Факторы речевого развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение факторов эффективного речевого развития человека речи в условиях применения ярких и выразительных средств. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Большинство исследователей речи уделяют основное внимание ее фактической стороне: произносительной, лексической, грамматической и связной речи. Это, безусловно, важно. Но еще больший интерес представляет изучение факторов процесса развития речи, тех движущих сил, которые не всегда заметны, но играют в нем ведущую роль.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Речь, как средство общения …………………………………………………..4
Глава 2. Факторы речи в речевой деятельности……………………………………..5
Глава 3. Условия выразительности речи................................................................11
Глава 4. Факторы речевого развития.......................................................................17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.05 Кб (Скачать документ)

– как индивидуально-регулятивная функция, т. е. как «функция избирательного воздействия» на поведение одного или нескольких людей;

– как коллективно-регулятивная функция в условиях так называемой массовой коммуникации, рассчитанной на большую и недифференцированную аудиторию; 
– как саморегулятивная функция – при планировании собственного поведения и деятельности. Вторая специфическая для речевой деятельности функция в сфере общения – это функция овладения общественно-историческим опытом человечества, в рамках которой выделяют также национально-культурную функцию и другие.

 

 Глава 3. Условия выразительности речи.

 

       Необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность  речи  человека.

        Первое условие  — самостоятельность мышления, деятельности  сознания автора речи.  Если  думаешь  только  по  шпаргалке,  а  чувствуешь  по  шаблону   и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное  чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности.

        Второе условие  — неравнодушие, интерес автора  речи  к  тому,  о  чем  он говорит или пишет.

        Третье условие  - хорошее  знание  языка,  его  выразительных  возможностей и ярких приемов. Такое знание  редко  достигается  без  помощи  науки  о  языке.  Вот  почему желательно широкое лингвистическое просвещение. Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях, об ударении  и его  выразительных  свойствах, о  словах  и  их  воздействии  на   речевую выразительность, об образовании слов, о частях речи, о  предложениях  и  их членах,  об интонации, — но все под тем же углом зрения: выразительность.

        Четвертое  условие — хорошее знание свойств  и особенностей языковых стилей  — так как каждый из них  налагает свой отпечаток на  отдельные  группы  и  слои средств  языка,  которые,  таким   образом,   оказываются   стилистически окрашенными.   
Эта  окрашенность  предоставляет  очень  большие   возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.

        Пятое условие  — систематическая и  осознанная  тренировка  речевых  навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно,  а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку,  если  он хочет постепенно улучшать свою речь. 

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность  могут  усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и  заканчивая  синтаксисом  и стилями.

       Выразительные  возможности  слова   поддерживаются  и   усиливаются актуализацией его семантики,  с употреблением в переносном значении. Актуализация семантики  слова  в  поэзии  обычно связана  с тем, что можно назвать ассоциативностью образного  мышления.  Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя  и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом. Разновидностей переносного употребления слов много, общее их название - тропы (греч. tropos - поворот; оборот, образ). В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. Наиболее распространенные виды тропов - сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза.      

 

         1.1 Метафоризация - один из наиболее распространенных способов создания образности - охватывает огромное количество общеупотребительных, нейтральных и стилистически маркированных слов, в первую очередь многозначных. Способность слова иметь не одно, а несколько значений узуального характера, а также возможность обновления его семантики, его необычного, неожиданного переосмысления и лежит в основе лексических образных средств.

Сила и выразительность тропов в их оригинальности, новизне, необычности: чем необычнее, оригинальнее тот  или иной троп, тем он выразительнее. Тропы, утратившие с течением времени свою образность (например, метафоры общеязыкового характера типа острое зрение, часы идут, рукав реки, горлышко бутылки, теплые отношения, железный характер или сравнения, превратившиеся в речевые штампы, типа отражались, как в зеркале; труслив, как заяц; проходит красной нитью), не способствуют выразительности речи.

Особенно выразительна лексика  с эмоционально-экспрессивной окраской. Она воздействует на наши чувства, вызывает эмоции. Например, какую лексику  использовал великолепный знаток родной речи И.С. Тургенев в романе "Отцы и дети" для характеристики скудного, нищенского хозяйства крестьян: деревеньки с низкими избенками; покривившиеся молотильные сарайчики; обтерханные, на плохих клячонках мужики и т.д.

Выразительность речи достигается  за счет мотивированного, целенаправленного  столкновения слов различной функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраски. Например, у С.Есенина:

И в голове моей проходят роем думы:  
Что родина?  
Ужели это сны?  
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый  
Бог весть с какой далекой стороны.  
И это я!  
Я, гражданин села,  
Которое лишь тем и будет знаменито,  
Что здесь когда-то баба родила  
Российского скандального пиита.

        1.2 Метонимия (греч. "переименование") в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать как тесно связанные друг с другом.

У К.М.Симонова в одном из стихотворений читаем: "И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко". В  первом и во втором случае слово  зал означает людей, в третьем - "помещение". Примерами метонимии являются употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей. Словом можно называть материал и  изделие из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун). Спортивные комментаторы часто используют этот приём: "Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась  французам".

     1.3 Синекдоха (греч. "соотнесение") - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части, множественное число - вместо единственного. Примером применения синекдохи служат образные слова М.А.Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя  Иван писатель подразумевает весь народ: "Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины". Синекдоха может стать одним из средств юмора. Убедительно использовал её для достижения этой цели А.П.Чехов. В одном из его рассказов говорится о музыкантах: один из них играл на контрабасе, другой - на флейте. "Контрабас пил чай вприкуску, а флейта спала с огнём, контрабас без огня".

        1.4 Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета,  это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Законченной и общепринятой теории эпитета пока не существует. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, тихий вечер); народно - поэтические (употребляются в устном народном творчестве: красная девица, серый волк, добрый молодец); индивидуально-авторские (созданы авторами: мармеладное настроение (А.П.Чехов), чурбанное равнодушие (Д.Писарев)).

        1.5 Гипербола (греч. "преувеличение") - образное выражение , содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Гиперболой охотно пользовались многие известные авторы. Так, у Н.В.Гоголя: "У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением".

        1.6 Литота (греч."простота, малость, умеренность") противоположная гиперболе стилистическая фигура. Это образное выражение, оборот, в котором содержится преднамеренное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота встречается в народных сказках: "мальчик с пальчик", "Дюймовочка", "избушка на курьих ножках". И, конечно, сразу вспоминается некрасовский "мужичок с ноготок". Оратору следует разумно использовать гиперболу и литоту. Они не рождаются экспромтом. Лучше использовать хорошие примеры из художественных произведений, приспосабливая их к теме выступления.             

        1.7 Аллегория (греч. "иносказание") - это приём или тип образности, основой которого служит иносказание - запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе. Многие аллегорические образы пришли к нам в речь из греческой или римской мифологии: Марс - аллегория войны, Фемида - аллегория правосудия; змея, обвивающая чашу, служит символом медицины. Особенно активно этот приём используется в баснях и сказках: хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи, глупость - в виде осла и т.п. В сознании слушателей все притчевые образы, знакомые с самого детства, - это аллегории-олицетворения; они настолько прочно закрепились в нашем сознании, что воспринимаются как живые.

        1.8 Олицетворения - это особый вид метафоры - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями, уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства. На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров - басня. Без олицетворения немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима повседневная речь. Образная речь не только наглядно представляет мысль. Её достоинство и в том, что она короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет, мы можем его сравнить с уже известным предметом. Нельзя представить поэтическую речь без использования этого приёма

"Буря  мглою  небо  кроет 
Вихри  снежные  крутя, 
То,  как зверь,  она завоет, 
То  заплачет,  как дитя." (А.С. Пушкин)

       1.9 Сравнения - это сопоставление двух явлений, что бы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. Мастерски "строит" сравнения М.Ю.Лермонтов в романе "Герой нашего времени": "Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка", "Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился в постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо". Это - метафорические сравнения; в них - элемент яркой неожиданности, они сразу же заставляют слушателей обращать на себя внимание. Используя сравнения, оратор должен использовать не вообще любые из них, а такие, которые поясняли бы его мысль выразительным, свежим, но понятным слушателю образом.

        2.0 Перифраз (греч. "окольный оборот") - это стилистический приём, стоящий в непрямом описательном обозначении предмета, понятия, явления путём подчёркивания какой-либо его стороны, качества, существенных в данном контексте, ситуации. До сих пор у отечественных исследователей нет единого взгляда на то, что считать перифразом и парафразом. Иногда в состав перифразов включаются все фразеологизмы, устойчивые словосочетания, крылатые выражения и индивидуально - авторские образования.  Использование перифразов можно считать традиционным в русской литературе: поэты во все времена активно используют её. У А.С. Пушкина, например перифразы, выступают в виде кратких, но выразительных характеристик: в "Полтаве" петровский вельможа Меньшиков не назван по имени, но читатель сразу же узнаёт его в перифразе: "И счастья баловень безродный, полудержавный властелин"; а Петербург в "Медном Всаднике" видится через перифраз как: "Юный град, полночных стран краса и диво".

        Вывод: Под факторами речевого развития человека понимаются такие особенности структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного, вызвать и поддержать внимание и интерес у слушателя, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Выразительность и яркость речи зависит от многих причин и условий. Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему, уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает, как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной.

Информация о работе Факторы речевого развития человека