Земельные отношения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:44, реферат

Описание

Земельные отношения - это совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.

Содержание

Введение
1. Земельные ресурсы в России и эффективность их использования
1.1 Особенности земли как фактора производства
1.2 Формы хозяйствования в аграрном секторе и их эффективность
2. Земельные отношения в современной России, их регулирование
2.1 Проблемы и особенности земельных отношений в России
2.2 Государственное регулирование земельных отношений
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Земельные отношения в России.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

Агропромышленное производство представляет собой сложную систему предприятий, хозяйств и ассоциаций с многообразными горизонтальными и вертикальными связями. Оно характеризуется своей специфической технологией, техникой, организацией труда и управления, экономическими и социальными формами. К главным средствам производства АПК относятся земельные, биологические и технические ресурсы. Набор этих ресурсов должен быть не случайным, а упорядоченным, системным. Только единство производительных сил и производственных отношений определяет устойчивость такой системы. В сельском хозяйстве возможности концентрации капитала и труда на небольшой территории существенно ограничены. [4, c 1]

В дореформенный период основными формами хозяйствования в аграрном секторе страны были колхозы и совхозы, число которых составляло чуть более 25 тысяч. В настоящее время доля государственных предприятий в аграрном секторе экономики составляет менее 10 %. В связи с реорганизацией предприятий с государственной собственностью наблюдалась устойчивая тенденция к их сокращению.

В сельском хозяйстве формальная замена государственной и кооперативной форм собственности на другие, вследствие неподготовленности реформ и отказа государства от экономического регулирования процесса производства, привела к отрицательным последствиям, резко возросло число убыточных хозяйств. Экономические показатели новых форм хозяйствования не позволяют говорить об их преимуществах по сравнению с оставшимися не реформированными колхозами и совхозами. Анализируя и оценивая их деятельность, можно придти к выводу, что сравнительно эффективнее функционируют те крупно-товарные предприятия, у которых развиты производственный потенциал и инфраструктура. При этом они либо сумели добиться определенной помощи и поддержки федеральных и региональных органов власти, либо приспособились к рыночной экономике. К ним можно отнести, во-первых, специализированные государственные предприятия, во-вторых, ряд частных организационных структур, в том числе крестьянские хозяйства, которые образовывались до 1993 года. Организация замкнутого производственного цикла "производство - переработка - реализация продукции" позволяет им достигать, независимо от форм собственности и хозяйствования, наиболее высоких экономических показателей. Примером такой организации могут служить предприятия входящие в объединение "Иволга", часть которых находятся на территории Оренбургской области. В них входят предприятия непосредственно обрабатывающие земельные участки и предприятия переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

На основании статистических данных, приведенных Приложении (таблица 1), можно утверждать, что наметился рост посевных площадей. В данных, собранных за последние 3 года, наблюдается прирост посевных площадей с каждым годом и по каждой категории хозяйств. В таблице 2 приведены данные за последние 10 лет по структуре посевных площадей, и видно, что с момента проведения аграрной реформы, распределение посевных площадей изменилось. В сельскохозяйственных предприятиях количество этих площадей снижается, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах растет. Произошло перераспределение сельскохозяйственных угодий, за счет образования фермерских хозяйств. В диаграммах 1 и 2, показана структура производства основных продуктов растениеводства и животноводства по категориям хозяйств. Приводится сравнение 2005 года с 2009 годом, резкого изменения не произошло, но по производству некоторых продуктов в растениеводстве и животноводстве заметно, что доля производства в хозяйствах населения снижается, а в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах растет. В 2001 году производилось валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га сельхозугодий 7159 тысяч рублей, что в 56 раз больше, чем в крупных сельскохозяйственных предприятиях, и в 89 раз - чем в крестьянских (фермерских) хозяйствах. [3, с 61] Данный показатель 2009 году, конечно, изменился, разница стала меньше, теперь в хозяйствах населения производство валовой продукции в расчете на 100 гектар сельхозугодий 34,8 млн. рублей, а это в 17 раз больше, чем в сельскохозяйственных предприятиях и в 28 раз - чем в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Если рассматривать три основные группы товаропроизводителей каждый в отдельности, то можно сделать ошибочный вывод, что производство в личных (подсобных) хозяйствах более эффективно. Однако анализ эффективности использования земли требует глубокого подхода, причина которого экономическая взаимосвязь между личным подворьем и сельскохозяйственным предприятием. Сегодня сельское хозяйство следует рассматривать не только как многоукладный сектор экономики, но и как смешанный сектор. При этом нельзя игнорировать то, что сельхозпредприятия и личные хозяйства дополняют друг друга, являются комплементарными. Например: оказание поддержки личному хозяйству транспортом, кормами, молодняком и так далее.

Крупные сельскохозяйственные предприятия снизили объемы производства. В ходе реорганизации из-за перераспределения земельной собственности размеры предприятий значительно сократились, что способствовало номинальной обеспеченности специалистами и рабочими. Но одновременно произошло резкое снижение использования производственного потенциала и, в первую очередь, земельных ресурсов.

Фермерское хозяйство сегодня занимает небольшой удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции, и говорить о его высокой эффективности при отсутствии материальных и финансовых ресурсов не приходится. Фермерская среда неоднородна, самые крупные по размерам земельных участков и степени оснащенности техникой фермерские хозяйства созданы бывшими руководителями и специалистами хозяйств. Крупным фермерским хозяйствам по силам решать многие проблемы самим, без развития кооперативных связей.

Личное подсобное хозяйство до сего времени служило, в основном, целью выживания сельского и частично городского населения. Но за последний год в этом секторе произошли изменения. В связи с мировым финансовым кризисом и сопутствующим ему ростом безработицы, с 2009 года выделяются денежные средства на обеспечение занятости населения. Для жителей села это явилось толчком для разведения личного (подсобного) хозяйства.

Сегодня перед аграрным производством стоит задача обеспечить устойчивость землепользования на основе организационно - экономических и правовых методов. В результате мирового финансового экономического кризиса сельское хозяйство России поставлено в условия, при которых рост производства аграрной продукции, повышение его эффективности - не просто декларативные тезисы, это условия выживания.

Земельный вопрос нельзя решать в отрыве от проблем аграрного производства. Сельское хозяйство - сложная и специфическая отрасль, исторически имеющая низкую конкурентоспособность, сезонный характер, высокий уровень физического труда, традиционно нуждающиеся в государственной поддержке. При самом активном участии государства должны быть созданы нормальные условия для производственной деятельности предприятий всех организационно - правовых форм. Это и эквивалентный обмен сельского хозяйства со смежными отраслями и рыночная инфраструктура, и возможность кредитования, в том числе и ипотечного под залог земли.


2. Земельные отношения в современной России, их регулирование

 

2.1 Проблемы и особенности земельных отношений в России

 

Земельные отношения - это совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землей как ограниченного природного ресурса, как всеобщего труда и средства производства. Земельные отношения - очень сложная многоаспектная проблема. Она включает в себя большой круг вопросов: формы собственности и хозяйствования, рынок земли, цена земли, рента, налог на землю, управление земельными ресурсами, разграничение федеральных и муниципальных земель, а так же средств, поступающих от оборота земли, в том числе от аренды. Являясь базисом производственных отношений, земельные отношения активно влияют на развитие производительных сил, ускоряют или замедляют процесс производства.

Функционирование рынка земли обусловило появление многих злоупотреблений: значительные площади передаются или продаются в собственность без изменения в установленном порядке их целевого назначения.

Мировая практика выработала четкие механизмы экономических отношений в землепользовании. Как часть природного комплекса земля является достоянием народа в целом, но как пространственный базис и как средство производства она может быть объектом собственности отдельного индивидуума или людей. Из этого вовсе не следует, что в данном случае земля становится средством наживы и спекуляции. Опять же практика выработала механизмы государственного регулирования и пресечения этих негативных явлений. [5, с 4]

Центральным звеном в процессе преобразования аграрных отношений на рациональной основе были и остаются земельные отношения и механизмы реализации земельной собственности. С появлением частной собственности на землю образовался рынок земли. Сейчас земельные участки можно купить или продать. Проблема в том, что в современной России спрос на земли не однороден. Для нашей страны характерен крайне повышенный спрос на земли расположенные вокруг крупных городов, в самих городах, курортных зонах, а также на земли имеющие запасы сырья для добычи полезных ископаемых. Одной из важнейших составляющих землепользования является определение стоимости земли для организации сельскохозяйственного производства. С одной стороны земля это основа жизни человечества, с другой стороны для сельскохозяйственных организаций она не пользуется спросом из-за низкой рыночной стоимости. Расширяется процесс криминализации необоснованного перепрофилирования земель. [11, с 43]

Причин, по которой сложилась непростая ситуация в аграрной сфере немало, но основной является аграрная политика, проводимая федеральным центром. Сельскохозяйственные товаропроизводители обречены на убыточное производство. Взять, хотя бы, к примеру, диспаритет цен на сельхозпродукцию и продукцию промышленного производства. В западных странах для обеспечения примерного ценового равенства, существуют различные дотации. Для сравнения размер поддержки фермерам на 1 га сельскохозяйственных земель составляет: в США - 69 долл., Канаде - 83, странах ЕС - 943, Швейцарии - 4214, а в России - всего 6 долл. В связи с этим необходимо иметь какие-то приемлемые положения (решения) по использованию рыночной стоимости земель сельскохозяйственного назначения. [11, с 43]

Использование земли в сельском хозяйстве как средства и предмета труда имеет специфические особенности, и, прежде всего различия в плодородии, местоположении, правовом статусе, доходности и эффективности, что существенным образом отражается на её полезности, ценности и цене при купле - продаже. Согласно закону убывающей предельной полезности каждый дополнительно вовлекаемый в хозяйственный оборот участок с более худшими качествами будет иметь все меньшую полезность. В случае удовлетворения всех потребностей общества следующий вовлекаемый участок может иметь даже отрицательную полезность. Следовательно, в сельском хозяйстве потребительные стоимости отдельных земельных участков выступают в виде ограничений, количественных границ при распределении ресурсов и не только земельных. [4, с 84]

Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение стоимости земельных участков по химическим, физическим и технологическим свойствам, климатическим и пространственным факторам, влияющим на их плодородие, удобство обработки и местоположение. [4, с 85] Она должна отражать, прежде всего, потребительную ценность.

Проведенная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий определила среднюю стоимость 1 гектара, которая оказалась существенно заниженной и намного отличается от рыночной стоимости. Поэтому рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена продажи участка на конкурентном и открытом рынке при осознанных действиях покупателя и продавца, хорошо информированных и не испытывающих давления чрезвычайных обстоятельств. Отсюда рыночная стоимость не всегда зависит от качества и местоположения земельного участка. На нее воздействует огромное количество факторов, из-за которых рыночная стоимость может значительно колебаться в ту или иную сторону. [4, с 87]

Рынок земли является объективно необходимым элементом в рыночной системе хозяйствования. Но во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями и было предметом особого внимания государства.

При формировании земельного рынка нельзя рассматривать землю только как товар из-за того, что в процессе рыночного оборота потеряются её свойства, как основного природного ресурса, главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Практически это может привести к тому, что в результате расширения свободной купли - продажи сельскохозяйственных земель в первую очередь будут скуплены земли - носители скрытой сверхприбыли. Например: пригодные сельскохозяйственные земли для расширения жилого и производственного строительства, земли, содержащие полезные ископаемые, для возможной разработки так далее. Причем даже запреты на изменение целевого назначения земель не смогут защитить продуктивные угодья от перепрофилирования их. Развитие земельного рынка должно выступать средством повышения эффективности сельского хозяйства России, роста доходов и улучшения социальных условий сельского населения.

Убыточность сельскохозяйственных предприятий оказывает непосредственное влияние на качество обрабатываемых земель. Отсутствие материальных средств, приводит к тому, что земли используются не рационально. При минимальной обработке или её отсутствии снижается плодородие пашни, увеличиваются площади подверженные водной и ветровой эрозиям, расширяются масштабы загрязнения почв тяжелыми металлами, нефтью, пестицидами и прочее. Улучшение ситуации не скоро произойдет, хотя и действует целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 года и на период до 2012 года". Даже не смотря на то, что по отчету министра за 2008 год, все основные, запланированные действия были выполнены. В графике 1 показано внесение минеральных и органических удобрений в расчете на 1 гектар.

Как пишет в своей статье доктор экономических наук, профессор А. Югай необходимо перераспределить средства, поступающие от плательщиков земельного налога. Создавать фонды для восстановления и сохранения природных ресурсов на федеральном уровне, за счет части доходов добывающих отраслей. Так же и на уровне муниципальных органов - фонд сохранения сельскохозяйственных земель и сельских территорий, за счет земельного налога и штрафных санкций к предприятиям, наносящим ущерб природной среде и других источников.

Эти меры в свою очередь улучшили бы качество угодий, что привело бы более выгодному положению земли в рыночной экономике. Ведь экономическая суть частной собственности на землю реализуется не в абстрактной возможности купли - продажи земли, а в количественно определенном доходе от ее использования в соответствии с целевым назначением.

Формирование рынка земли, как объективно необходимого элемента рыночной экономики, невозможно и без создания государством условий для преодоления аграрного кризиса и эффективного развития сельскохозяйственного производства в стране.

Проблема использования сельскохозяйственных земель непосредственно связанна с земельными отношениями. На прошедшем заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу совместно с бюро отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии, рассматривали правовые экономические проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения, были выработаны рекомендации, предусматривающие мониторинг и совершенствование действующего законодательства в области регулирования земельных отношений в аграрном секторе, воссоздание на региональном уровне системы землеустройства, проведение работ по классификации угодий, разработке системы охраны земель этой категории и так далее. Передача Минсельхозу России функции по управлению земельными отношениями позволит надеяться на улучшение ситуации в этой сфере. [10, с 19]

Информация о работе Земельные отношения в России