.
В материалы валютного контроля в этом
случае помещаются заверенные агентом
валютного контроля копии. Органы валютного
контроля, налоговые органы, осуществляющие
в соответствии с ФЗ-173 предварительную
регистрацию, в пределах своей компетенции
обязаны рассматривать заявления резидентов
о предварительной регистрации, требуемой
в соответствии с ФЗ-173, и принимать решение
о предварительной регистрации либо об
отказе в предварительной регистрации. Частью
7 ст. 23 ФЗ-173 установлено, что агенты валютного
контроля и их должностные лица обязаны
осуществлять контроль за соблюдением
резидентами и нерезидентами актов валютного
законодательства РФ и актов органов валютного
регулирования, а также представлять органам
валютного контроля информацию о валютных
операциях, проводимых с их участием, в
порядке, установленном актами валютного
законодательства РФ и актами органов
валютного регулирования. Согласно ч. 8
ст. 23 ФЗ-173 органы и агенты валютного контроля
и их должностные лица обязаны сохранять
в соответствии с законодательством РФ
коммерческую, банковскую и служебную
тайну, ставшую им известной при осуществлении
их полномочий. Органы и агенты валютного
контроля при наличии информации о нарушении
актов валютного законодательства РФ
и актов органов валютного регулирования
лицом, осуществляющим валютные операции,
или об открытии счета (вклада) в банке
за пределами территории РФ, санкции к
которому применяются в соответствии
с законодательством РФ иным органом валютного
контроля, передают органу валютного контроля,
имеющему право применять санкции к данному
лицу, следующую информацию: а) в отношении
юридического лица - наименование, идентификационный
номер налогоплательщика, место государственной
регистрации, его юридический и почтовый
адреса, содержание нарушения с указанием
нарушенного нормативного правового акта,
дату совершения и сумму незаконной валютной
операции или нарушения; б) в отношении
физического лица - фамилию, имя, отчество,
данные о документе, удостоверяющем личность,
адрес места жительства, содержание нарушения
с указанием нарушенного нормативного
правового акта, дату совершения и сумму
незаконной валютной операции или указанного
нарушения. Органы и агенты валютного контроля
представляют органу валютного контроля,
уполномоченному Правительством РФ, необходимые
для осуществления его функций документы
и информацию в объеме и порядке, которые
устанавливаются Правительством РФ по
согласованию с ЦБ РФ. Статьей 24 ФЗ-173 установлены
права и обязанности резидентов и нерезидентов.
В частности, установлено, что резиденты
и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные
операции, имеют право знакомиться с актами
проверок, проведенных органами и агентами
валютного контроля, обжаловать решения
и действия (бездействие) органов и агентов
валютного контроля и их должностных лиц
в порядке, установленном законодательством
РФ, а также право на возмещение в установленном
законодательством РФ порядке реального
ущерба, причиненного неправомерными
действиями (бездействием) органов и агентов
валютного контроля и их должностных лиц. Резиденты
и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные
операции, обязаны представлять органам
и агентам валютного контроля документы
и информацию, которые предусмотрены ст.
23 ФЗ-173, вести в установленном порядке
учет и составлять отчетность по проводимым
ими валютным операциям, обеспечивая сохранность
соответствующих документов и материалов
в течение не менее 3 лет со дня совершения
соответствующей валютной операции, но
не ранее срока исполнения договора, и
выполнять предписания органов валютного
контроля об устранении выявленных нарушений
актов валютного законодательства РФ
и актов органов валютного регулирования. Согласно,
ст. 25 Резиденты и нерезиденты, нарушившие
положения актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования, несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Заключение
С
вступлением ФЗ-173 в силу нормы
российского законодательства будут
приведены в соответствие с международными
требованиями и обязательствами
о свободном перемещении капитала,
что расширит возможности резидентов
по развитию внешнеэкономической деятельности
и увеличению экспорта, способствуя укреплению
и развитию национальной экономики. Очевидно,
что с ФЗ-173 связаны надежды на благоприятные
условия для инвестирования капитала
в российскую экономику, развития международных
связей, снятия напряженности в отношениях
с иностранными партнерами, что также
благотворно скажется на деловой активности
иностранных граждан в РФ.
Список
литературы
1. Федеральный
закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О
валютном регулировании и валютном
контроле"
2. Авагян
Г.Л., Вешкин Ю.Г. Международные
валютно-кредитные отношения: учеб.
пособие. – М.: Экономистъ, 2005.
3. Астахов В.П. Бухгалтерский учет и валютный
контроль во внешнеэкономической деятельности.-
3-е изд., перераб., доп. М.:Феникс, 2006.
4. Балабанов
И.Т. Валютные операции. М. 2008.
5. Валютное регулирование в системе государственного
управления экономикой. – М., 2009.
6. Доронин И.Г. Валютный рынок России. -
М.: Финансы, 2009.