Казалось
бы, занятость населения — понятие
простое. Работает человек — она
занята, и это хорошо. Не работает
человек — она является безработной,
и это плохо. Но такой бытовой
подход вовсе не характеризует занятость
как социально-экономическую категорию
потому, что это понятие, как уже отмечалось,
комплексное. В широком понимании современное
понятие занятости является определенной
совокупностью социально трудовых отношений
между людьми из приводу:по-перше, обеспечение
населения рабочими местами, во-вторых,
формирования, распределения и перераспределения
трудовых ресурсов (рабочей силы), с целью
участия в общественно полезной труды;по-третє,
обеспечение расширенного воссоздания
рабочей силы.
Казалось бы,
занятость населения — понятие
простое. Работает человек — она занята,
и это хорошо. Не работает человек — она
является безработной, и это плохо. Но
такой бытовой подход вовсе не характеризует
занятость как социально-экономическую
категорию потому, что это понятие, как
уже отмечалось, комплексное. В широком
понимании современное понятие занятости
является определенной совокупностью
социально трудовых отношений между людьми
по поводу:
во-первых, обеспечение населения рабочими
местами;
во-вторых, формирования, распределения
и перераспределения трудовых ресурсов
(рабочей силы), с целью участия в общественно
полезной труды;
в-третьих, обеспечение расширенного воссоздания
рабочей силы.
Как видим, такое определение охватывает
большой комплекс проблем, за которыми
стоят структурная, инвестиционная, ценовая,
денежно-кредитная, кадровая, просветительская,
миграционная, демографическая, социальная
политика государства. Эта совокупность
социально трудовых отношений находит
свое проявление в определенных экономических
категориях, таких, например, как индивидуальная
или коллективная трудовая деятельность,
процесс самого труда, производительность
труда, его условия, нормирование, мобильность
и профессиональная подготовка кадров,
доходы и заработная плата, и тому подобное.
Отсюда выплывает важный вывод: сводка
проблемы занятости населения лишь к отсутствию
безработных — это неоправданное, ошибочное
и вредное с точки зрения государственной
политики занятости предположение. Именно
такой подход в последующем порождает
недооценку активных мероприятий на рынке
труда, негативные последствия развития
нерегламентированной и нелегальной занятости,
другие неурядицы и, в конечном счете,
та безработица, в том числе и скрыто, до
отсутствия которого были возведенные
проблемы занятости.
К сожалению, подобное отношение к занятости
иногда существует не только на бытовом
уровне, который приносит вред делу. Но
это — изъяны переходного периода. За
времена социализма Украина имела полную
занятость (при низкой производительности
труда), и это повлияло на психологию некоторых
работников, признаки которой и проявляются
в упрощенном восприятии понятия занятости.
Лишь современный подход к занятости в
государственной политике, и что особенно
важно, на региональном и местном уровне,
даст правильное направление решения
всех сложных вопросов занятости населения
и определит ее ведущее место как в макро-,
так и в микроэкономике.
Занятость является социально-экономическим
явлением, а потому она имеет экономическую
и социальную сущность.
Экономическая сущность занятости заключается
в деятельности людей по созданию валового
внутреннего продукта (национального
дохода). Таким образом, чем больше людей
занято при будь - которых других условиях,
тем более в обществе производится материальных
и духовных ценностей, тем более высокий
будет уровень жизни населения. Это —
первый главный вывод, на котором базируется
социально-экономическая политика и государственное
управление занятостью населения.
Социальная сущность занятости отображает
необходимость лица в самовыражении и
самоутверждении через общественно полезную
труд, а также степень удовлетворения
в доходах своих потребностей, при определенном
уровне социально-экономического развития
общества. Отсюда второй основной практический
вывод, на котором базируется социально-экономическая
политика государства в отрасли управления
занятостью: если общество нацелено на
социально-экономическое развитие, оно
не может безразлично относиться к тем
гражданам, которые желают работать, но
из каких-то причин не имеют работы. Ведь
люди, которые не имеют работ, а желают
работать, маргинализуються и скатываются
на обочину общества. Граждане, которые
живут не на заработанные средства, а на
помощь, не находят самовыражения в труде,
могут перейти к криминальным действиям
и вообще теряют интерес к труду. Развития
такого явления допускать нельзя. Это
дорого будет стоить обществу.
Именно такая двуединая сущность занятости
населения и дает основания четко определить,
что занятость населения является важнейшим
элементом социально-экономической политики
государства. Отсюда выплывают и основные
функции занятости населения:
обеспечения жизнедеятельности и развития
общества, в том числе его неработоспособных
членов;
обеспечения жизнедеятельности и развития
личности;
обеспечение качества рабочей силы.
Эти функции занятости, в свою очередь,
в значительной мере обеспечивают в зависимости
от ее уровня и степени производительности
суженное, простое или расширенное воссоздание
населения, а также экстенсивное или интенсивное
воссоздание рабочей силы.
Двуединая сущность занятости и ее функции
нашли свое отображение в Законе Украины
«Про занятость населення» (ст. 1), а именно:
«Зайнятість население — это есть общественно
полезная деятельность граждан, какая
пов’язана с удовлетворением личных и
общественных потребностей и такая, что,
как правило, приносит им доход в денежной
или другой форми».
Однако занятость имеет еще и демографическое
содержание. От демографического состояния
общества в значительной мере зависит
развитие его производительных сил, их
воссоздание, экономическая нагрузка,
на работоспособное население работоспособного
возраста, производительность общественного
труда, состояние использования трудового
потенциала общества. Поэтому рассматривать
занятость в практическом аспекте без
учета удельного веса разных полово-вековых
групп населения нельзя. Учитывая социально-экономическую
сущность, демографическую ситуацию в
стране, Закон Украины «Про занятость
населення» относит к занятым такие категории
населения:
работающих по найму на условиях полного
или неполного рабочего дня (недели) на
предприятиях, в учреждениях и организациях
независимо от форм собственности, в международных
и иностранных организациях в Украине
как за рубежом;
граждан, которые самостоятельно обеспечивают
себя работой, включая предпринимателей,
лиц, занятых индивидуальной трудовой
деятельностью, творческой деятельностью,
членов кооперативов, фермеров и членов
их семей, которые принимают участие в
производстве;
избранных, назначенных или утвержденных
на оплачиваемую должность в органах государственной
власти, управления, и общественных об’єднаннях;
граждан, которые проходят службу в вооруженных
силах Украины, службе безопасности, пограничных
войсках, войсках внутренней и конвойной
охраны, органах внутренних дел, в других
военных формированиях Украины, альтернативную
(невийскову) службу;
лиц, которые проходят профессиональную
подготовку и повышение квалификации
с отрывом от производства и учатся в дневных
общеобразовательных школах и высших
учебных заведениях;
работающих граждан других стран, которые
временно находятся в Украине и выполняют
функции, не пов’язані с обеспечением
посольств и миссий.
К занятым также относятся граждане, которые
заняты таким общественно полезным трудом
как уход за детьми и больными и ведение
домохозяйства.
Соответственно на основании данного
Закона к незанятому населению в Украине
относятся работоспособные лица работоспособного
возраста, которые не имеют постоянной
или временной работы, не ищут работу,
не зарегистрированные в государственной
службе занятости и имеют доход за пределами
трудовой деятельности. Временно незанятое
население — это работоспособные лица
работоспособного возраста, которые не
имеют подходящей работы, обратились к
государственной службе занятости и зарегистрированные
в ней как ищущие работу. |