Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:17, контрольная работа
Риторический идеал - это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре в определенное время и отражающая систему ее эстетических и этических ценностей. Система эта закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики рассматривается именно как история возникающих, развивающихся и сменяющих друг друга риторических идеалов.
Риторический идеал - это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре в определенное время и отражающая систему ее эстетических и этических ценностей. Система эта закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики рассматривается именно как история возникающих, развивающихся и сменяющих друг друга риторических идеалов.
Древнерусский риторический идеал
Что наши предки ценили больше всего в речевом поведении? Важным было не только умение говорить, но и умение выслушивать собеседника. Это требование отражено во многочисленных поговорках, пословицах, афоризмах (Слово серебро, молчание золото. Знай боле, да говори мене. Мало говоря, больше услышишь).
На Руси всегда ценилась кротость ("Глаза держать книзу, а душу ввысь"). Всегда осуждались хула в беседе, брань, наветы, клевета, громкая и крикливая речь, грубость в речи и многословие. В "Житии" говорится об одной из главных добродетелей князя Дмитрия Ивановича, что он "праздных бесед не вел, непристойных слов не любил..., грубых слов в речи избегал, мало говорил, но много смыслил".
Грех многословия, преимущество молчания образно комментируются в древнерусских текстах. "Да не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить житом. Да не окажусь ненавистным миру многословной своей беседой, подобно птице, частящей свои песни, которые вскоре ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословицах: длинная речь нехороша, хороша длинная паволока.
"Безмолвное дело лучше бесполезного слова. Делай сказанное и не говори о сделанном", - написано в древнерусском поучении.
Добродетелью считалось почтение, осуждалась хула - за глаза и в глаза и осуждалась как большой грех. В "Наставлениях отца к сыну" читаем: "Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах Бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр ко всякому человеку и за глаза и в глаза. Если над кем-нибудь смеются, то похвали его и полюби".
Доброе слово - первое, с чем надлежит обратиться к человеку. "Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите", - велит Владимир Мономах. "Лжи остерегайтесь и пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело" ("Поучения Владимира Мономаха").
Запрещалось и осуждалось злоречие, выслушивание наговоров. "Речь лгуна словно птичий щебет, и только глупцы его слушают... если кто-либо станет наговаривать на друга твоего, не слушай его, а то и о твоих грехах другим расскажет".
Достойной считалась речь, несущая правду, а не хулу, чуждая недоброжелательному осуждению. Лучше промолчать, чем осудить, а уж если порицать, то доброжелательно и с мыслью о пользе.
Так, древнейшие памятники русской литературы позволяют представить себе истоки русской речевой традиции, традиции глубоко нравственной и по-житейски разумной.
Древнерусский риторический идеал поведения предполагает в общении кротость, смирение, любовь к ближнему, уважение к нему, запрет лживого и клеветнического слова. Речь должна быть сдержанной во всех отношениях, не допускаются крик, раздражение, проявление презрения, осуждение и всякая хула.
Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских риторических образцов.
Риторический идеал Древней Руси:
1. Беседуй только с достойным.
Это правило ведения беседы
приводится в русских
2. Выслушай собеседника. Достойный собеседник - старший или мудрый человек - достоин и почтения к своему слову, такого полагается выслушать кротко и внимательно.
3. Кроткость в беседе. Иначе нельзя беседовать с достойным человеком. Осуждаются как большой грех нарушения этого правила: словесная брань, пустословие, многословие, несдержанность в речи.
4. Доброе слово всегда
желанно и благотворно,
Античный риторический идеал
Именно этот вариант риторических позиций получил как самое широкое распространение на разных исторических этапах, так и наиболее глубокое теоретическое обоснование. Это направление объединяет в себе крупнейших теоретиков и ораторов – Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона.
В сущности, древнегреческая
устная традиция и героический
эпос уже закладывали основу
созревающего риторического
ВIV–III вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого направления, риторического идеала, они оказали и оказывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры в целом.
1. Цели риторики и ораторского
мастерства Сократ, Платон, Аристотель
видели в служении добру и
счастью людей. Сила убеждения
как основное достоинство
2. Риторика – это не
только практика общения и
красноречия. Эта наука имеет
свой предмет – речь, она тесно
связана с философией, языком, логикой,
этикой, литературоведением. Риторика
имеет свои цели, закономерности,
структуру. В рамках этого
3. Разрабатывалась идеальная модель оратора как личности высокообразованной, высоконравственной, активной, коммуникабельной.
4. Если в софистической
системе отношение к слушателю
не было уважительным, то этика
античного идеала требовала
5. Крупнейшие античные
ораторы ценили истину и на
практике подтверждали
Но даже в классической
риторике признавалась
Культура речи, выражение
мысли доводились до
В отличии от Древней Руси, в античности возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования.
Список использованной литературы