Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:26, контрольная работа
По обеспечению населения продуктами питания Россия переместилась с 7-го места в ряду развитых стран мира на 40-е. Данные события привили к плачевным последствиям. Россия не только потеряло лидерство в данном сегменте мирового рынка, но также поставило своё население в плачевное положение.
Введение 3
1. Значение сельского хозяйства в экономике страны 4
2. Особенности сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства 7
3. Основные направления развития отрасли в рыночных условиях 10
Заключение 23
Список литературы 24
Был предложен вариант перераспределения земель, согласно которому определялась среднерайонная норма бесплатной передачи ее в собственность всем работникам сельского хозяйства, сельским пенсионерам и работникам сельской социальной сферы. Площади, превышающие среднерайонную норму, изымались в районный фонд перераспределения земель. Кроме наделения землей работники сельского хозяйства и пенсионеры получили в собственность также долю имущества общественного хозяйства.
В результате земельной реформы в собственность сельских товаропроизводителей было передано 76,1% площади сельскохозяйственных угодий, за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами закреплено около 17,8 млн. га земли, или 9,2% всех сельскохозяйственных угодий. Расширены площади приусадебных земель сельских жителей. Миллионы граждан получили земельные участки под сады и огороды.
Одно их основных направлений аграрной реформы – переход к многоукладной экономике, под которой следует понимать экономику, основанную на рациональном сочетании различных форм собственности и хозяйствования. Формы собственности и хозяйствования – понятия разнопорядковые, но не взаимоисключающие. В различных формах хозяйствования может быть одна и та же форма собственности. Так, в хозяйственных товариществах и обществах различного вида частная форма собственности.
Формально сельское хозяйство у нас всегда было многоукладным: формы хозяйствования на селе были представлены колхозами, совхозами, личными подсобными хозяйствами и другими формированиями. Но все они находились под жесткой монополией государства. Ориентация была на крупное производство, кооперативно-колхозный сектор был практически сведен до уровня государственной собственности. Господствовала концепция перехода к государственной собственности. Таким образом, в сельском хозяйстве фактически был лишь государственный уклад.
Теперь положение изменилось. В сельском хозяйстве функционируют 22,2 тыс. предприятий различных форм собственности и хозяйствования, среди них преобладают сельскохозяйственные кооперативы – на них приходится 49,5% предприятий. Закрытые акционерные общества составляют 12%, акционерные общества открытого типа – 6, общества с ограниченной ответственностью – 12,9, государственные и муниципальные предприятия – 9,3, другие предприятия (товарищества на вере, совхозы, колхозы, семеноводческие станции и т.д.) – 10,3% общего их числа. Кроме того, в аграрном секторе функционирует 264 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств – 8, личных подсобных хозяйствах – 6%. За годы аграрной реформы доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции сократилась с 75 до 39,7%, а доля хозяйств населения возросла с 25 до 55,8%. На долю фермерских хозяйств приходится 4,5% валовой продукции сельского хозяйства.
Составная часть аграрной реформы – приватизация Ⅲ сферы АПК. Преобразование предприятий перерабатывающей промышленности заготовок хранения, материально-технического снабжения должно проводиться при непосредственном и активном участии сельских товаропроизводителей, чтобы они имели контрольном пакет акций (51%) приватизируемых предприятий и могли влиять на прохождение сельскохозяйственной продукции по всей цепочке – от производителя до потребителя, участвовать в формировании и распределении прибыли. Однако приватизация перерабатывающих предприятий и других предприятий Ⅲ сферы шла по второму варианту, при котором контрольный пакет акций оставался у трудового коллектива. В результате в большинстве случаев сельские товаропроизводители были фактически отстранены от этого процесса. Сегодня примерно 70% всех перерабатывающих предприятий приватизировано, в том числе более 75% - по второму варианту.
Не менее важное направление аграрной реформы – развитие рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса, формирование экономических условий функционирования АПК. Эти направления вовремя не были оценены должным образом. Предполагалось, что рынок будет регулировать спрос и предложение, взаимоотношения продавцов и покупателей. Централизованную систему закупок сельскохозяйственной продукции разрушили, а необходимые рыночные структуры созданы не были: мало продовольственных и зерновых бирж, рынков, маркетинговых центров, нет необходимой системы информации и т.д.
Еще одно решающее направление аграрной реформы – создание устойчивого экономического механизма, регулирующего взаимоотношения сельских товаропроизводителей с государством через инвестиционную, ценовую, кредитную и налоговую политику.
К сожалению, аграрная реформа осуществляется без достаточного теоретического обоснования, детально разработанной программы, под давлением сверху. В реформировании форм собственности ставка была сделана на частный сектор – фермерские хозяйства, при этом игнорировали мировой опыт, свидетельствующий о том, что во многих странах существуют различные формы собственности и ведения производства, все они при определенных условиях могут быть высокоэффективными.
Реформирование аграрного сектора экономики связано с принципиальными изменениями производственных отношений, заключающимися в переходе от административных к преимущественно экономическим методам хозяйствования, повышении самостоятельности сельских товаропроизводителей. Кроме того, происходит коренная трансформация экономического базиса агропромышленного комплекса – собственности на средства производства, определяющей экономические отношения. Поскольку эти отношения находятся в постоянном развития, то и формы собственности претерпевают изменения. Существование различных организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, важнейшая предпосылка для эффективного функционирования рыночной экономики. Классификация предприятий по организационно-правовым формам представлена на следующей схеме (см. рис.1).
Рис.1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам
В настоящее время в России применяются следующие основные способы регулирования аграрного сектора:
- Поддержка цен и доходов производителей. Сюда относятся прямые ценовые субсидии производителям, установление минимальных гарантированных цен, государственные закупки продовольствия для нужд армии, районов Крайнего Севера, крупных городов;
- Внешнеторговое регулирование;
- Меры, направленные на снижение затрат производителей, такие как различные способы компенсации затрат на средства производства (прямые компенсации производителям, система лизинга, предоставление средств производства по сниженным ценам); льготный кредит сельхозпроизводителям (сниженная ставка процента, льготные сроки, товарный кредит, реструктуризация и списание долга); налоговые льготы;
- Структурная политика: различные меры поддержки, не связанные с доходом производителей.
Перечисленные меры применяются на федеральном уровне. Региональные власти могут вводить и другие способы регулирования.
Под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы.
С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация.
Сегодня в Российской Федерации существуют три разновидности потребительских кооперативных обществ:
во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снабжениемсельскохозяйственны
во-вторых, специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги;
в-третьих, потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное питание, производственную и другую деятельность в интересах своих членов.
Потребительские кооперативы - это любые кооперативы, которые непосредственно удовлетворяют в основном личные потребности своих членов-потребителей в продуктах питания, одежде, обуви, предметах домашнего обихода, а также в условиях социального, культурного, бытового и иного характера.
Ядро потребительской кооперации составляют потребительские общества, которые занимаются преимущественно продажей товаров народного потребления своим членам и отчасти остальному населению. Эти общества приобретают товары крупными партиями (оптом) и продают их в розницу через свои магазины. Членами потребительских обществ могут быть рабочие и крестьяне, учителя и врачи, ремесленники и кустари, домохозяйки, пенсионеры, учащиеся - практически представители любых слоев.
Сельскохозяйственные кооперативы образуют целое семейство различных кооперативов в жизненно важной для человека сфере, где производятся продукты питания и сырье для пищевой и легкой промышленности. Эти кооперативы имеют значительный потенциал увеличения сельскохозяйственного производства. Внутри сельскохозяйственной кооперации выделяются две основные подгруппы.
Во-первых, сельскохозяйственные производственные кооперативы, которые относительно немногочисленны и объединяют крестьян, фермеров в обоих подотраслях сельского хозяйства - растениеводстве и животноводстве. В большинстве стран члены сельскохозяйственных производственных кооперативов даже при совместной обработке объединенных земельных массивов сохраняют за собой частную собственность на землю и другие средства производства, свое индивидуально ведущееся хозяйство наряду с общим хозяйством кооператива.
Во-вторых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые количественно доминируют и объединяют сельских товаропроизводителей для совместного (на кооперативных началах) снабжения сельскохозяйственными машинами, горюче-смазочными материалами, средствами химической защиты растений, оказания ветеринарных услуг, орошения земель, электроснабжения фермерских хозяйств, кредитования их, сбыта продукции, ремонта тракторов и комбайнов. Кооперативы совместно владеют зернохранилищами, животноводческими комплексами, пунктами проката машин, объединениями по улучшению породистости скота и т. д.
Заключение
Государство существенно снизило поддержку аграрного сектора. Сельское хозяйство стало испытывать значительные трудности, поэтому назрела настоятельная необходимость в разработке новой концепции государственного регулирования сектора в рыночных условиях.
Ни для кого не секрет, что Россия стоит на новом пороге своего развития. особенно радостно, то, что среди национальных проектов существует и проект «Развитие сельского хозяйства». Если в Российской Федерации будет мощный АКП, то можно будет не бояться, что население страны будет нуждаться в качественных продуктах питания. Российский потребитель сможет питаться натурально произведенными продуктами и не зависеть от политики диктуемой иностранным рынком. Отечественный средний бизнес сможет, в этой сфере, составить конкуренцию иностранному. Ведь на Западе, да и в Европе, производители уже давно выпускают продукты, которые включают в себя синтетические заменители натуральных веществ, а в некоторых случаях, даже ГМИ. Плюс ко всему, часто добавляются консерванты для увеличения срока реализации. Такие продукты не воздействуют натуральным образом на организм, а в отдельных случаях могут быть вредны для здоровья. Если у нашей лёгкой промышленности будет доступное, качественное, а главное полезное сырьё, то она, несомненно, составит большую конкуренцию иностранной. У мелкого бизнеса тоже появится выбор в работе. При таком ходе дела можно будет смело смотреть в завтрашний день с уверенностью.
Список литературы
1. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. Курс лекций. – М.: Экмос, 1998.
2. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. Курс лекций. М.:Экмос, 2002.
3. Серова Е.В. Аграрная экономика. – М.: 1999.
4. Экономика предприятий и отраслей АПК / под ред. Лещиловского П.В., Догиля Л.Ф., Тонковича В.С. – Минск: БГЭУ, 2001.
5. Экономика сельского хозяйства / под редакцией Минакова И.А. М.: Экмос, 1998.
Информация о работе Значение сельского хозяйства в экономике страны