- Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство
к исправлению) — стилистическая и риторическая
фигура, состоящая в повторении сродных
звуков, слова или группы слов в начале
каждого параллельного ряда, то есть в
повторении начальных частей двух и более
относительно самостоятельных отрезков
речи (полустиший, стихов, строф или прозаических
отрывков). Звуковая анафора составляет
особенность аллитерационного стиха,
но она встречается иногда и в метрических
стихах (см. ниже):
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого
кладбища
— Пушкин А. С. Медный
всадник
- Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) —
стилистическая фигура контраста в художественной
или ораторской речи, заключающаяся в
резком противопоставлении понятий, положений,
образов, состояний, связанных между собой
общей конструкцией или внутренним смыслом.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд
и пламень
Не столь различны
меж собой.
— Пушкин А. С. Евгений Онегин.
Глава 2
- Инверсия — филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. Различают ещё одну разновидность
инверсии: гипербатон (так как инверсия
часто нужна для литературы, то, если говорить
проще, инверсия — это когда сначала идёт
глагол, затем — существительное).
Нередко формы инверсии, не принятые
в обычной речи, используются
в поэзии:
Под вечер,
осенью ненастной,
В далёких дева шла местах…
— А. С. Пушкин. Романс
- Параллелизм (др.-греч. παραλληλισμος — расположение рядом, соположение) — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической
структуре элементов речи в смежных частях
текста. Параллельными элементами могут
быть предложения, их части, словосочетания,
слова. Например:
Увижу ль я
твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
— Пушкин А. С. Руслан
и Людмила
- Оксюморо́н, оксиморо́н (фр. aux ou morone — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия
для создания стилистического эффекта.
С психологической точки зрения, оксюморон
представляет собой способ разрешения
необъяснимой ситуации.
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец
хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над
могилой.
— А. С. Пушкин. Полтава
- Эпифора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление)
— риторическая фигура, заключающаяся
в повторении одних и тех же слов в конце
смежных отрезков речи. Нередко эпифора
используется в поэтической речи (очень
часто — в фольклоре) в виде одинаковых
или аналогичных окончаний строф (пример
— стихотворная пьеса Александра Гладкова
«Давным-давно» и одноимённая песня из
кинофильма «Гусарская баллада»).
Противоположностью эпифоры является
анафора.
Фестончики, всё фестончики: пелеринка
из фестончиков, на рукавах фестончики,
эполетцы из фестончиков, внизу фестончики,
везде фестончики.
— Н. В. Гоголь. Мёртвые
души
- Градация - (от лат. gradatio — "ступень, степень") — стилистическая фигура, заключающая
в себе ряд слов, каждое из которых усиливает
значение предшествующего слова с целью
создания определённого впечатления.
Ряд может быть построен с нарастанием
или убыванием какого-либо значения.
Он волновался, тревожился, сходил
с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез.
(Ф.М. Достоевский.)
Сделать речь
яркой и выразительной оратору
помогают специальные художественные
приёмы, изобретательные и выразительные
сретства языка, традиционно называемые
тропами и фигурами, а также пословицы,
поговорки, фразеологические выражения,
крылатые слова.