Занятость и безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:54, контрольная работа

Описание

Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы. Страдает экономическая система, которая при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Трудовая занятость 4
1.1. Понятие и особенности занятости 4
1.2. Государственная политика в сфере занятости 8
Глава 2. Основные особенности безработицы 12
2.1. Сущность и виды безработицы 12
2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия 18
Глава 3. Безработица в России 17
3.1. Характерные черты безработицы в России 17
3.2. Пути решения проблемы безработицы 21
Заключение 23
Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

экономика долг 2009г.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     Во-первых, заработная плата резко отстала  от стоимости воспроизводства рабочей  силы. Во-вторых, движение ставок заработной платы искажается инфляционными  процессами. В-третьих, не сложилась  пока система договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились некоторые централизованные способы административного регулирования заработной платы (единая тарифная сетка для бюджетных организаций).

     Негибкость  рынка труда определяется также  отсутствием свободного рынка жилья, институтом прописки (регистрации) и другими ограничителями, оставшимися в наследство от старого режима.

     Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких масштабах скрытой (неформальной) занятости.

     Всех  занятых в экономике можно  условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальном секторах. К последнему относятся незарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые в которой не платят налогов. В России неформальный сектор чрезвычайно разнообразен, внутри него выделяется несколько разновидностей занятости: по профессионально-квалификационному уровню и уровню доходов выделяется квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы), не требующая квалификации работа (мелкая торговля, «челночный бизнес»). Это так называемые «ларечники», «челночники» и другие граждане, не платящие налоги от своих теневых доходов.

     Следует обратить внимание на феномен фиктивной  безработицы, когда граждане, официально получившие статус безработного, имеют  не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой деятельности и не трудовой деятельности, преимущественно торгово-посреднической.

     Можно выделить следующие особенности  современной безработицы в России:

    • наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости;
    • наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы;
    • наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда);
    • неразвитость инфраструктуры рынка труда;

3.2. Пути решения проблемы безработицы

 

     Правительственная программа содействия занятости  должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

     Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально  приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью8.

     Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей  силы и рабочих мест. Минимизация  социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

     Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

     Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:

       - обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

       - регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

       - формирование эффективной структуры занятости населения;

       - повышение качества создаваемых рабочих мест;

       - развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

       - создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

       - предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.

       Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку. 
 

Заключение

     Исходя  из выше изложенного, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

     Безработица – явление, присущее всем странам  мира, Россия не является исключением. В настоящее время уровень безработицы в нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.) которая, нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

     Если  до недавнего времени правительство  России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

    • программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
    • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
    • программы содействия найму рабочей силы;
    • программы по социальному страхованию безработицы9.

     Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

Список использованных источников

 

1. Бузгалин А.В. «Переходная экономика» – М.: Таурус, 2009.

2. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице»– «Человек и труд» – №9, 2006.

3. Душанин Т.Н. «Экономика переходного периода» – М.: ИМПЭ, 2007г.

4. «Социально- политический журнал» – №1, с. 63, 2006.

5. «Российская газета» – № 60, с.5, 2007.

6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» – М.: «Туран», 2009. т.1.

7. Носова С.С. «Основы экономики» – М.: Владос. 2008 г

8.«Человек и труд» – №1, с. 37-46, 2007. 
 

Информация о работе Занятость и безработица в России