Занятость и безработица в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 02:50, курсовая работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ 6
1.1Сущность безработицы 6
1.2 Причины безработицы 10
2. ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ 13
3. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РБ 18
3.1. Причины безработицы в Республике Беларусь 18
3.2 Динамика развития безработицы в РБ 19
3.3 Пути снижения безработицы в Республике Беларусь 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 24
ПРИЛОЖЕНИЕ А 25
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 26
ПРИЛОЖЕНИЕ В 27

Работа состоит из  1 файл

Занятость и безработица в РБ конечный вариант .doc

— 486.50 Кб (Скачать документ)
 

   В сельской местности обеспечено создание  рабочих мест для трудоустройства 16,5 тыс. человек, в том числе 767 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 434 создано нанимателями за счет  выделенных бюджетных ссуд. Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых и средних городских поселениях (далее – малые города). За январь-сентябрь 2010 г. в них   создано 24,1  тыс. рабочих мест, или 94,7 процента к заданию. Из общего количества рабочих мест 1,1 тыс.  создано нанимателями за счет  выделенных бюджетных ссуд.

   В целях  обеспечения занятости населения в малых городах органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы:  оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 42,5 тыс. чел, в том числе 26,9  тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 3,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности  659 безработным,     в оплачиваемых общественных работах приняли участие 23,1 тыс. человек, в том числе 10,3 тыс.  безработных.

   В результате принятых мер в малых городах  республики количество безработных  по сравнению с началом года уменьшилось  на 1118 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до  6440 на 1.10.2010), или на 14,8 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,9 тыс. рабочих мест, или на 62,9 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2  безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.10.2010 (по республике 0,6). Этот показатель варьируется от 0,9  в Брестской и Витебской областях до 0,4  в Минской.

   Итоги текущего мониторинга показывают, что  существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.Уровень безработицы в течение третьего квартала стабилизировался  и составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы - 1,2 -1,5 процента). /13/

 

   3.3 Пути снижения безработицы в Республике Беларусь 

       Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

       Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

       Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот  и дотаций работодателям, регулирования  уровня подоходного налога, государственных  закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.

       К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей  недели, оплачиваемого отпуска, либерализация  или ограничение иммиграции и  эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

       Идеологические  методы применяются для разъяснения  политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов  работодателей и работников.

       Суть  организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

       Проведение эффективной политики на рынке труда означает:

    1. содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;
    2. создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;
    3. предоставление работы всем желающим;
    4. удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;
    5. обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

       Регулирующая  функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости. /12/ 
     

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Написав курсовую работу на тему: «Проблема  занятости и безработицы в  Республике Беларусь», сделаем выводы.

   Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе  рынка труда. Занятость населения  определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и  общества в целом. В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

   В Беларуси основным типом безработицы является структурная. Уровень безработицы в последнее время относительно стабилен.

   Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

   - оказание помощи в трудоустройстве  и материальную поддержку незанятого населения;

   - профессиональную подготовку и  переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;

   - бронирование (квотирование) и создание  рабочих мест на действующих  предприятиях и в организациях  для трудоустройства граждан,  не способных на равных условиях  конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.);

   - развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

   Разрабатываемые правительством программы (занятости, структурной перестройки, поддержки предпринимательства и др.) предусматривают конкретную последовательность мер по формированию и развитию рынка труда в стране. В первую очередь они направлены на:

   - создание рабочих мест (в соответствии  с потребностями структурной  перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и сфере обслуживания населения и производства;

   - углубление и расширение системы  социальной защиты безработных,  других групп населения, нуждающихся  в поддержке на рынке труда  (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);

   - совершенствование налогообложения  предприятий, создающих новые  рабочие места.

   Основными методами сокращения безработицы в РБ являются стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения. 

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Экономическая энциклопедия.-М., 1972.
  2. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9-С.52-61.
  3. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.
  4. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.
  5. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука.-М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.
  6. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М, 1997.Гл.29.
  7. «Экономика труда» Под ред. Волгина, Одегова М.: Экзамен 2002 -736 с.
  8. «Прикладная экономика» Учеб. пособие. Пер. с англ. – Москва: Просвещение, 1992 -224с.
  9. Экономика труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2000.
  10. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.
  11. http://www.belstat.gov.by/
  12. http://www.kariera.by/post-803/
  13. http://mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ А 

Таблица А.1 Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по

труду, занятости  и социальной защите, по областям и  г. Минску 
 
 
 
 

 
 

Источник /11/ 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

Таблица Б.1 Численность экономически активного населения

   (в  среднем за год) 
 
 
 

 
 

 Источник /11/ 
 

 

   ПРИЛОЖЕНИЕ В 

Таблица В.1 Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите 

(на конец  года) 
 
 

 

 Источник /11/ 


Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь