Заработная плата: сущность, основные формы, системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:39, реферат

Описание

Основной целью при анализе заработной платы является:
- найти механизм уста¬новления общего уровня ставок з/платы;
- показать, как определяются ставки заработной платы на конкрет¬ных рынках труда с применением нескольких репрезентативных моделей рынков труда;

Содержание

1. Введение 3

2. Сущность заработной платы 4

3. Основные формы заработной платы 5

4. Системы заработной платы 7

5. Заключение 9

6. Список используемой литературы 10

Работа состоит из  1 файл

рабочий стол.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системы заработной платы.

 

 

 

 

              Теперь перейдем от общего уровня заработной пла­ты к конкретным ставкам заработной платы. Воз­никает вопрос: как определяется ставка заработной платы, получаемая каким-то определенным типом рабочих? Анализ спроса и предложения вновь помо­гут нам выявить суть данной проблемы.

              Модель конкуренции. Чисто конкурентный рынок труда характе­ризуется следующими чертами: 1) большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конк­ретного вида труда; 2) многочисленные квалифици­рованные рабочие, имеющие одинаковую квалифи­кацию, независимо друг от друга предлагают дан­ный вид, услуг труда; 3) ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой зара­ботной платы, ни те, ни другие не "диктуют заработ­ную плату".

              Модель монопсонии. Мы только что видели, что на чисто конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает такое небольшое количество рабочих, что это не влияет на ставку заработной платы в целом. Каждая фирма "соглашается на заработную плату" в том смысле, что она может нанимать так мало или так много труда, сколько ей необходимо по рыночной ставке заработной платы, как от­ражено на ее кривой абсолютно эластичного пред­ложения труда. Рассмотрим теперь случай с монопсонией, при которой наниматель обладает монополистичес­кой силой покупать (нанимать). Монопсонии прису­ши следующие черты: 1) Количество занятых на данной фирме состав­ляет основную часть всех занятых каким-то конк­ретным видом труда; 2) Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических фак­торов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалифи­кацию; 3) Фирма "диктует заработную плату" в том смысле, что ставка заработной платы, которую фир­ма должна выплачивать, находится в прямой зави­симости от количества нанимаемых рабочих.

              Некоторые модели с учетом профсоюзов. До сих пор мы ограничивались предположением о том, что рабочие активно конкурируют при продаже своих трудовых услуг. На многих рынках рабочие "продают" свои трудовые услуги коллективно через профсоюз. Чтобы проследить экономическое воздействие профсо­юзов в упрощенном варианте, предположим, что формируется профсоюз на конкурентном рынке. То есть профсоюз ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей. Профсоюзы преследуют многие цели. Однако их основной экономической задачей является повыше­ние заработной платы. Профсоюз может добивать­ся этой цели разными путями.

              Повышение спроса на труд. С точки зрения проф­союза, наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд, в результате увеличения спроса на труд повышаются как ставки заработной платы, так и число рабочих мест. Относительная величина такого повышения будет за­висеть от эластичности предложения труда. Но как может профсоюз увеличить спрос на труд? Ответ: путем изменения одного или более факторов, определяющих спрос на труд. В частности, профсоюз может попытаться: 1) увели­чить спрос на производимые продукты или услуги; 2) повысить производительность труда или 3) изме­нить цены на другие вводимые факторы производства. Рассмотрим эти способы по порядку.

              Замкнутый, или цеховой, тред-юнионизм. Проф­союзы могут повышать ставки заработной платы путем сокращения предложения труда. Исторически рабочее движение выступало за проведение полити­ки, которая вела к сужению предложения труда в экономике в целом, чтобы повысить общий уро­вень заработной платы. Профсоюзы поддерживают законодательство, которое: 1) ограничивает иммиг­рацию; 2) сокращает детский труд; 3) поддерживает обязательный уход на пенсию; 4) способствует со­кращению рабочей недели.

              Квалификационное лицензирование профессий. Это другое широко используемое средство ограни­чения предложения определенных видов труда. Группа рабочих определенной профессии оказывает давление на власти штата или муниципалитета, по­буждая их принять закон, в соответствии с которым, скажем, парикмахеры (врачи, водопроводчики, кос­метологи, сортировщики яиц, контролеры пестици­дов и т.п.) могут заниматься своей деятельностью, только если они отвечают определенным указанным требованиям.

              Открытый, или отраслевой, тред-юнионизм. Бо­льшинство профсоюзов, однако, не ограничивают число своих членов. Наоборот, они стремятся объ­единить всех имеющихся или потенциальных рабо­чих. Это характерно для так называемых отраслевых профсоюзов, таких, как профсоюзы автомоби­лестроителей и сталелитейщиков, которые добиваются членства в них всех неквалифицированных, полуквалифицированных и квалифицированных ра­бочих данной отрасли. Профсоюз может быть и за­крытым, если его члены являются квалифицирован­ными специалистами, для которых нет в необходи­мых количествах соответствующей замены. Но профсоюз, включающий главным образом неквали­фицированных и полуквалифицированных рабочих, подорвет свое собственное существование, если бу­дет ограничивать число членов в нем, поскольку в таком случае создается значительный резерв не объединенных профсоюзом рабочих, которыми лег­ко можно заменять членов профсоюза при найме на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

 

 

 

              Теория человеческого капитала не лишена недостат­ков. В частности, в теории человеческого капитала предполагается, что существует непосредственная и существенная связь между инвестициями в человеческий капитал и производительностью труда. Точ­нее, цепочка гипотетической причинно-следственной связи такова: инвестиции в человеческий капитал (расходы на образование) порождают увеличение производительности труда рабочего, что порождает более высокие ставки заработной платы и более высокие заработки.

Но некоторые специалисты считают, что при­чинно-следственная связь может быть более слож­ной и менее явной. Например, если мы видим, что средний американец, который осуществляет инве­стиции в образование в колледже, зарабатывает, скажем, на 3500 дол, в год больше, чем выпускник школы, можем ли мы быть уверены в том, что дополнительный доход есть результат исключитель­но инвестиций в образование в колледже? Критики теории человеческого капитала отвечают: "Нет". Они утверждают, что "прочие условия не равны" в том смысле, что студенты, обучающиеся в коллед­же, имеют больше врожденных способностей и у них более высокие социальные мотивы, чем у тех, кто не учится в колледже. Ряд ученых придер­живаются мнения, что "единственной причиной взаимосвязи образования с доходом является то, что совокупность способ­ностей, мотиваций и личных качеств, которые по­зволяют добиться успехов в образовании, совпада­ет с совокупностью, которая определяет произ­водительного работника”.

В соответствии с этой точкой зрения, люди с 16-летним сроком обучения должны были бы получать более высокие доходы, чем люди с 12-летним сроком обучения, даже если бы они не осуществляли инвестиций в обучение в колледже. Причина? Они обладают способностью и мотиваци­ей - не говоря уже о семейных связях, - чтобы добиваться успехов на рынке труда; тот факт, что они посещают колледж, не имеет никакого отноше­ния к этому успеху. Повышает ли образование чью-либо производительность на рынке труда? Или зарабатывают ли больше те, кто получает больше образования, так как они более способны генетичес­ки и более мотивированны? Поднятый здесь вопрос очень важен для проведения государственной эконо­мической политики. Например, если теория челове­ческого капитала является правильной, тогда до­полнительные расходы на образование и перепод­готовку рабочих с низким уровнем дохода следует считать эффективным средством сокращения бед­ности и уменьшения неравенства в доходах. Но если критики теории человеческого капитала правы, то такая политика будет неэффективной и напрасной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “ЭКОНОМИКА”, М:1993

 

 

2. Курс экономики. Учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА - М.,  1997.

 

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.  Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. - М.: НОРМА - ИНФРА - М, 1998.

 

 



Информация о работе Заработная плата: сущность, основные формы, системы