Законодательная база внешнеэкономической деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 14:53, доклад

Описание

Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 2003г определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

законодательная база ВЭД РФ.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)

Кудряшовой  Е.А., ЭМЭ-51

Доклад: Законодательная база внешнеэкономической деятельности России 

     В Конституции закреплено, что внешняя политика и внешнеэкономические отношения Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71).

     Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 2003г определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. В данном законе закреплен ряд терминов, связанных с внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, а именно, наиболее важные из них:

  • внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;
  • внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;
  • внешняя торговля информацией - внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;
  • внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами;
  • внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое следующими способами:

    1) с  территории Российской Федерации  на территорию иностранного государства;

    2) с  территории иностранного государства  на территорию Российской Федерации;

    3) на  территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

    4) на  территории иностранного государства  российскому заказчику услуг;

    5) российским  исполнителем услуг, не имеющим  коммерческого присутствия на  территории иностранного государства,  путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

    6) иностранным  исполнителем услуг, не имеющим  коммерческого присутствия на  территории Российской Федерации,  путем присутствия его или  уполномоченных действовать от  его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

    7) российским  исполнителем услуг путем коммерческого  присутствия на территории иностранного  государства;

    8) иностранным  исполнителем услуг путем коммерческого  присутствия на территории Российской  Федерации.

  • импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе;
  • экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе;
  • нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;
  • таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

   В данном законе сказано, что  Государственное  регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

    1) таможенно-тарифного  регулирования;

    2) нетарифного регулирования;

    3) запретов  и ограничений внешней торговли  услугами и интеллектуальной  собственностью;

    4) мер  экономического и административного  характера, способствующих развитию  внешнеторговой деятельности и  предусмотренных настоящим Федеральным  законом.

   Причем, иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются. Закреплены полномочия Президента РФ (ст. 13), Правительства и Министерства иностранных дел в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

   Далее следует отметить Закон РФ «О таможенном тарифе» от 1993г (с изм. 28 июня 2009г), который устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Согласно закону Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Основными целями таможенного тарифа являются:

   рационализация  товарной структуры ввоза товаров  в Российскую Федерацию;

   поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов  и расходов на территории Российской Федерации;

   создание  условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

   защита  экономики Российской Федерации  от неблагоприятного воздействия иностранной  конкуренции;

   обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую  экономику.

   Пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина. В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

    • адвалорные, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
    • специфические, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
    • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

   В целях защиты экономических интересов  Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах могут временно применяться особые пошлины:

    1) специальная  пошлина (пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины);

    2) антидемпинговая пошлина (пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины);

    3) компенсационная  пошлина (пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины).

   Согласно  закону «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода  по стоимости сделки с ввозимыми  товарами;

2) метода  по стоимости сделки с идентичными  товарами;

3) метода  по стоимости сделки с однородными  товарами;

4) метода  вычитания;

5) метода  сложения;

6) резервного  метода.

   В разделе 4 данного закона раскрывается суть этих методов. Следующий раздел посвящен преференциям. Согласно закону, под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании данного закона. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего Закона. В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

   Определение страны происхождения товаров закреплено в Таможенном кодексе РФ от 2003г (глава 6). Таможенный кодекс является единственным кодифицированным актом РФ, закрепляющим основы внешнеэкономической деятельности. В законе сказано, что территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации, а также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В таможенном кодексе закреплено, что товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, которая утверждается Правительством применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

   Положения, касающиеся «свободного склада» (глава 12) урегулированы Таможенным кодексом 1993г, который на сегодняшний день продолжает действовать наряду с  новым Таможенным кодексом.

   В 2009 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. Таможенный кодекс таможенного союза, закрепляет, что Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. В связи с этим данный кодекс содержит положения о регулировании единого таможенного пространства, в том числе решение задач между территориями отдельных стран на пути к таможенному союзу и формировании таможенных ставок и пошлин по отношению к третьим странам.

   Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» стоит особняком в законодательной базе внешнеэкономической деятельности РФ. Тем не менее, его необходимость закреплена в преамбуле настоящего закона, согласно которой, данный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. К тому же именно в нем законодательно закреплено понятие внешнеэкономическая деятельность, т.е. внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

Информация о работе Законодательная база внешнеэкономической деятельности России