Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:45, творческая работа
Изучение древнерусских юридических сборников позволяет глубже понять социальную природу права, его главные особенности и черты, возможность проанализировать причины возникновения, формирования и развития права. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико - практический характер. Государство и право появилось в результате возникновения частной собственности и эксплуатации человека человеком, разделение общества на бедных и богатых. Государство феодального типа обеспечивало диктатуру феодалов, охраняло их привилегии, собственность на средства производства, и в первую очередь на землю, устанавливало неполную собственность на производителей материальных благ – крестьян.
1. Становление древнерусского феодального права (стр. 3)
2. Русская Правда (стр.6)
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Камышинский филиал |
Вид работы | Творческая работа |
Название дисциплины | Судебная риторика |
Тема | Древнерусские юридические источники |
Фамилия студента | Бареева |
Имя студента | Анжела |
Отчество студента | Камильевна |
№ контракта | 1090011400102004 |
1. Становление древнерусского феодального права (стр. 3)
2. Русская Правда
Изучение древнерусских юридических сборников позволяет глубже понять социальную природу права, его главные особенности и черты, возможность проанализировать причины возникновения, формирования и развития права. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико - практический характер. Государство и право появилось в результате возникновения частной собственности и эксплуатации человека человеком, разделение общества на бедных и богатых. Государство феодального типа обеспечивало диктатуру феодалов, охраняло их привилегии, собственность на средства производства, и в первую очередь на землю, устанавливало неполную собственность на производителей материальных благ – крестьян.
Вместе с государством появилось и право. Причины, которые привели к возникновению права, в общем, те же, что и причины образования государства. Это рост производительности труда , создание избыточного прибавочного продукта, возникновение частной собственности, раскол общества на непримиримые классы.
Первоначально социальные нормы выражались в виде обычаев, которые носили синкретический характер и назывались мононормами. Они нигде не прописывались и служили регуляторами социальных отношений, которые поддерживались тремя основными способами регулирования: запреты - в виде различного рода табу; дозволения - рекомендации в поведении; обязывания - организация обеспечения каких-либо общественных дел. Но в условиях классовой борьбы мононормы оказались не в состоянии регулировать поведение людей. Необходимо было средство, которое бы удержало нарастающую непримиримую враждующую силу.
Правовые нормы играли важную роль в укреплении раннефеодальной монархии. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права, были договоры киевских князей с Византией, с Грецией в которых содержались сведения о «Законе Русском». Они являлись своего рода правовыми актами. Эти договоры содержали ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и "челяди", регулировали в основном торговые отношения. Договора - это первые документы тех веков, которые показывали на серьёзность отношений между государствами.
Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в 10 веке. В результате того как укрепляется и усиливается государство и возрастает значение законодательной деятельности правителей возникают первые уставы. Основные из них, о которых я хочу рассказать это - Уставы Владимира Святославовича, Ярослава , Правда Ярославичей. Каждый из этих уставов внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Тенденция усиления законотворческой деятельности прослеживается во времена правления Владимира Святославовича (980-1015 года). Законодательство выражало интересы феодалов, утверждало феодальные принципы и влияние церкви. Первым юридическим документом был устав князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Устав создан на рубеже 10-11 веков в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Данный исторический документ выступил как соглашение между князем и митрополитом. В Уставе говорилось об отказе от вмешательства правителя и его преемников в деятельность церкви, но её полное покровительство и материальное обеспечение было предоставлено князю. Для существования церкви вводится особый налог – десятина. Суть этого налога заключалась в том, что каждый дом должен был предоставлять 1/10 часть средств от дохода. Главное назначение принятого устава - утверждение в Древней Руси христианской церкви. Положение устава Владимира «О десятинах, судах и людях церковных» направлены на: сохранение семья и брака, защиту церкви, борьбы против язычества.
Следующим юридическим сборником является устав князя Ярослава о церковных судах, в котором не только указаны дела церковного судопроизводства, семейно-брачные отношения, но и прописываются конкретные меры наказания. Преступления против семьи и нравственности наказывались как князем, так и епископом. Почти все наказания носили имущественный характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если она была женой или дочерью боярина, то сумма была достаточно большой. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше.
Усиление государства повлекло за собой массу негативных моментов, общество из равных людей начинало делиться на бедных и богатых, в народе всё больше зрело недовольство новыми порядками. Недовольны были и убеждённые язычники и волхвы. Многим казалось, что с приходом христианства и свержением язычества рушится вся жизнь. Волхвы усложняли сложившуюся ситуацию, потому что были недовольны тем, что с приходом христианства они лишались многих привилегий и дохода. Потрясло народ и то, что Киев подминал под себя другие племена. В 1068 году сыновья Ярослава Мудрого - Изяслав, Святослав и Всеволод - потерпели поражение от половцев. Киевляне бросились во дворец, разгромили и разграбили его. Долгие годы копившаяся ненависть и злоба к богатым вылилась в бунт и грабежи.
Пламя мятежей охватило и другие русские города.
Сыновья Ярослава Мудрого приняли меры для прекращения беспорядков. Они понимали, что казни не выход из данного положения, поэтому в 1072 году был создан новый свод законов под названием Русской Правды Ярославичей. Прежде всего, закон защищал собственность - землю, имущество. Было установлено наказание за разбой, убийство и кражу.
Владимир Мономах, так же внёс свою лепту в историю юридических сборников. Он дал древнерусскому государству новую Русскую Правду под названием «Устав Владимира Всеволодовича». Он был создан в ответ на восстание 1113 года, возникшее по причине социального неравенства, а также обострения многих вопросов в отношениях между разными слоями древнерусского населения. Принятие сборника значительно облегчило жизнь бедных людей. Проценты за долги снижены, а непосильные долги ликвидированы. Произвол ростовщиков был ограничен. Таким образом, Мономах умело смог устранить самые болезненные вопросы общества и снять социальное напряжение.
Конечно же, нельзя не упомянуть о крупнейшем памятнике древнерусского права и основного правового документа Руси, получившего название Русской Правды. Она является кодексом древнерусского феодального права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права. Во всех своих редакциях и списках это документ большого исторического значения. Он представляет собой целый комплекс юридических документов 11- 12 веков, связывающим воедино ранее существовавшие нормы права. Составными частями данного сборника были: Устав Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Мономаха.
Русская Правда содержит прежде всего нормы уголовного, процессуально, торгового и наследственного законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений славян. Основное содержание отражает интересы княжеского хозяйства и управления. При
сравнении отдельных ее частей ясно видно как возрастает власть правителя, и расширяются полномочия княжеского суда.
Была прописана правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. Установилась система договоров займа, купли- продажи, хранения, личного найма, косвенно упоминаются договоры перевозки, комиссии, подряда. Вводится ответственность за их нарушения. Теперь в законе допускались имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца. Наследственное право имело классовую дифференциацию. Супруги не оставляли наследства друг другу.
Согласно Русской Правде преступление есть причинение непосредственного ущерба конкретному человеку, нанесение вреда личному имуществу. В Русской правде преступление называлось «обидой». Однако в кодексе уделяется внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривается орудие, которым был причинён ущерб: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление, непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же потерпевший сразу не отомстил, то последний подвергается денежному взысканию в размере 12гривен. Отсюда следует то, что строилась система преступлений - против личности и имущества. В силу неразвитости, понятие государственного преступления ещё не существовало.
Высшей мерой наказания в Русской Правде является «поток и разграбление». Суть этого наказания заключалась в том, что происходила конфискация имущества преступника и обращение в рабство его лично и всех членов семьи. О смертной же казни в Русской Правде не упоминается. Но она применялась на практике
за антигосударственную деятельность, за участие в восстаниях. Любопытно,
что уже в 10- 11 веках это наказание регулировалось государством. Следующими по тяжести мерами наказания были: вира – денежное взыскание в пользу князя; головничество – денежное взыскание в пользу семьи убитого. Данные виды наказаний назначались только за убийство. До середины 11 века в качестве наказания за убийство применялась кровная месть. За основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа - уголовный штраф.
Различий между уголовными и гражданскими судебными процессами не было. Суд был состязательным, открытым и устным, при котором две стороны имели равные права; обе стороны в судебном процессе назывались истцами.
Но были различия досудебной подготовки дела. Только по уголовным преступлениям применялись две формы расследований это гонение следа – розыск преступника по его следам и свод – лицо у которого обнаружена пропавшая вещь, должен был указать на того у кого она была приобретена.
Предусматривалась определенная система доказательств. Помимо вещественных доказательств, существовали ордалии – форма получения доказательства при помощи испытаний (огнём, железом, водой). Различались две категории свидетелей – видоки (очевидцы) и послухи (слышавшие о случившемся), по некоторым делам требовалось определенное число свидетелей.
Все сохранившееся тексты Русской Правды в зависимости от редакции принято делить на Краткую, Пространную и Сокращенную.
Древнейшая из них Краткая Правда, содержащая 43 статьи. Её основу составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений. Краткая редакция состояла из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком. Пытаясь задобрить новгородцев, Ярослав принимает устав и велит следовать его основным положениям. Сохранялось право родственников на кровную месть за убийство, альтернативой мести был денежным штраф в 40 гривен. Недостаточно выражены привилегии феодалов. Правда Ярославичей статьи 19 - 43, вобрала в себя законодательную и судебную практику. Первым её пунктом была отмена кровной мести, замена её системой штрафов. За убийство свободного человека устанавливалась вира - денежное взыскание в размере 40 гривен, за князя – 80 гривен. За убийство смерда или холопа взыскивалась не вира, а урок - штраф в размере 5 гривен. «Дикая вира» взыскивалась с общины в случае отказа выдать преступника. Это, кстати, показывает еще раз на то, что существовала зависимость от социального статуса.