Зарубежный опыт стратегического территориального развития на примере Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание

Становление Республики Казахстан как независимого государства ставит перед Правительством различные задачи, тем или иным образом связанные с эффективным государственным управлением. Одной из таких актуальных задач является выстраивание продуманной и перспективной региональной политики, направленной на стабильное развитие казахстанских регионов.

Работа состоит из  1 файл

контр стратег.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И

УПРАВЛЕНИЯ  ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» 

Кафедра экономической теории и экономической  политики 

специальность 080504 «Государственное и муниципальное  управление»

специализация «Управление политическими процессами» 

(на базе  высшего профессионального образования,  бюджет) 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Стратегическое развитие региона»

  «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель:

к.э.н., доцент   _____________________   О.В. Сидорова

                                  подпись, дата

Студент 3 курса      _____________________   Д.М. Ханнанов

                                  подпись, дата 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2012

 

     

     Становление Республики Казахстан как независимого государства ставит перед Правительством различные задачи, тем или иным образом связанные с эффективным государственным управлением. Одной из таких актуальных задач является выстраивание продуманной и перспективной региональной политики, направленной на стабильное развитие казахстанских регионов.

     Обширная  территория Казахстана: 2 города республиканского значения и 14 областей, имеющих разные природно-климатические, социальные, демографические  и экономические условия, - создают  необходимость в управлении региональным развитием. Кроме того, разрыв между регионами усугубили экономические реформы, проводимые за годы независимости страны.

     В 2001 году казахстанским Правительством была одобрена Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы (далее – Концепция).

     Под региональной политикой в Концепции понимается комплекс экономических, правовых, социальных и других мер, применяемых государством для эффективного и гармоничного развития регионов, предоставление проблемным регионам равных возможностей с остальными для достижения равноценных условий жизни.

     Целью региональной политики является снижение существующих между регионами различий в уровнях социально-экономического развития путем осуществления инвестиционных проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, хозяйственной деятельности и улучшению уровня жизни населения в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных регионов [1].

     Авторы  Концепции дифференцировали регионы  по схожим проблемам и экономическим  показателям в зависимости от имеющегося экономического потенциала и структуры экономики. Данная дифференциация представлена в таблице 1.

     Данная  типология разработана авторами Концепции для выявления локальных  проблем регионов, для устранения которых были названы следующие  механизмы: административно-правовые (принятие и реализация законов, установление межбюджетных отношений) и экономические механизмы поддержки и стимулирования отсталых регионов (инвестирование проектов и инноваций, финансирование государственных, отраслевых и региональных программ). Отметим, что механизмы в Концепции прописаны недостаточно четко и представляют собой скорее намерения или направления регионального развития, а не конкретные пути достижения цели региональной политики. Учитывая, что данная Концепция не нашла впоследствии свое отражение в реализации какой-либо программы или плана, она носит скорее декларативный, нежели нормативный характер.

     Таблица 1. Дифференциация регионов Республики Казахстан

Название группы регионов Описание группы Основные проблемы группы
1 Регионы с наиболее высоким уровнем среднедушевых доходов Города республиканского значения Астана и Алматы, которые  обладают диверсифицированной промышленностью (в основном машиностроением), развитым финансовым сектором и высоким научно-техническим  потенциалом.

На 1 октября 2001 года доля этих городов составила: в численности населения республики 10,9 %, в валовом региональном продукте - 19,7 %, в объеме промышленного производства - 5 %.

Слабая оснащенность инфраструктурой, на промышленных предприятиях города Астаны устаревшие техника и технологии, в городе Алматы имеются проблемы в снабжении газом, а также высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха.
2 Регионы, богатые  углеводородными минеральными ресурсами Атырауская  и Мангистауская области, в которых  развита нефтедобыча.

На 1 октября 2001 года доля этой группы областей в  численности населения республики составила 5,2 %, в валовом региональном продукте - 17,4 %, в объеме промышленного  производства - 33,4 %, в валовой продукции  сельского хозяйства - 1,3 %. Среднедушевые доходы населения выше, чем в других областях.

Сырьевая направленность и специализация промышленного  производства в основном на добыче нефти, почти недиверсифицированная  промышленность и неразвитое сельское хозяйство (низкие доходы, высокая безработица, отсталая инфраструктура, отдаленность районных центров).
3 Промышленные  регионы, богатые природными минерально-сырьевыми  ресурсами Регионы с природными минерально-сырьевыми ресурсами, на базе которых были построены и  работают крупные добывающие и перерабатывающие предприятия, функционируют также использующие местное сырье,

производства  обрабатывающей промышленности (машиностроение, легкая и пищевая промышленность): Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области.

Области в этой группе имеют высокие среднедушевые доходы, которые по отношению к среднереспубликанскому уровню составляют 117,4, 133,5 и 111,4 % соответственно.

Доля  этой группы областей в численности  населения республики на 1 октября 2001 года составила 24,2 %, в валовом региональном продукте - 26,6 %, в объеме промышленного производства - 31,2 %, сельского хозяйства - 18,5 %

Сырьевая направленность, некоторая степень истощения  сырьевой базы, недиверсифицированная  промышленность
4 Регионы, богатые  природными ресурсами и значительными сельскохозяйственными угодьями Актюбинская, Костанайская, Жамбылская и Южно-Казахстанская  области.

При этом в Актюбинской и Костанайской областях среднедушевые доходы населения  незначительно превышают среднереспубликанский  уровень, а в Жамбылской и Южно - Казахстанской областях - ниже среднереспубликанского уровня. В то же время все они имеют примерно одинаковую экономическую базу, равнонаправленную структуру. Вместе с тем Жамбылская и Южно-Казахстанская области имеют достаточные резервы к повышению среднедушевых доходов за счет развития как промышленного, так и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, приграничной торговли.

Доля  четвертой группы областей в численности  населения республики на 1 октября 2001 года составила 31,2%; в валовом региональном продукте - 17,2 %;

в объеме промышленного производства - 15,5 %; в  валовой продукции сельского  хозяйства - 35,2%.

Недостаточная развитость производств, обслуживающих  сельское хозяйство, в Жамбылской и  Южно-Казахстанской областях имеются  перебои в снабжении газом, электроэнергией, поливной водой
5 Регионы, с преимущественным развитием машиностроения Развитое машиностроение, в том числе оборонного направления, и значительные размеры сельскохозяйственных угодий, определивших их промышленно-аграрную направленность: Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области. Кроме того, в Западно-Казахстанской области получила развитие нефтегазодобывающая промышленность, занимающая в структуре промышленного производства более 80 %.

Доходы  населения этих областей ниже среднереспубликанского уровня.

Доля  пятой группы в численности населения  республики на 1 октября 2001 года составила 8,7 %; в валовом региональном продукте - 8,3 %; в объеме промышленного производства - 4,4 %; в валовой продукции сельского  хозяйства - 16,6 %.

Сложное положение  на машиностроительных предприятиях, в первую очередь, оборонных, необходимость  утилизации попутных газов, рисковое земледелие, острый дефицит питьевой воды, экологические  последствия развития нефтегазовой отрасли и деятельности военных полигонов.
6 Аграрные регионы Акмолинская, Алматинская  и Кызылординская области, экономическая  деятельность которых в основном представлена сельскохозяйственным производством, если не считать нефтедобычу на Кумколе  в Кызылординской области.

Доходы населения очень низкие в Акмолинской и Алматинской областях. В Кызылординской они выше среднереспубликанского за счет доходов г. Кызылорды от Кумколя.

Доля  шестой группы в численности населения  республики на 1 октября 2001 года составила 19,4 %; в валовом региональном продукте - 10,8 %;

в объеме промышленного производства - 9 %; в  валовой продукции сельского  хозяйства - 27,8 %.

Среднедушевые доходы населения значительно ниже среднереслубликанских.

Низкий уровень  жизни, высокая доля занятости в  сельском хозяйстве, слабая инфраструктура, большая территория, слабая связь населенных пунктов с рынками сбыта, необходимость утилизации попутных газов, отдаленность многих районов от центров, высокая нагрузка на окружающую среду, проблема Арала, острый дефицит питьевой воды
 

     Реализацию  Концепции нельзя назвать эффективной, поскольку не была достигнута ее главная  задача - обеспечение снижения существующих между регионами различий в уровнях  социально-экономического развития. На рисунке 1 изображен график, демонстрирующий размер валового регионального продукта (далее – ВРП) регионов Республики Казахстан в 2005 и 2009 годах.

     В 2005 году в городе Алматы он составил 1 497 351,1 млн. тенге или 19,7%, в Атырауской области 808 222,0 млн. тенге или 10,6% и в городе Астана 711 612,0 млн. тенге или 9,4%, минимальная величина – в Жамбылской области (168 554,8 млн. тенге или 2,2%).

     В 2009 году максимальная величина ВРП также отмечена в городе Алматы (3 086 941,3 млн. тенге или 19,2%), в Атырауской области (1 758 586,4 млн. тенге или 10,9%) и в Карагандинской области (1 467 399,2 млн. тенге или 9,1%), минимальная величина зафиксирована также в Жамбылской области (359 994,7 млн. тенге или 2,2%). Соответственно, если в 2005 году разрыв между максимальной и минимальной величинами ВРП составлял 1328796,3 млн. тенге или 17,5%, то в 2009 году он составлял уже 2726946,6 млн. тенге или 17%. Таким образом, разрыв между регионами сокращается, но достаточными низкими темпами – 0,5% за 4 года.

     Другой  показатель развития экономики региона  – это инвестирование в основной капитал за счет всех источников финансирования. Его распределение по казахстанским  регионам представлено на рисунке 2. Согласно ему, в 2005 году максимальный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования был зафиксирован в Атырауской области (713 681 млн. тенге), в городе Алматы (334 159 млн. тенге) и в городе Астана (274 746 млн. тенге), минимальный объем – в Жамбылской области (22 182 млн. тенге).

     В 2009 году максимальный показатель инвестирования был зафиксирован в Атырауской области (1 094 394 млн. тенге), в городе Алматы (382 684 млн. тенге) и в городе Астана (368 248 млн. тенге), минимальный объем – в Северо-Казахстанской области (49 505 млн. тенге).

     Соответственно, если в 2005 году разрыв между максимальной и минимальной величинами инвестирования составлял 691499 млн. тенге, то в 2009 году он составлял уже 1044889 млн. тенге, что, как показывает практика, отнюдь не сокращает разрыв в социально-экономическом развитии регионов.

     

     Если  Концепция направлена на регулирование регионального развития на государственном уровне, то на региональном уровне развитие регулируется с помощью разноплановых региональных программ, которые реализуются в соответствии с государственными и отраслевыми программами. Региональные программы, являясь аналогами государственных программ в регионах, зачастую малоэффективны, поскольку не вполне ориентированы на внутренние проблемы и не учитывают территориальную специфику, и, как результат, оторваны от стратегий и программ экономического развития регионов.

     По  состоянию на 2007 год в Казахстане существовало более 370 региональных программ, что приводило не только к дублированию мероприятий, выполняемых различными государственными органами, но и к  избыточному использованию бюджетных  средств. Так, например, в региональной программе развития сельских территорий по Атырауской области на 2007-2010 годы, курируемой Управлением экономики и бюджетного планирования, запланированы мероприятие «Производить строительство, реконструкцию и ремонт объектов водообеспечения» (предусмотрено финансирование - около 17268262300 тенге) и мероприятие «Производить строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сельских автодорог местного значения» (финансирование – около 9783889000 тенге). При этом в региональной программе «Питьевые воды по Атырауской области на 2003-2010 годы», администратором которой является Управление строительства, на мероприятие «Реконструкция водопроводных сооружений и сетей локальных водопроводов в сельских населенных пунктах» выделено около 1 279 800 тенге. И в этой же области в региональной программе развития автомобильных дорог областного и районного значений по Атырауской области на 2008-2010 годы на реконструкцию и капительный ремонт дорог Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог предусмотрено 57473,48 млн. тенге.

     Другим  распространенным недостатком, встречающимся  в региональных программах, является дублирование их мероприятий с функциональными  обязанностями государственного органа. К примеру, в региональной программе  развития сети автопаркингов в городе Астане на 2007-2009 годы такое мероприятие, как «Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений, а также утверждению необходимых нормативных правовых и технических актов в сферах транспортной инфраструктуры и архитектурно-градостроительной деятельности» полностью дублирует основную деятельность Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны, соответственно нет смысла выносить их в мероприятия региональной программы.

     В большинстве региональных программ запланированные мероприятия не обеспечены индикаторами, регламентирующими степень эффективности их выполнения. Данная тенденция особенно характерна для региональных программ по борьбе с коррупцией. Так, в Северо-Казахстанской области для борьбы с коррупционными преступлениями одним из мероприятий значится следующее: «Во всех государственных органах в рамках аппаратной учебы систематически проводить занятия по изучению антикоррупционного законодательства». В формулировке отсутствуют индикаторы, характеризующие периодичность проведения занятий, критерии эффективности проведенных занятий, влияние занятий на уровень коррупционной преступности и т.п.

     Таким образом, большинство региональных программ имеют недостатки еще на стадии планирования, что негативно отразилось на качестве их реализации. В 2009 году принимается решение завершить реализацию всех региональных программ в связи с их низкой результативностью и с принятием в 2007 году Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты. Она направлена на формирование целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированной на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны. Новая система государственного планирования не предусматривает разработку и реализацию региональных программ. Согласно новой системе государственного планирования вместо региональных программ с 2011 года планируется внедрение программ развития территории на пятилетний период, реализация которых найдет отражение в рамках стратегических планов региональных органов управления.

     В 2006 году Президент Казахстана Назарбаев  Н.А. в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» в качестве приоритетных задач назвал, во-первых, разработку новой, современной идеологии территориального развития, направленной на активизацию экономической деятельности в развитых региональных центрах, способных стать локомотивами экономической модернизации страны в целом, а, во-вторых, формирование эффективной экономической специализации регионов.

     Для исполнения данных задач Правительством был разработана Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года (далее – Стратегия). Она направлена на обеспечение устойчивого развития страны и создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе формирования конкурентоспособных специализаций в региональной и мировой экономике, рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения. Но, согласно отчетам экспертов, на сегодняшний день в основном реализованы мероприятия методического, нормативно-правового и систематизирующего характера. Так, например, была разработана методика определения потребности в объектах образования, здравоохранения, социальной защиты населения и формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов. Были проведены маркетинговые исследования по направлениям позиционирования (специализации) регионов и крупных городов страны в национальной, региональной и мировой экономической системе. Утверждены стратегии развития (конкурентные стратегии) областей и города Алматы, опорных городов (14 областных центра и 2 других города областного значения (Семей, Жезказган) до 2015 года с определением перспектив позиционирования в национальном и региональном разделении труда.

Информация о работе Зарубежный опыт стратегического территориального развития на примере Республики Казахстан