Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:34, реферат
Роль государства, в частности и его региональных звеньев, в регулировании социальной сферы принципиально отлична от его роли принципиально отлична от его роли применительно к другим сферам народного хозяйства. Это связано с общественной значимостью объекта регулирования. Функции, выполняемые социальными отраслями, напрямую определяют условия и уровень жизни населения.
I. Введение 4
II. Занятость и безработица: 5
Рынок труда и заработная плата; 5
Занятость населения и ее виды; 7
Безработица: сущность и формы; 13
Методы борьбы с безработицей. 20
III. Социальная политика государства. 23
IV. Заключение; 27
V. Приложения; 28
VI. Список литературы. 30
В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их не одинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, в 80-е годы, размер пособий по безработице и продолжительность их выплаты составляли:
в США – 36% заработка в течение 14 недель;
в Японии – 60-80% заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий;
во Франции – 40 франков в день в дополнение к 42% заработка в течение от 1 до 2,5 лет, особые пособия в течение 3-х лет;
в Великобритании – 28,5 фунтов стерлингов в течение 52 недель.
В Российской Федерации в соответствии с законом «О занятости населения» от 19 апреля 1991 года также создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры:
образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);
установлен период выплат пособий – 12 месяцев;
гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней заработной плате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые три месяца – 75%, следующие четыре месяца – 60%, в дальнейшем – 45%;
лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие, в размере минимальной месячной оплаты труда;
после истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).
Государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости.
Наиболее характерной чертой социальной политики России 1992-1994 гг. как на федеральном, так и на местном уровнях явилось стремление государства повышением доли ресурсов, направляемых на социальные цели, компенсировать отсутствие или недостаточное проведение реальных реформ по реорганизации системы социальной защиты. В результате российское государство подошло к решающей попытке финансовой стабилизации в 1995 г. обремененным крайне дорогостоящими и нерациональными обязательствами социального характера.
Согласно оценкам
В системе социального
В системе пенсионного
В сфере социальных пособий главной проблемой остается безадресность выплат. Их основные компоненты – пособия и компенсационные выплаты на детей. Эти выплаты в течение 1992-1994 гг. возросли примерно в 30 раз и достигли в 1994 г. почти 0,7% ВВП, или свыше 60% расходов территориальных бюджетов на социальное обеспечение. Однако в расчете на одного ребенка они по своим размерам остаются незначительными и не могут способствовать решению социальных задач, поскольку предназначаются любым семьям с детьми безотносительно к уровню их доходов. Если такие пособия сконцентрировать для выплат семьям с низким уровнем доходов, то можно обеспечить существенное повышение социальной защищенности детей из бедных семей даже при снижении общих расходов на эти цели.
В системе здравоохранения
Структурные проблемы характерны и для сферы образования. Это касается прежде всего высшего и среднего специального образования, где система бюджетного финансирования, по существу, закрепляет структуру предложения образовательных услуг, не отвечающую структуре спроса на рабочую силу, складывающейся на рынке труда.
Коренные изменения в
Также, в зависимости от избранной модели социальной ориентации доли и объемы ресурсов, направляемых государством на социальные нужды, может существенно отличаться в зависимости от выбранной модели. При этом общая тенденция состоит в последовательном уменьшении доли затрат правительства при переходе от более к менее социально ориентированной модели.
Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.
IV. Заключение
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.
До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием “Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.”, в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.
Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.
V. Приложения
Тыс. человек |
В процентах от экономически активного населения | |||||||||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Экономически активное население |
75665 |
75012 |
73962 |
72872 |
73230 |
72819 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Мужчины |
38414 |
38235 |
38411 |
38247 |
38570 |
38422 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Женщины |
37251 |
36777 |
35551 |
34625 |
34660 |
34397 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
||||||||||||
Занятые в экономике |
72071 |
70852 |
68484 |
66441 |
65950 |
64639 |
95,3 |
94,5 |
92,6 |
91,2 |
90,1 |
88,8 |
Мужчины |
36597 |
36081 |
35466 |
34761 |
34639 |
33972 |
95,3 |
94,4 |
92,3 |
90,9 |
89,8 |
88,9 |
Женщины |
35474 |
34771 |
33018 |
31680 |
31311 |
30667 |
95,2 |
94,5 |
92,9 |
91,5 |
90,3 |
89,2 |
Безработные3 - всего |
3594 |
4160 |
5478 |
6431 |
7180 |
8180 |
4,7 |
5,5 |
7,4 |
8,8 |
9,9 |
11,2 |
Мужчины |
1817 |
2154 |
2945 |
3486 |
3931 |
4450 |
4,7 |
5,6 |
7,7 |
9,1 |
10,2 |
11,6 |
Женщины |
1777 |
2006 |
2533 |
2945 |
3349 |
3730 |
4,8 |
5,5 |
7,1 |
8,5 |
9,7 |
10,8 |
Безработные, имеющие официальный статус в службе занятости |
578 |
836 |
1637 |
2327 |
2506 |
1999 |
0,8 |
1,1 |
2,2 |
3,2 |
3,4 |
2,7 |
Мужчины |
161 |
269 |
586 |
872 |
930 |
721 |
0,4 |
0,7 |
1,5 |
2,3 |
2,4 |
1,9 |
Женщины |
417 |
567 |
1051 |
1455 |
1576 |
1278 |
1,1 |
1,5 |
3,0 |
4,2 |
4,5 |
3,7 |
Из них получают пособие по безработице |
371 |
550 |
1395 |
2026 |
2265 |
1771 |
0,5 |
0,7 |
1,9 |
2,9 |
3,1 |
2,4 |
Мужчины |
95 |
168 |
513 |
764 |
874 |
647 |
0,2 |
0,4 |
1,3 |
2,0 |
2,3 |
1,7 |
Женщины |
276 |
382 |
882 |
1262 |
1391 |
1124 |
0,8 |
1,0 |
2,5 |
3,6 |
4,0 |
3,3 |
Приложение 2
Основные показатели занятости и безработицы в 1997 г.
(на конец периода)
1 квартал |
II квартал |
111 квартал |
IV квартал | |
Численность экономически
активного населения млн челове |
72, 4 |
72,5 |
72, 5 |
726 |
в том числе |
||||
занятые в экономике |
64, 8 |
64. 6 |
64, 5 |
64, 4 |
безработные |
7, 6 |
7. 9 |
8, 0 |
8. 2 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, млн человек |
2, 5 |
2, 3 |
2, 1 |
2. 0 |
Уровень общей безработицы, в процентах от экономически активного населения |
10, 5 |
10. 9 |
11, 0 |
11 3 |
Уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения |
3. 5 |
3, 2 |
2. 8 |
28 |
Потребность в работниках заявленная предприятиями и организациями в государственную службу занятости, тыс человек |
272, 9 |
357, 7 |
415, 2 |
369, 4 |
Принято работников на крупные и средние предприятия в процентах от среднесписочной численности |
4, 5 |
9, 2 |
14, 6 |
19, 9 |
Выбыло работников
с крупных и средних |
5. 7 |
11, 4 |
17. 7 |
24, 5 |
Число предприятий, на которых проходили в забастовки |
13628 |
14970 |
16025 |
17007 |
Численность работников вовлеченных в забастовки, тыс человек |
6703 |
7649 |
8129 |
8873 |
Приложение 3
Годы |
Млн человек |
Годы |
Млн человек |
Годы |
Млн человек |
Годы |
Млн человек |
1940 |
44,9 |
1975 |
68, 8 |
1991 |
73, 8 |
1995 |
66,4 |
1950 |
47,6 |
1980 |
73,3 |
1992 |
72,1 |
1996 |
66,0 |
1960 |
55,9 |
1985 |
74, 9 |
1993 |
70, 9 |
1997 |
64. 6 |
1970 |
64,0 |
1990 |
75,3 |
1994 |
68,5 |