Зеленая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:14, доклад

Описание

Теория зеленой экономики базируется на 3 аксиомах:
-невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;
-невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;
-все на поверхности Земли является взаимосвязанным.

Работа состоит из  1 файл

зеленая экономика.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Хотел бы проинформировать Вас, что  гражданское общество России с большим  интересом и энтузиазмом участвует  в обсуждении проблематики устойчивого  развития и вопросов предстоящей  Конференции ООН «Рио+20». Не без  удовлетворения отмечаю, что Общественная палата Российской Федерации как организованный институт гражданского общества возглавила этот процесс, пытаясь придать ему системный, последовательный и конструктивный характер. Это особенно важно в диалоге общественности и граждан с органами государственной власти всех уровней, министерствами и ведомствами, ответственными за формирование и реализацию национальной стратегии устойчивого развития. 
    При Общественной палате Российской Федерации создан Институт устойчивого развития, который возглавляет видный российский учёный, эколог и общественный деятель, профессор В.М. Захаров. Общественная палата регулярно проводит общественные слушания, семинары, круглые столы по тематике устойчивого развития, активно взаимодействуя с общероссийскими и региональными некоммерческими неправительственными организациями (НКО/НПО), международными структурами и их отделениями, прежде всего с Информцентром ООН в Москве, зарубежными партнёрами, СМИ. 
    Одним из результатов проделанной Общественной палатой работы стали обобщенные предложения гражданского общества России к Конференции ООН «Рио+20». Направляю Вам их в приложении на русском и английском языках. Рассчитываю на то, что эти предложения будут полезны при выработке итоговых документов предстоящей в 2012 году в Рио-де-Жанейро конференции и формировании глобальной стратегии устойчивого развития.

Е.П. Велихов

Устойчивое развитие: проблемы и перспективы. Предложения к «Рио+20»

 
    Мир сегодня стоит перед  все новыми вызовами. Современное  мировое развитие сопряжено с  нарастанием негативного воздействия на окружающую среду, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы. Уже сегодня последствия изменения климата становятся ощутимыми во всех уголках планеты. Все это ведет к обострению социальных проблем и ограничивает возможности дальнейшего развития. 
    Этим и определяется актуальность обеспечения устойчивого развития. Суть идеи – в необходимости вписать наши все возрастающие потребности в естественные возможности планеты. Она не нова, ее официальной жизни в мировом сообществе скоро исполнится двадцать лет. Немногие политические призывы жили так долго. Но она и не может выйти из моды, это – правила игры, условия выживания. А уроки становятся все жестче, а их последствия - все дороже. Это - и разлив нефти в Мексиканском заливе, и аномальная жара в центральной России, и многие другие случаи все учащающихся природных и техногенных катастроф. Причем, найти конкретного виноватого или причину для каждого конкретного случая становится все сложнее. Это скорее следствие нашего отношения к себе и природе, нашего неверного поведения. 
    Это ставит на повестку дня необходимость глубокой «экологизации» экономики на основе реализации едва ли не главного приоритета современного развития – повышения ценности природы и ее ресурсов, а также человека, его жизни и здоровья. Реализация задач устойчивого развития на основе рыночной экономики предполагает обеспечение требований рынка на природные блага и связанные с этим характеристики товаров, запрос потребителей (включая население и государство). Эта мера позволит как еще больше стимулировать развитые страны к сокращению негативного воздействия на окружающую среду, так и обеспечить вовлечение развивающихся стран в определение путей своего развития в направлении «зеленой экономики», сохранения и приумножения своего природного богатства через его капитализацию и получение выгод от мирового сообщества. Именно эти направления должны сегодня определять приоритеты поддержки для борьбы с бедностью. 
    Условием благополучного развития человечества оказывается удовлетворение растущих потребностей при минимизации обеднения природного капитала, что сегодня звучит как идея «декаплинга». Это предполагает снижение энергоемкости и природоемкости в целом экономического роста, широкое использование возобновляемых источников энергии, модернизацию производства на основе инноваций. Именно это направление определяет сегодня приоритеты развивающихся экономик и, прежде всего, стран БРИКС. 
    Необходима поддержка модернизации производства по пути так называемого двойного выигрыша, связанного с обеспечением как экономической эффективности, так и уменьшением воздействия на окружающую среду. Мировой опыт такой модернизации производства показывает, что этот подход ведет не только к улучшению экономических показателей, но и к существенному улучшению условий жизни людей. Необходима поддержка и распространение такого опыта. Это является центральной задачей современного инновационного развития. А для этого, помимо осознания важности такой модернизации, необходимы как строгие экологические требования, так и экономическая заинтересованность, включая все возможные механизмы, - модернизация должна быть выгодна. 
    Узловым направлением для мирового развития является энергетика. Здесь необходимо обеспечение безопасности использования традиционных видов ресурсов и обеспечение энергоэффективности. Реализация огромных возможностей для повышения энергоэффективности предполагает срочное внедрение мер для обеспечения заинтересованности в энергосбережении на всех уровнях - от развития отраслей до домохозяйства. 
    Модернизация должна учитывать огромные возможности для использования возобновляемых источников энергии. Это предполагает стимулирование производства энергии на основе возобновляемых источников энергии. Как свидетельствует современный опыт развитых стран, при минимальной поддержке, необходимой для запуска процесса, далее он развивается  как «снежный ком», с нарастающей скоростью. Это направление развития обеспечивает национальную независимость и перспективы дальнейшего развития. Наиболее актуально и перспективно использование ВИЭ для обеспечения внутренних нужд, включая, прежде всего, энергоснабжение малонаселенных районов, обеспечение заинтересованности населения в использовании ВИЭ в качестве дополнительных источников энергии, использование ВИЭ в качестве вспомогательных источников энергоснабжения в промышленности. 
    Решение задачи модернизации экономики должно учитывать и огромные возможности в плане развития компенсационных платежей, необходимых для сохранения и приумножения природных экосистем (включая леса, болота и другие). Большие возможности здесь есть для развития рынка экосистемных услуг и экологических инвестиций. Необходимо проведение оценки природных услуг (на основе приоритета повышения ценности природного богатства и превращение в товар того, что раньше таковым не являлось, включая широкий спектр экосистемных услуг) с выходом на международный рынок для компенсации усилий по сохранению и приумножению природного богатства. Оценка должна включать стоимость неиспользования, охраны и приумножения определенных природных ресурсов и услуг, а механизм компенсации предусматривать обязательность собственного вклада и целевого использования получаемых от мирового сообщества средств на сохранение природного богатства и развитие щадящих форм природопользования (включая экотуризм, экологическое сельское хозяйство, использование ВИЭ). Необходимо распространение рыночных механизмов торговли квотами на выбросы парниковых газов на все виды антропогенного воздействия. 
    Все это предполагает разработку и реализацию новой политики. Исходить при этом следует из того, что экология сегодня – это экономика. Поэтому магистральное направление развития так и определяется – «зеленая экономика». Именно экологические требования определяют направления инновационного развития и модернизации производства для того, чтобы обеспечить длительное благополучное развитие экономики. Приоритет экономической политики по широкому использованию природных ресурсов и услуг  должен быть дополнен приоритетом экологической политики по повышению ценности природы и ее ресурсов. На этот путь, зеленой, низкоуглеродной экономики, переходят развитые страны. При всей важности внятной политики в этом направлении, ее реализация не должна быть в отрыве от магистрального пути развития и должна быть инкорпорирована в стратегии, планы, программы и механизмы развития страны. Приоритеты экологической политики, требования зеленой экономики должны быть включены в общие планы развития, нацеленные на решение социально-экономических задач, которые и волнуют всех в первую очередь. Обеспечение природоохранных мер (организация ООПТ, сохранение биоразнообразия и пр.) целесообразно включить в понятные всем рыночные механизмы в виде платежей за экосистемные услуги. 
    Первоочередная мера для оценки ситуации и определения приоритетов действий – введение системы индикаторов устойчивого развития. Это, прежде всего, показатели природоемкости и энергоемкости экономического роста, удельные показатели загрязнения. Кроме того, необходим учет накопленного экологического ущерба, исчерпания ресурсов, деградации ландшафтов, влияния загрязнения на здоровье человека. Принципиально важен, особенно для определения перспектив развития, и учет объемов использования ВИЭ, оценка экосистемных услуг (включая разные виды экосистем, биологические ресурсы, биоразнообразие, площадь ООПТ). 
    Успех в распространении идей устойчивого развития и обеспечении активного участия в процессе предполагает их адаптацию с учетом специфики каждой страны. Сами представления об устойчивом развитии и путях его достижения различны у разных стран и несомненно будут меняться и дальше. Необходима оценка успехов и проблем на пути обеспечения устойчивого развития на национальном уровне. 
    Реализация идей устойчивого развития зависит от активной позиции и заинтересованности широких слоев населения. Это определяет необходимость просветительской и пропагандистской деятельности, целенаправленной работы СМИ, социальной рекламы. Особую роль в обеспечении приоритетности устойчивого развития для широких слоев населения играет культура (включая кинематограф, эстрадное искусство, литературу), объекты культурного и природного наследия. 
    Большую роль здесь должны сыграть структуры гражданского общества, включая как массовые общественные организации, так и профессиональные институты общественной политики. Это предполагает развитие широкого общественного движения в поддержку устойчивого развития, как приоритета активности гражданского общества, определение этой темы в качестве приоритетного направления поддержки со стороны бизнеса и правительств. 
    Человечество приходит к осознанию того, что все нарастающие социальные и природные аномалии есть следствие нашего неверного поведения, пониманию ответственности за будущее планеты. Определение приоритетов совместных действий предполагает общепринятые правила поведения, этический кодекс, принятый на уровне мирового сообщества. Важность принятия такого документа отмечалась еще на Всемирной конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Основой документа могла бы стать «Хартия Земли» - выработанное к 2000 году общими усилиями мнение о принципах устойчивого развития, необходимых для обеспечения экологической целостности, социальной справедливости, демократии и мира. Сегодня этот документ приобретает новое звучание. Продвижению документа способствовала бы консолидированная поддержка со стороны Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, как стран-лидеров, стоящих у истоков инициативы создания международного этического кодекса, широкая поддержка со стороны других развитых государств и стран БРИКС. 
    Кто же должен лидировать в этом процессе? Наверное, тот, для кого это особенно актуально. Это предполагает осознание необходимости такого пути развития и определенные экономические возможности для его реализации. Ряд стран, которые мы уже много лет относим к развитым, активно включились в процесс после 1992 года. При всей актуальности идей устойчивого развития для любой страны и необходимости совместных действий всего мирового сообщества всерьез продвижение в этом направлении могут обеспечить лишь страны с достаточно развитой экономикой. Подключение других стран возможно по мере их роста и при поддержке со стороны развитых государств. Страны БРИКС – это, пожалуй, именно те государства, для которых данный процесс наиболее актуален. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы, и поиск оптимального пути развития. Приоритеты этих стран в инновационной политике, энергоэффективности, модернизации экономики естественным образом определяют их движение в направлении устойчивого развития. Сегодня именно эти страны могли бы выступить в качестве лидеров движения в направлении устойчивого развития.

 

 

 

Зеленая экономика

Что же такое  Зеленая экономика и нужна  ли она вообще?

 

Почему ученые всего мира твердят о важности и необходимости перехода к ней, а владельцы тех или иных предприятий мало обеспокоены этим? В первую очередь следует разобраться с этим понятием, с тем, что оно собой представляет. Зеленая экономика - направление в экономической науке, сформировавшееся в последние 2 десятилетия, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью. Концепция зеленой экономики включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии, таких как феминистская экономика, постмодернизм, экологическая экономика, экономика окружающей среды, антиглобалистика, теория международных отношений и др.

Теория зеленой экономики  базируется на 3 аксиомах:

-невозможно  бесконечно расширять сферу влияния  в ограниченном пространстве;

-невозможно  требовать удовлетворения бесконечно  растущих потребностей в условиях  ограниченности ресурсов;

-все на поверхности  Земли является взаимосвязанным.

Вот что в  целом представляет собой это понятие. Cформировавшаяся в последние два десятилетия концепция «зеленой экономики» призвана обеспечить более гармоничное согласование между этими тремя компонентами –социальный, природный, экономический, которое было бы приемлемо для всех групп стран – развитых, развивающихся и государств с переходной экономикой. Концепция «зеленой экономики» включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии (феминистская экономика, постмодернизм, экологическая экономика, экономика окружающей среды, антиглобалистика, теория международных отношений и др.), связанных с проблемами устойчивого развития. Сторонники концепции «зеленой экономики» считают, что преобладающая сейчас экономическая система несовершенна. Хотя она дала определенные результаты в повышении жизненного уровня людей в целом, и особенно ее отдельных групп, негативные последствия функционирования этой системы значительны: это экологические проблемы (изменение климата, опустынивание, утрата биоразнообразия), истощение природного капитала, широкомасштабная бедность, нехватка пресной воды, продовольствия, энергии, неравенство людей и стран. Все это создает угрозу для нынешнего и будущего поколений. Нынешнюю модель экономики называют «коричневой экономикой».

Сторонники зеленой экономики критикуют неоклассическую школу за то, что в ее рамках природные и социальные факторы обычно рассматриваются в качестве экстерналий; в лучшем они считаются фиксированными и не анализируются в динамике. В 1934 году автор концепции обычного ВВП Саймон Кузнец, выступая перед сенаторами США, предупреждал: "Благосостояние нации не может быть адекватно измерено национальным доходом". С помощью ВВП измеряют относительное благосостояние, не учитывая социальных издержек и, уж тем более, воздействия на окружающую среду. Тем не менее, неоклассическая теория приняла способ измерения экономического благосостояния именно через ВВП. К учету воздействия на среду вернулись лишь спустя десятилетия. Во второй половине XX века экономисты стали рассуждать о ней как об основном активе, генерирующем благосостояние, но учитывающемся в ВВП как неизменная данность. Затем появился термин "природный капитал" — капитал, который фактически не амортизировался. Лишь к 1970-м годам были предприняты первые попытки оценить амортизацию природы, после чего катастрофический урон нанесенный природе стал ощутимым в полном объеме. Прогнозы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что при нынешних способах производства и потребления к 2050 году в сравнении с началом XXI века мир лишится двух третей (от 61 до 72%) флоры и фауны, а сохранность природных территорий будет необратимо нарушена на 7,5 млн. кв. км — это сопоставимо с территорией Австралии.

Самыми распространенными  альтернативными источникам энергии считаются гидроэнергетика и атомная энергетика. Но однозначно назвать их экологичными нельзя. Равнинные электростанции не требуют топлива, не засоряют атмосферу вредными выбросами, однако грозят нарушением природного баланса. А главная проблема электростанций - ядерные отходы. Чтобы ее решить сейчас разрабатываются безотходные электростанции, которые работают на основе термоядерного синтеза. Безопаснее всего работают ветряные электростанции и солнечные батареи. Хотя есть мнение, что сам процесс производства солнечных батарей не очень экологичен. Для выживания и развития человечества требуется переход к «зеленой экономике» – то есть системе видов экономической деятельности, связанных с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков или экологического дефицита. Если наш образ жизни оказывается под угрозой, мы должны отреагировать адаптацией. Ученые согласны: для противодействия изменению климата нам нужна энергетическая революция, полномасштабная перемена в том, как мы питаем энергией наши общества. Согласны и экономисты: как раз сейчас самой кипучей в смысле роста отраслью является производство возобновляемой энергии. Именно там уже создаются рабочие места будущего, там осуществляется значительная часть технологических инноваций, которые откроют новую эру экономической трансформации.

В бизнес-среде  понятие зеленой экономики находится на пике внимания. Финансовые фонды, венчурные капиталисты, правительства передовых стран, бизнесмены и потребители уже строят зеленую экономику. Инвестиции в энергоэффективные технологии и природную инфраструктуру уже приносят адекватную отдачу. Нам не нужно дожидаться прихода новых технологий; не нужно нам и чрезмерно беспокоиться о расходной стороне инициативности. Исследования показывают, что Соединенные Штаты могли бы значительно сократить углеродные выбросы при небольших или почти нулевых затратах, используя имеющееся ноу-хау. Для наглядности стоит обратить внимание с какой интенсивностью вкладывает средства в «зеленый» рост Дания. С 1980 года ВВП вырос на 78% при лишь минимальном увеличении энергопотребления. Польше даже в условиях ее экономического бума удалось за последние 17 лет сократить выбросы на треть. Для предпринимателей такая экономия оборачивается прибылью. Сегодня европейские компании из сектора «зеленых» технологий пользуются как первопроходцы существенными преимуществами: на них приходится треть расцветающего в мире рынка экологичных технологий.

Пример в  стимулировании экологически чистой экономики  подает Южная Корея, страна-организатор  форума, которая стала единственным государством, избравшим "зеленый  рост" в качестве национальной стратегии. По данным ОЭСР, в этой области южнокорейские инвестиции составили 9,3 миллиарда евро. Они пошли на разработку "зеленых" видов транспорта, альтернативных источников пресной воды, технологий переработки отходов. Республика Корея была первой страной, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии. Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Стратегия нацелена на сохранение масштабов производительной экономической деятельности при минимальном использовании энергоресурсов и иных ресурсов; сведение к минимуму давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов и принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста.

Швеция планирует  отказаться от нефти, угля и газа и  перейти на энергию из возобновляемых источников уже к 2020 году. Бразилия планирует перевести 80% транспорта на биотопливо из сахарного тростника. Тайвань активно внедряет солнечные батареи. В России в конце 2009го был принят закон об отказе от обычных ламп накаливания.

Страны борются  за светлое будущее, кто как может, используя возможные средства, поддерживая  тех, кто делает успешные попытки  на пути к «озеленению» экономики. К примеру, грузовые электромобили Newton, поступившие на службу в армию США являются адоптированными электрогрузовиками компании Smith Electric, которая первоначально выпустила подобный электромобиль для внутригородских перевозок, и добилась в этом начинании заметных успехов, получив грант в 32 миллиона долларов от правительства. Но не обошлось и без помощи международных организаций. Большую роль в продвижении концепции «зеленой экономики» в жизнь внесла Экономическая и Социальная Комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), членами которой из стран постсоветского пространства являются Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджкистан, Узбекистан и Туркменистан. По инициативе ЭСКАТО в 2005 г. была принята стратегия «зеленого» роста, которая первоначально включала четыре приоритетных направления: рациональные модели потребления и производства; «озеленение» предприятий и рынков; устойчивая инфраструктура и «зеленая» налоговая и бюджетная реформы. Впоследствии были добавлены еще два направления – инвестирование в природный капитал и показатели экологической эффективности.

Для перехода к «зеленой экономике» предлагается широкий спектр инструментов:

– соответствующее принципам  устойчивого развития ценообразование, включая отказ от неэффективных субсидий, оценку природных ресурсов в денежном выражении и введение налогов на то, что вредит окружающей среде;

– политика государственных  закупок, которая поощряет производство экологичной продукции и использование  соответствующих принципам устойчивого развития методов производства;

– реформирование систем «экологического» налогообложения, предполагающего  смещение акцента с налога на рабочую  силу на налоги на загрязнение;

– рост государственных  инвестиций в соответствующую принципам  устойчивого развития инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных зданий) и природный капитал для восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала;

– целевая государственная поддержка исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;

– социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями в социальной области и существующими  или предлагаемыми экономическими стратегиями.

Зелеными экономистами предлагается установление налога Тобина в размере 1 % от всех международных торговых сделок, с тем, чтобы направлять собранные  средства бедным странам с целью  торможения усиливающейся дифференциации между развитыми и не очень  странами. Кроме этого, предлагается использовать категорию «природный капитал» (Natural capital) вместо категории «природные ресурсы», которая как бы свидетельствует о пассивной роли природы в экономике. Для ускоренного формирования устойчивой низкоуглеродной экономики решающую роль будет играть международное сотрудничество по таким направлениям как развитие и распространение чистых технологий, например, технологий улавливания и захоронения СО2, технологий использования возобновляемых источников энергии или же экологически приемлемых компьютерных технологий для повышения энергоэффективности, а также дальнейшее развитие международного рынка экологических товаров и услуг. Избежать кризисов, сохранить окружающую среду и добиться повышения уровня жизни людей в отдаленных районах можно с помощью "озеленения" экономики и объединения многосторонних усилий с самых разных сферах. Например, применение компьютерной графики в кино избавило от необходимости на съемках крушить автомобили, взрывать тонны горючего, поскольку все это может модулироваться виртуально. Набирает популярность "зеленое" строительство более экономичных в плане потребления энергии зданий; "зеленая" модернизация 200 тыс. квартир позволила создать 25 тыс. новых рабочих мест и сохранить 116 тыс. старых. "Зеленые" рабочие места создаются все более быстрыми темпами. В общей сложности, ныне в мире насчитывается 2.3 млн. таких рабочих мест. В том числе, ветряная энергетика обеспечивает работой около 300 тыс. человек, солнечная энергетика - 600 тыс., индустрия производства биотоплива - более 1 млн. 250 тыс. работников автоиндустрии ныне выпускают экономичные автомобили - всего в этом секторе экономики заняты около 8 млн. человек. Примерно 40% мировой стали и около 25% алюминия производятся путем переработки отходов, что позволяет обеспечить работой около 250 тыс. человек.

Информация о работе Зеленая экономика