Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко

Автор работы: m**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:42, реферат

Описание

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково (близ Кременчуга). В революционные 1905—1907 годы стало складываться марксистское мировоззрение Макаренко.

Работа состоит из  1 файл

Жизнь и педагогическая деятельность А.docx

— 20.57 Кб (Скачать документ)

 Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко.

Антон Семенович  Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково (близ Кременчуга). В революционные 1905—1907 годы стало складываться марксистское мировоззрение Макаренко.

В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования  в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой  медалью. В 1917/18 учебном году он был  назначен инспектором (заведующим) высшего  начального училища в Крюково  и с увлечением отдался педагогической деятельности.

В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования  поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень  трудных условиях. Воспитанники, с  которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и  юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду.

Макаренко сумел  воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и  умеющих работать настоящих советских  граждан.

В течение 3—4 лет  он создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию  имени А. М. Горького»; число ее воспитанников  в 1926 году дошло до 120. В этом же году колония переселилась в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1935 году А. С. Макаренко  оставил работу в коммуне имени  Дзержинского. Он был назначен заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины и переехал в  Киев, а затем, поселившись в Москве, целиком занялся по совету А. М. Горького литературной деятельностью — обобщением педагогической деятельности в колонии  имени А. М. Горького и коммуне  имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1933—1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей» — художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного  воспитания. В 1938 году было напечатано еще одно художественно-педагогическое произведение Макаренко, изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского, — «Флаги на башнях».

Одновременно, в 1933—1939 годах, Макаренко написал ряд  рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих  и публицистических статей, которые  печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко  обращались за консультацией сотни  родителей и учителей. Он часто  выступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировал  достижения молодой советской педагогики.

В обращении с  детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Социалистический  гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через  всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в  творческие силы человека, в большие  его возможности.

С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно  сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные  силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно  поставленным воспитанием можно  пробудить и развить эти силы.

Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась  на обобщении практического опыта  воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

В школах колонии  имени А. М. Горького и коммуны  имени Ф. Э. Дзержинского не применялась  комплексная система расположения программного материала. Макаренко  был сторонником систематического преподавания учебных предметов, он резко отрицательно относился ко всякого рода прожектерству в методике обучения — к «Дальтон-плану», «методу проектов» и т. п.

Горячо выступал он против извращений в вопросе о  трудовом воспитании. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко  протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного  некоторыми педагогами того времени  из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд  как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное  внимание уделялось трудовым навыкам  в ущерб приобретению систематических  общеобразовательных знаний.

Макаренко высоко ценил  педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он с уважением  относился к педагогическим идеям  виднейших прогрессивных педагогов  прошлого и боролся за подлинную  марксистско-ленинскую педагогическую науку, остро выступая против антимарксистских извращений в педагогике.

Марксистско-ленинская  педагогика определяет цель коммунистического  воспитания как подготовку всесторонне  развитых людей, строителей коммунистического  общества. Макаренко конкретизировал  эту цель, перечисляя те качества, которые  должно развивать в подрастающем поколении коммунистическое воспитание.

Мы должны воспитать  преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных  работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные  навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

Умея видеть в  каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить  вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все  условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое  место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

«Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать  коллективиста»,— говорит Макаренко  в статье «Некоторые выводы из моего  педагогического опыта». Воспитание в коллективе и через коллектив  он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях. «Марксизм учит нас,— писал он,—  что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива».

Макаренко считал, что  воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение  он называл «принципом параллельного  действия». В этом принципе реализуется  требование коллектива — «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного  действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия»  — прямого, непосредственного воздействия  педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших  законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив  достиг поставленной цели, а новых  перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной  жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко  впервые в педагогике выдвинул и  разработал важный принцип, который  он назвал «системой перспективных  линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,— это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения  к перспективе... Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные  пути, по которым располагается его  завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации  новых перспектив, в использовании  уже имеющихся, в постепенной  постановке более ценных»,— писал  Макаренко в «Педагогической  поэме».

Макаренко правильно  считал, что трудолюбие и способность  к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых  Макаренко учреждениях; она непрестанно  развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного  труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел  к организации производительного  труда воспитанников в кустарных  мастерских.

Своей высшей формы  эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе  и работали на производстве со сложной  техникой, требующей высококвалифицированного труда.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует  переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность  получить среднее образование и  в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко  о трудовом воспитании детей в  семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в  освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских  педагогов, занявшихся разработкой  этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко  считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут  дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

Подробно осветил  Макаренко такие вопросы, как  значение сказки для детей раннего  возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и  т. п. Большое место в жизни  детей он отводил эстетическому  воспитанию.

А. С. Макаренко —  педагог-новатор, обогативший советскую  педагогику ценными педагогическими  идеями, методами и приемами (система  перспективных линий, принцип параллельного  действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской  педагогикой проблемы (воспитание в  коллективе, семейное воспитание и  др.).

Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко