Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:58, контрольная работа
Становление Республики Казахстан как независимого государства ставит перед Правительством различные задачи, тем или иным образом связанные с эффективным государственным управлением. Одной из таких актуальных задач является выстраивание продуманной и перспективной региональной политики, направленной на стабильное развитие казахстанских регионов.
ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И
УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Кафедра
экономической теории и экономической
политики
специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
специализация
«Управление политическими процессами»
(на базе
высшего профессионального
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стратегическое развитие региона»
«ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН»
Преподаватель:
к.э.н., доцент _____________________
Студент 3 курса _____________________ Д.М. Ханнанов
Уфа 2012
Становление Республики Казахстан как независимого государства ставит перед Правительством различные задачи, тем или иным образом связанные с эффективным государственным управлением. Одной из таких актуальных задач является выстраивание продуманной и перспективной региональной политики, направленной на стабильное развитие казахстанских регионов.
Обширная территория Казахстана: 2 города республиканского значения и 14 областей, имеющих разные природно-климатические, социальные, демографические и экономические условия, - создают необходимость в управлении региональным развитием. Кроме того, разрыв между регионами усугубили экономические реформы, проводимые за годы независимости страны.
В 2001 году казахстанским Правительством была одобрена Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы (далее – Концепция).
Под региональной политикой в Концепции понимается комплекс экономических, правовых, социальных и других мер, применяемых государством для эффективного и гармоничного развития регионов, предоставление проблемным регионам равных возможностей с остальными для достижения равноценных условий жизни.
Целью
региональной политики является снижение
существующих между регионами различий
в уровнях социально-
Авторы Концепции дифференцировали регионы по схожим проблемам и экономическим показателям в зависимости от имеющегося экономического потенциала и структуры экономики. Данная дифференциация представлена в таблице 1.
Данная
типология разработана авторами
Концепции для выявления
Таблица 1. Дифференциация регионов Республики Казахстан
|
Реализацию Концепции нельзя назвать эффективной, поскольку не была достигнута ее главная задача - обеспечение снижения существующих между регионами различий в уровнях социально-экономического развития. На рисунке 1 изображен график, демонстрирующий размер валового регионального продукта (далее – ВРП) регионов Республики Казахстан в 2005 и 2009 годах.
В 2005 году в городе Алматы он составил 1 497 351,1 млн. тенге или 19,7%, в Атырауской области 808 222,0 млн. тенге или 10,6% и в городе Астана 711 612,0 млн. тенге или 9,4%, минимальная величина – в Жамбылской области (168 554,8 млн. тенге или 2,2%).
В 2009 году максимальная величина ВРП также отмечена в городе Алматы (3 086 941,3 млн. тенге или 19,2%), в Атырауской области (1 758 586,4 млн. тенге или 10,9%) и в Карагандинской области (1 467 399,2 млн. тенге или 9,1%), минимальная величина зафиксирована также в Жамбылской области (359 994,7 млн. тенге или 2,2%). Соответственно, если в 2005 году разрыв между максимальной и минимальной величинами ВРП составлял 1328796,3 млн. тенге или 17,5%, то в 2009 году он составлял уже 2726946,6 млн. тенге или 17%. Таким образом, разрыв между регионами сокращается, но достаточными низкими темпами – 0,5% за 4 года.
Другой показатель развития экономики региона – это инвестирование в основной капитал за счет всех источников финансирования. Его распределение по казахстанским регионам представлено на рисунке 2. Согласно ему, в 2005 году максимальный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования был зафиксирован в Атырауской области (713 681 млн. тенге), в городе Алматы (334 159 млн. тенге) и в городе Астана (274 746 млн. тенге), минимальный объем – в Жамбылской области (22 182 млн. тенге).
В 2009 году максимальный показатель инвестирования был зафиксирован в Атырауской области (1 094 394 млн. тенге), в городе Алматы (382 684 млн. тенге) и в городе Астана (368 248 млн. тенге), минимальный объем – в Северо-Казахстанской области (49 505 млн. тенге).
Соответственно, если в 2005 году разрыв между максимальной и минимальной величинами инвестирования составлял 691499 млн. тенге, то в 2009 году он составлял уже 1044889 млн. тенге, что, как показывает практика, отнюдь не сокращает разрыв в социально-экономическом развитии регионов.
Если Концепция направлена на регулирование регионального развития на государственном уровне, то на региональном уровне развитие регулируется с помощью разноплановых региональных программ, которые реализуются в соответствии с государственными и отраслевыми программами. Региональные программы, являясь аналогами государственных программ в регионах, зачастую малоэффективны, поскольку не вполне ориентированы на внутренние проблемы и не учитывают территориальную специфику, и, как результат, оторваны от стратегий и программ экономического развития регионов.
По
состоянию на 2007 год в Казахстане
существовало более 370 региональных программ,
что приводило не только к дублированию
мероприятий, выполняемых различными
государственными органами, но и к
избыточному использованию
Другим распространенным недостатком, встречающимся в региональных программах, является дублирование их мероприятий с функциональными обязанностями государственного органа. К примеру, в региональной программе развития сети автопаркингов в городе Астане на 2007-2009 годы такое мероприятие, как «Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений, а также утверждению необходимых нормативных правовых и технических актов в сферах транспортной инфраструктуры и архитектурно-градостроительной деятельности» полностью дублирует основную деятельность Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны, соответственно нет смысла выносить их в мероприятия региональной программы.
В большинстве региональных программ запланированные мероприятия не обеспечены индикаторами, регламентирующими степень эффективности их выполнения. Данная тенденция особенно характерна для региональных программ по борьбе с коррупцией. Так, в Северо-Казахстанской области для борьбы с коррупционными преступлениями одним из мероприятий значится следующее: «Во всех государственных органах в рамках аппаратной учебы систематически проводить занятия по изучению антикоррупционного законодательства». В формулировке отсутствуют индикаторы, характеризующие периодичность проведения занятий, критерии эффективности проведенных занятий, влияние занятий на уровень коррупционной преступности и т.п.
Таким образом, большинство региональных программ имеют недостатки еще на стадии планирования, что негативно отразилось на качестве их реализации. В 2009 году принимается решение завершить реализацию всех региональных программ в связи с их низкой результативностью и с принятием в 2007 году Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты. Она направлена на формирование целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированной на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны. Новая система государственного планирования не предусматривает разработку и реализацию региональных программ. Согласно новой системе государственного планирования вместо региональных программ с 2011 года планируется внедрение программ развития территории на пятилетний период, реализация которых найдет отражение в рамках стратегических планов региональных органов управления.
В 2006 году Президент Казахстана Назарбаев Н.А. в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» в качестве приоритетных задач назвал, во-первых, разработку новой, современной идеологии территориального развития, направленной на активизацию экономической деятельности в развитых региональных центрах, способных стать локомотивами экономической модернизации страны в целом, а, во-вторых, формирование эффективной экономической специализации регионов.
Для
исполнения данных задач Правительством
был разработана Стратегия