Зарубежный опыт государственного регулирования интеграционных процессов в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:21, реферат

Описание

Экономическая интеграция является результатом углубления процессов интернационализации, доведение их до уровня интеграции. Транснациональные корпорации и современная технологическая революция в громадной степени усиливают действие переплетающихся факторов хозяйственной жизни во всем мире. Главный участник интеграционного процесса как следствие интернационализации экономики мира - крупный частный капитал развитых стран мира.

Содержание

Введение 3
Европейское экономическое сообщество 4
Влияние Маастрихтских соглашений на процесс интеграции в ЕС 6
Особенности процессов американо-канадской интеграции 9
Особенности интеграции в Западной Европе 11
Заключение 15
Список использованной литературы: 17

Работа состоит из  1 файл

Зарубежный опыт государственного регулирования интеграционных процессов в экономике.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Украины 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему:

«Зарубежный опыт государственного регулирования  интеграционных процессов в экономике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк 2008

Содержание

 

Введение

 

      Экономическая интеграция является результатом углубления процессов интернационализации, доведение их до уровня интеграции. Транснациональные корпорации и современная технологическая революция в громадной степени усиливают действие переплетающихся факторов хозяйственной жизни во всем мире. Главный участник интеграционного процесса как следствие интернационализации экономики мира - крупный частный капитал развитых стран мира. В настоящее время этот процесс отчетливо прослеживается в трех крупных регионах: в Западной Европе, Северной Америке и в районе Тихоокеанского бассейна (Япония-Австралия; США-Канада - Мексика; страны АСЕАН). С одной стороны, происходит нарастание глобального процесса интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическое сближение стран на региональной основе приобретает форму экономической интеграции.

      Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в системе мирового рынка, то есть параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой отрицание глобального характера мирового рынка, попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном, с одной стороны, растущими экономическими потребностями к хозяйственному сближению разных стран, с другой - всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой системы. Выход из этих противоречий, как и задачи, диктуемые ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов, современное рыночное хозяйство стремится решить через посредство региональной экономической интеграции. В рамках регионального комплекса интересов национализируются и интегрируются уже не только первая и третья фазы кругооборота общественного капитала участвующих в интеграции стран, протекающие в сфере обращения, но его вторая - центральная фаза, то есть самовоспроизводство, сам технологический процесс создания товара. В результате происходит "переплетение кругооборота совокупных национальных капиталов в целом. Здесь пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной жизни".

      Но  в то же время и само понятие "интеграция" как экономическая категория  все еще имеет довольно абстрактный  характер, поскольку нигде в мире не произошел процесс полной интеграции, завершившийся объединением. Поэтому интеграция - это процесс объединения, но еще не само объединение. Рассмотрим зарубежные примеры международной экономической интеграции [3;C.482].

Европейское экономическое сообщество

 

      Западноевропейский, наиболее "классический" вариант региональной экономической интеграции, представляет собой Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - "Общий рынок", с 1992 года- Европейский Союз (ЕС). Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - международной государственной организации, объединяющей каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и "Евратом", организацию, объединившую усилия группы стран для разработки и использования в мирных целях атомную энергию. В марте 1957 г. эти страны ("шестерка") подписали Римский договор, вступивший в силу в 1958 г., о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Цель ЕЭС - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, разработка и проведение общей политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов согласованной экономической политики. В целях претворения в жизнь этих установок была создана сложная и разветвленная организация, институциональная структура - Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Европейский совет, каждый из которых, в свою очередь, сформировал многочисленные организации и учреждения. Были созданы также Европейский суд и Европейский парламент с целью обеспечить постепенный переход к политической интеграции.

      Особенностью  западноевропейской интеграции является ее институционализация - она осуществляется в условиях пнонерной роли государств, правительств, создающих влиятельные  международно-государственные институции с исполнительно-координационными функциями. Таким образом, интеграционный процесс подталкивается согласованной политикой его участников.

      На  первом этапе "европейского строительства" был создан Таможенный союз, предполагающий ликвидацию торговых ограничений во взаимной торговле стран- участниц ЕЭС; был установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам; достигнута свобода передвижения инвестиций, кредитов, денежных переводов, обеспечена свободная миграция рабочей силы; разработан целый комплекс программ экономической политики; предприняты шаги по унификации налогового обложения.

      Все это обеспечило ускорение промышленный интеграции. В дополнение к этому  предпринимались неоднократные  попытки к ускорению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма через деятельность сельскохозяйственного фонда и установление компенсационных сборов. Создана европейская валютная система (ЕВС). Все эти меры вели к углублению экономической интеграции и одновременно к расширению ее зон интеграции путем вовлечения в ЕЭС все новых стран. После вступления в ЕЭС Испании и Португалии "Общий рынок" насчитывает уже 12 членов.

      Соглашения  об ассоциации с сообшеством заключили  Австрия, Швейцария, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция. Создана система "особых отношений" ЕЭС с более чем 60 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (страны АКТ).

      Маастрихтские соглашения 1992 г. означают качественно  новый этап в развитии западноевропейской интеграции, поскольку ставятся задачи сближения стран на микроуровне, ликвидации множества налоговых, таможенных и иных барьеров, продолжающих играть сдерживающую роль в углублении интеграции. Еще раз проявилась активная регулирующая роль западноевропейских государств [1;C.335-337].

Влияние Маастрихтских соглашений на процесс интеграции в ЕС

 

      Маастрихтские соглашения, заключенные в 1992 году в  результате длительного экономического, а затем и политического сближения  западноевропейских стран, свидетельствуют  о завершении третьего этапа эволюции ЕЭС.

      Приблизительная периодизация этого процесса такова: 1969-1971 гг., 1971-1986 гг., 1986-1992 гг. Процесс  ратификации Единого европейского акта, в сущности означал, что договор  вступит в силу во второй половине 1987 г., когда в ЕС с новой силой разгорелся спор о бюджете Сообщества, размерах вклада участниками, ее направленности и т.д. Проблема во многом была решена на специальной февральской встрече лидеров стран 1988 г. и с этого периода идея создания Единого европейского рынка получила серьезное доверие не только политиков, но и предпринимателей и широкой общественности Западной Европы. К 1989 г. дебаты о Едином рынке переместились из области юридической в область реального воплощения накопленного массива законов в жизнь. Таким образом, было положено начало формировании повестки дня Маастрихтской встречи в 1992 году. В этой связи заслуживают внимания два момента:

      1. 1987-1988 гг.-страны Европейской ассоциации  свободной торговли (ЕАСТ) подвергли  свои отношения с ЕС пересмотру, что привело к переговорам о создании единой Европейской экономической зоны, в которую бы входили государства-члены и ЕАСТ, и ЕЭС.

      2. Апрель 1989 г. - принято решение ЕЭС  об основании Комитета Делора  по экономическому и Валютному  Союзу, через десять месяцев  принявший трехступеньчатую программу этого Союза, которая позднее была одобрена на Мадридской встрече ЕЭС.

      Такие темпы сближения позиций стран  ЕЭС, безусловно, насторожили Японию и США, однако с падением в 1989 г. Берлинской стены, приходом новых политиков  и новых режимов к власти в Восточной Европе, ЕЭС приобретает новое измерение, и официальный Вашингтон вынужден был признать это, в то же время заявляя о своих особых отношениях к Бонну и Брюсселю (особые отношения с Великобританией традиционны).

      Таким образом, "Договор Союза", заключенный в декабре 1991 года в Маастрихте (Нидерланды), подводил черту под всеохватывающим перераспределением целей и задач ЕЭС за все 40 лет его существования .

      Маастрихстские  соглашения предоставляли Союзу  следующие важные функции:

      - создание и управление единой валютой;

      - координация, контроль и (где  это будет уместно) усиление  единой экономической политики, в особенности касающейся бюджетных  дел;

      - основание и защита Единого  рынка, основанного на принципе  свободной и справедливой конкуренции;

      - поддержание равенства (и где  это будет возможно) перераспределение  средств между богатыми и бедными  регионам;

      - поддержание законности и правопорядка:

      - признание и развитие фундаментальных  прав отдельных граждан;

      - управление единой внешней политикой, охватывающей всю область иностранных дел и политики безопасности, включая формирование общей оборонной политики, что, возможно приведет в будущем к общей обороне бывшего Союза .

      С экономической точки зрения наиболее важными являются положения Договора, в которых говорится о дополнительных процедурах, направленных на консолидацию Единого рынка, в частности, о создании валютного союза. Наиболее существенные элементы этого союза включают:

      - продвижение к всеохватывающему  валютному союзу большинства  стран-членов к началу 1997 года или же меньшинства, отвечающего определенным критериям, к 1999 году;

      - определение критерия вступления  в валютный союз с целью  безусловного выполнения обязательств  по отношению к стабильности  цен;

      - создание европейского центрального банка со статусом, гарантирующим его независимость.

      Процесс одобрения Маастрихтских соглашений был нелегок и противоречив. Например, во Франции в ходе референдума  по Маастрихту многие голосовали против из-за своего неприятия единого сельскохозяйственного курса ЕС, который был инициирован бюджетным сдерживанием внутри самого Сообщества и не имел ничего общего с самими соглашениями. Датчане высказались за присоединение к Договору только на втором референдуме, причем Дания приобрела особый статус, который, в частности, позволяет ей не принимать участия в общей политике в области обеспечения безопасности и в создании единой валюты; к тому же ЕС признал право Фарерских островов (датское владение) не участвовать в соглашениях. Германские и британские законодатели ратифицировали соглашение в результате бурных дебатов .

      Возражения  против Маастрихтских соглашений выявили  три основные проблемы. Во-первых, они  показали сложность происходящего  интеграционного процесса. Во-вторых, оказывая влияние на финансовые рынки, они продемонстрировали просчеты в политическом курсе, целью которого являлся финансово-экономический союз, а также несовершенство европейской финансовой системы. В-третьих, обнажилось очередное существенное расхождение между ведущими партнерами по Сообществу, одновременно являющимися членами семерки индустриально развитых держав, - т.е. между Великобританией, Францией, Германией и Италией.

      Но  так, или иначе, Западная Европа сделала  существенный шаг к экономической  и политической интеграции и в  какой-то форме Маастрихт сформировал как реальность западноевропейскую конфедерацию, хотя в силу разных причин это понятие не используется.

      Но  это реальность, какими бы трудными ни были будущие действия ее участников - Западная Европа - это конфедеративное  сообщество государств, имеющее и единый парламент, и единое правительство и неформально - даже объединенное гражданство, наряду с национальным гражданством; единую экономическую и социальную политику, координирующее внешнеполитическую деятельность всех своих участников [5;C.157].

Особенности процессов американо-канадской  интеграции

Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования интеграционных процессов в экономике