Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:37, реферат
По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Гиерона I, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения (др.-греч. πειθοῦς δημιουργός)». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба (ἀγῶν), падение (παρέκβασις) и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного (εἰκός), для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.
Античная риторика
Крупнейшие теоретики: Аристоте
[править]Возникновение риторики (V в. до н. э.)
По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписы
Традиционно учеником Эмпедокла считается и Горгий, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения»[3].
Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю» (др.-греч. περὶ τοῦ καιροῦ), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (красивую речь, др.-греч. εὐέπεια) Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи, ὀρθοέπεια).
Он приложил много сил к созданию
правил относительно фигур: метафор, а
Направление этой школы можно назвать
практическим, хотя оно и подготовило
богатый психологический
[править]Риторика Аристотеля
Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета [4].
Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (то есть всякий говорящий о чём-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья частькасается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.
Множество тонких психологических замечан
[править]Эллинистическая риторика
Однако труд Аристотеля оказался маловостребован,
для истории риторики большее значение
имели практические руководства (др.-греч. τέχναι, их авторов называли «технографами»),
первое из которых принадлежит Анаксимену Лампсакскому (около 340 г. до н. э.). После македонского
завоевания исчезает политическое красноречиедемосфеновского тип
В Греции III—II веков до н. э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5 частей[5]:
В состав учения о словесном выражении
входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических
средств — о простом (низком), среднем ив
[править]Древнеримская риторика
В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э.. Первые учебники риторики на латинском языке — «Риторика к Гереннию», юношеский трактат Цицерона De inventione— не отличаются оригинальностью. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»).
Наиболее полное выражение римская
риторика получила в работе Квинтилиана Instituti
В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря.
Разработка материала в
С падением республики красноречие
как таковое приходит в упадок
(описанный Тацитом в «Диалоге об ораторах»), зато риторические
приёмы проникают в поэзию. Пионером здесь
выступил Овидий, добавляющий с помощью антитез остроумия своим стихам. Напротив, Сенека и Лукан стрем
[править]Позднеантичная и средневековая риторика
В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э.. Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем ипроповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.
Уже к IV веку сфера действия риторических
норм совпала с самим понятием литер
Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).
Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первозданном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.
В 1920—1950 гг. многие медиевисты, в том числе
и Э. Р. Курциус, полагали, что риторическая модель применима
ко всем областям словесности, и делали
из этой гипотезы далеко идущие выводы.
На деле риторика безраздельно господствовала
в латинской литературе, а её влияние на поэзию на народном
языке было длительным, но весьма
неравномерным[источник не
[править]Византия
В Византии приёмы риторики ближе всего подходят
к азианизму, и в таком виде эта наука передаётся
и Древней
Руси, где художественные образцы
её влияния мы можем видеть в произведениях
митрополита Иллариона и Кирилл
[править]Риторика Возрождения и Нового времени
В эпоху Возрождения и классицизма рито
Жёстко-нормативный характер утверждается
за европейской риторикой особенно
в Италии, где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского
языка, лучше всего находит себе применение
теория трёх стилей. В истории итальянской
риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты. Законодательное направление особенно
ярко выражается в деятельности академии делла
Круска, задача которой состоит в охранении
чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезах, ри
Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.
Из Италии это направление передаётся Фра