Занятость населения в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:23, реферат

Описание

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок – один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.

Работа состоит из  1 файл

мир эк1.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

     Появление неформального сектора в экономике особенно характерно для развивающихся стран. Виды неформальной деятельности многообразны, основные из них: уличная торговля («с лотка»), коммерческих ларьках, на рынке и т.д.; ремонтные работы; деятельность, связанная с программным обеспечением компьютеров; бухгалтерские работы и секретарские услуги; работа по договору с предприятием формального сектора в ряде отраслей для снижения издержек и увеличения гибкости производства; домашние услуги и пр.

     Факторами роста неформальной занятости являются: менее благоприятные условия для легального бизнеса (чем хуже эти условия, тем выше уровень неформальной занятости); нехватка новых рабочих мест в формальном секторе экономики (чем меньше создано новых рабочих мест в регионе, тем выше уровень неформальной занятости); уровень безработицы (масштабы неформальной занятости значительнее в регионах, где этот уровень выше).

     Положительные стороны занятости в неформальном секторе экономики: уменьшение безработицы благодаря занятости в неформальном секторе; небольшие предприятия, организуемые в неформальном секторе, являются начальной ступенью в создании собственного дела, которое может превратиться в более серьезную форму предпринимательства и увеличить число новых рабочих мест [1,c.193].

     Негативные стороны занятости в неформальном секторе экономики: экономические и правовые трудности работников (большинство отношений в неформальном секторе экономики не регламентируется современным трудовым законодательством); а главное поборы рэкетиров и штрафы милиции; большинство занятых имеют очень небольшой капитал, низкий технический и управленческий уровень, осуществляют свою деятельность в неприспособленных помещениях или на улице; отсутствие социального страхования и других мер социальной защиты; высокий риск финансовых потерь при совершении различных торговых или посреднических сделок. 

 

      Занятость как социальная проблема 

     Занятость это экономическая и очень важная социальная проблема, играющая определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.

       Напротив, безработица, если становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующий фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она является социально-политической проблемой. Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. В этом качестве политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества [6].

     Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Стратегические цели заключаются в достижении высокого уровня жизни, создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости.

       Политика занятости  на федеральном  уровне в первую очередь должна быть направлена на решение стратегической задачи – обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

     Рыночный  механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса [6].

     Долгосрочная  политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержание ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов и др. В итоге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха.

     Политика  занятости на региональном уровне должна преследовать те же стратегические и тактические цели, что и на федеральном уровне, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них отметим следующие:

  • устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;
  • подготовка и переподготовка рабочей силы;
  • поддержка (в том числе налоговая) деятельности по созданию рабочих мест;
  • расширение диапазона общественных работ;
  • налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы;
  • государственная поддержка (административная, налоговая и др.) привлечения иностранного капитала в регионы с повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п. [6]

     В связи с провозглашением курса  на создание социально ориентированной рыночной экономики главным направлением политики занятости в переходной период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы.

 

      Заключение 

     Потребность людей в том или ином виде общественно  необходимой занятости и возможность ее реализации следует планомерно регулировать, с тем, чтобы улучшать условия жизнедеятельности человека и эффективного функционирования экономики, не порождать чрезмерный спрос со стороны населения на оплачиваемую работу, а в народном хозяйстве – не создавать экономически нецелесообразные рабочие места.

     Социально обоснованные пропорции в распределении трудовых ресурсов по важнейшим сферам общественного труда – непременная предпосылка достижения полной занятости в изложенном выше понимании. Это требует большой работы по регулированию распределения населения по сферам занятости, приложения оплачиваемого труда и потребности населения в определенных видах деятельности на каждом конкретном историческом этапе. Такая работа должна включать в себя анализ сложившегося состояния занятости и экспертную оценку перспектив развития каждой из сфер общественно полезной занятости на основе комплексного учета факторов, меняющих потребность населения в труде, образовании, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

     Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

 

      Список использованных источников 

     
  1. Бородко Н.П. Труд. Экономика труда. Международная организация труда: структура и деятельность. / Н.П. Бородко // -М., Изд-во деловой и учебной литературы. -2006
  2. Гимпельсон В., Капелюшнеков Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников // Вопросы экономики -2006г -№ 1-с122-144
  3. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe/Stg/d08/3-2.htm (таблица)
  4. http://www.grandars.ru/student/statistika/zanyatye-i-bezrabotnye.html
  5. http://maluma.ru/zanyatost-naseleniya.html
  6. http://www.leasingworld.ru/rinoktruba_i_dohodi_naseleniya/512-zanjatost-kak-socialnaja-problema.html

Информация о работе Занятость населения в мире