«Не было почти
рода писательства, к которому не был
бы причастен Феофан. Богослов, проповедник,
канонист, юрист, историк, поэт совмещались
в нем с разною степенью дарования, но,
во всяком случае, в необыкновенном сочетании.
Таких разносторонних и плодовитых талантов
мало можно встретить среди наших деятелей
XVIII века. Взятая в целом личность Феофана
Прокоповича всегда останется одной из
центральных фигур русской истории XVIII
столетия.»[3]
Сочинения
- История
о избрании и восшествии
на престол блаженной
и вечнодостойной памяти
государыни императрицы
Анны Иоанновны, самодержцы
всероссийской. / Примеч.
А. Терещенко // Сын отечества, 1837.
– Ч. 184. - Отд. 2. - С. 23-73.
- Краткая
повесть о смерти Петра
Великого императора
и самодержца Всероссийского,
сочиненная Феофаном
Прокоповичем, Архиепископом
Новгородским и Св. Синода
Первенстовавшим Членом.
С присовокуплением
описания порядка, держанного
при погребении блаженной
высокославной и вечнодостойнешей
памяти Всепресветлейшего,
Державнейшего Петра
Великого, Императора
и Самодержца Всероссийского
и блаженной памяти
Ее Императорского Высочества,
Государыни Цесаревны
Натальи Петровны. -
Спб.: Тип. И. Глазунова, 1831. - 120
с.
- Письма
Феофана Прокоповича,
писанные в царствование
импер Екатерины I и
Петра II. (1725-1730 г.) // Труды
Киевской Духовной Академии, 1865. - No.2.
– С. 297-310.
- Письмо
Феофана Прокоповича
к киевскому архиепископу
о Братском училищном
монастыре. 8 сентября 1736
г. // Русский архив, 1865.
– Изд. 2-е. – М., 1866. –
Стб. 329-336.
- Письмо
архиеп. Феофана Прокоповича
к канцлеру Остерману
// Москвитянин, 1852. -
Т. 6. - № 22. - С. 1-2.
- Показание
прореченнаго прежде
в словесех Божиих и
давно уже явившагося
в мире Великаго Антихриста
чрез характиры его,
в священном писании
предложенныя, и по его
явлении от многих прешедших
лет узнанныя, и ныне
ясно видимыя на нем,
на пользу прямым истины
искателям и рачителем
спасения своего и на
обличение мятежником,
мир в отечестве нашем
злобно терзающим и
равным безумию своему
беззаконием в Боговенчанных
владетельных христах
Господних показать
суетно желающим Антихриста.
Список 1812 г. (хранится
в Секторе редких книг
Национальной библиотеки
Республики Карелия,
инвентарный номер 36551р). 81
л.
Заключение
- Судьба
риторики в XVII — начала XVIII вв. была связана
с именами А.Х. Белобоцкого, Н. Спафария,
С. Лихуда, С. Яворского. Однако подлинных
вершин в теории поэтики и риторики в доломоносовский
период достиг Феофан Прокопович в двух
сочинениях: Поэтика (1705) и Риторика (1706).
Хотя это риторическое сочинение было
задумано как руководство к созданию церковных
проповедей, по существу оно представляло
собой теоретическое обобщение и свод
практических рекомендаций по искусству
красноречия. Феофан Прокопович расширил
круг традиционных жанров- «видов красноречия»,
включил в риторику раздел о «способе
писания истории», использовал в обобщениях
свой собственный писательский опыт.
- Особый
этап в развитии отечественной риторики
составил ломоносовский и послеломоносовский
период (середина и последняя треть XVIII
в.). Именно в это время сложился канонический
тип русской риторики, в которой отражалась
и обобщалась практика двуязычия: русского
и церковно-славянского языков. Систему
взглядов на красноречие М.В.Ломоносов
изложил в двух Риториках — краткой (1743)
и «пространной» (1748). Это были первые русские
и общедоступные руководства по красноречию.
«Пространная» Риторика выдержала 9 изданий.
Ломоносов не раз подчеркивал благотворную
силу воздействия античной и европейской
культур, но всегда при этом стремился
к утверждению прежде всего национально-исторической
темы в русской культуре.
- В
Риторике выделены три основных традиционных
раздела: о изобретении, о украшении, о
расположении. Однако в рамках традиционных
схем М.В. Ломоносов изложил немало новаторских
идей — о взаимоотношениях русского и
церковно-славянского языка, о классификации
стилей, об установлении закономерностей
употребления языковых единиц, наконец,
о проблеме языкового мастерства оратора,
писателя, поэта. Именно в Риторике были
высказаны мысли, которые в дальнейшем
составили программу всей филологической
деятельности Ломоносова. Оценивая Риторику,
академик В.В. Виноградов писал: «Можно
без преувеличения утверждать, что Ломоносовым
были не только заложены основы стилистики
русского языка, но и предначертан проект
ее будущего величественного здания. Это
здание до сих пор еще не возведено, хотя
материалы для него собирались многими
русистами» (Проблемы стилистики русского
языка в трудах М.В. Ломоносова// Виноградов
В.В Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика. М.; 1963. С.212.)
Литература
- Самарин
Ю. Ф. Стефан
Яворский и Феофан Прокопович как проповедники.
— М., 1844.
- Пекарский
П. П. Наука
и литература при Петре
Великом: В 2 т.
— Т. I. — СПб.: Т-во «Общественная польза»,
1862. — C. 478—514.
- Чистович
И. А. Феофан
Прокопович и его время.
— СПб., 1868. — 752 с. (См. также отзыв о книге:
Барсов Н. И. Феофан
Прокопович и его время.
Чистович И. А.
// Христианское чтение. – 1869. – № 4. – С.
620–638.)
- Морозов П.
О. Феофан Прокопович как писатель. — СПб.,
1880.
- Самарин Ю.
Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович
// Он же. Сочинения. — Т. V. — М., 1880.
- Тихомиров
Ф. А. Идея
абсолютизма Бога и
протестантский схоластицизм
в богословии Феофана
Прокоповича
// Христианское чтение. – 1884. – № 9–10.
– С. 315–326.
- Гудзий
Н. К. Феофан
Прокопович
// История русской литературы: В 10 т. —
Т. III: Литература XVIII века. — Ч. 1. — М.; Л.:
Изд-во АН СССР, 1941. — С. 157—175.
- Винтер Э. Феофан
Прокопович и начало
русского Просвещения
// XVIII век. Сб. 7: Роль и значение литературы
XVIII века в истории русской культуры. К
70-летию чл.-корр. АН СССР П. Н. Беркова.
— М.; Л.: Наука, 1966. — С. 43—46.
- Кочеткова
Н. Д. Ораторская
проза Феофана Прокоповича
и пути формирования
литературы классицизма
// XVIII век. — Сб. 9: Проблемы литературного
развития в России первой четверти XVIII
века. — Л.: Наука, 1974. — С. 50–80.
- Ничик В. М.
Феофан Прокопович. — М.: Мысль, 1977. — 192
с. — (Мыслители прошлого).
- Кибальник
С.А. О
«Риторике» Феофана
Прокоповича
// XVIII век. — Сб. 14: Русская литература XVIII
— начала XIX века в общественно-культурном
контексте. — Л.: Наука, 1983. — С. 193–206.
- Пигарев
К. В., Фридлендер
Г. М. Феофан
Прокопович
// История всемирной литературы. — Т. 5. —
М., 1988. — С. 363—365.
- Смирнов В.
Г. Феофан Прокопович. — М.: Соратник, 1994.
— 221 с.
- Кагарлицкий
Ю. В. Текст
Св. Писания в проповедях
Феофана Прокоповича
// Известия Академии наук. Серия литературы
и языка. — М.: Наука, 1997. — Т. 56. — № 5. —
С. 39—48.
- Автухович
Т. Е. Прокопович
Елисей (Елеазар)
// Словарь русских писателей XVIII века.
— Вып. 2. — СПб.: Наука, 1999.
- Лентин Э. Авторство
«Правды воли монаршей»:
Феофан Прокопович,
Афанасий Кондоиди, Петр I // XVIII век. — Сб. 21: Памяти Павла
Наумовича Беркова
(1896—1969). — СПб.: Наука, 1999. — С. 33–39.
- Буранок О.
М. Ораторская проза Феофана Прокоповича
и русский историко-литературный процесс
первой трети XVIII века. Монография. — Самара:
НТЦ, 2002. — 192 с.
- Буранок О.
М. Русская литература XVIII в.: Петровская
эпоха; Феофан Прокопович. — М.: Флинта;
Наука, 2003. — 336 с.
- Буранок О.
М. Лирика Феофана Прокоповича и русский
историко-литературный процесс первой
трети XVIII века. Монография. — Самара: НТЦ,
2004. — 145 с.
- Буранок О.
М. Феофан Прокопович и В. К. Тредиаковский:
преемственность литературных традиций
// В. К. Тредиаковский и русская литература
/ Под ред. А. С. Курилова. — М.: ИМЛИ РАН,
2005. — С. 73−93.
- Бухаркин
П. Е. Феофан
Прокопович и духовно-интеллектуальные
движения петровской
эпохи // Христианское
чтение. – 2009. – № 9–10. – С. 100–121.