Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:16, реферат
Мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Подготовка к публичному выступлению………………………………………..3
2. Приёмы подготовки выступлений……………………………………………….4
3. Информационное обеспечение выступления…………………………………...6
4. Установление контакта с аудиторией……………………………………………7
5. Этические качества речи……………………….………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………………...13
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.
1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5 – 7 слов.
2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространённые и малораспространённые, односоставные, неполные, неосложнённые. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.
3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования – официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не воздействие.
Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на - ние, - тие, а также подобных им. Любое отглагольное существительное – это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла и требует развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления. «Необходимо разрешение конфликтов». «Необходимо разрешить конфликты…»
Контакт с аудиторией будет более успешным, если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте («Живая беседа»). Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает своё авторское Я: своё отношение к предмету речи, к собеседнику. В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка. Однако для таких языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, же), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и). Наиболее ярко выражают авторское отношение сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (считаю, что; ясно, что; тут, кстати, замечу, что).
5. Этические качества речи.
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в её различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь). Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному.
Хорошее выступление – выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошо воздействующая речь должна быть выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным и цельным. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере – проговаривать «про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где переставить слова.
Ораторское выступление должно быть логично построено, оратор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает её воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.
В заключении хотели бы отметить, что мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка. Здесь можно обратиться ко всем со своеобразным призывом, сказанным А. П. Чеховым: «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык – ваша база и ваше профессиональное оружие ». Стать мастером публичного выступления это большое достижение для того, кто этого пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему двери во все сферы нашей жизни, а возможно и поможет изменить некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного процесса.
Многие из нас выступают на публике, не имея четкого плана, идеи о том, что мы хотим сказать. Импровизируя, используя неточные слова и выражения, мы мешаем публике понимать нас. Важно тренироваться и говорить с аудиторией, предельно ясно, логично, четко выражая свои мысли. Поэтому ораторское искусство требует постоянной работы, которую можно выразить в трех словах: читать, писать, рассказывать. Читать, чтобы обогатить свой словарный запас; писать, чтобы научиться четко формулировать то, о чем хочешь сказать; рассказывать, чтобы учиться мыслить вслух.
Невозможно выступать на публике, если не владеешь собой. Движимые сильной радостью, гневом или грустью, мы теряем способность чувствовать аудиторию, удерживать внимание слушателей. Однако контроль над эмоциями не заключается в их подавлении: если оратор почувствовал, что что-то его раздражает или смешит, он может признаться в этом слушателям, сделать это предметом разговора, обыграть. Такой прием помогает установить неформальные отношения с аудиторией, наладить контакт, расположить к себе. Также владение собой приобретается благодаря разным техникам расслабления и контроля над дыханием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверкий (Таушев). Руководство по гомилетике. — М.: ПСТГи, 2001
2. Бредемайер К. Черная риторика . Власть и магия слова. «Альпина Бизнес
Букс». Москва. 2006
3. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. «Феникс».
Ростов-на-Дону «Цитадель». Москва. 2007
4. Деловая риторика. Введенская Л. А., Павлова Л. А. Издательский центр
«МарТ». 2004
5. Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. М.: УРАО, 1998
6. «Мастер словесной атаки. Как воздействовать на людей магией слова» К.
7. Бредемайер, Р. Нойман. «Феникс». Ростов-на-Дону. «Неоглори». Краснодар.
2008.
8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. –
М.: Гардарики, 2002
9. Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М.: Феникс, 2006