Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:34, контрольная работа
На тему: «Умеем ли мы общаться?»
Порой приходится наблюдать такую картину. Стоят две женщины. Одна из них тараторит без умолку, строчит как пулемет, а другая с тоской озирается по сторонам. Переживания подруги на тему, а он мне сказал... а я ему говорю..." ее явно не волнуют. Но вот так просто, на полуслове прервать собеседницу, повернуться и уйти не может: вроде бы неприлично, человека обидишь, посчитают тебя невоспитанной... Хотя невоспитанность в таких случаях проявляет любительница произносить длинные монологи по пустякам. Действительно, ведь ее мало интересует собеседница, ее мнение, - даже слова подруге сказать не дает. Говорунья вся сосредоточена на своих личных переживаниях, которые хочется как можно скорее выплеснуть. А потом искренне огорчается, что хорошей беседы не получилось и что подруга стала избегать встреч...
Введение 3
Глава I. Разложение вопроса на составляющие. 5
1.Понятие слова «язык». 6
2.Понятие культуры слова и этикета. 7
3.Связь воспитания и общения. 9
Глава II.«Умеем ли мы общаться?» 11
Заключение. 19
Библиография. 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Институт
«Верхневолжье»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Русский язык и культура речи»
На
тему: «Умеем ли мы общаться?»
Выполнил: студент 2 курса
заочного факультета
группы ЮЗ-13
Абдусамад Э.Р.
Принял: доцент,
Смирнова Ю. Г.
Тверь 2011
Оглавление
Введение 3
Глава I. Разложение вопроса на составляющие. 5
1.Понятие слова «язык». 6
2.Понятие культуры слова и этикета. 7
3.Связь воспитания и общения. 9
Глава II.«Умеем ли мы общаться?» 11
Заключение. 19
Библиография. 21
...В наше время, время демократии и гласности, все мы должны привыкать, как к должному, к плюрализму мнений, учиться культуре дискуссии, с пониманием относиться к точке зрения других людей. Человека нужно уважать!
Известный французский писатель и летчик, интеллигентнейший человек Антуан де Сент-Экзюпери, как-то заметил, что самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Общение... Казалось бы, что здесь мудреного? Захотел поговорить со знакомым, встретились - и говори сколько душе угодно. Но на самом деле все не так просто. И чтобы вкусить, почувствовать действительную роскошь общения, нужно придерживаться некоторых важных правил.
Порой приходится наблюдать такую картину. Стоят две женщины. Одна из них тараторит без умолку, строчит как пулемет, а другая с тоской озирается по сторонам. Переживания подруги на тему, а он мне сказал... а я ему говорю..." ее явно не волнуют. Но вот так просто, на полуслове прервать собеседницу, повернуться и уйти не может: вроде бы неприлично, человека обидишь, посчитают тебя невоспитанной... Хотя невоспитанность в таких случаях проявляет любительница произносить длинные монологи по пустякам. Действительно, ведь ее мало интересует собеседница, ее мнение, - даже слова подруге сказать не дает. Говорунья вся сосредоточена на своих личных переживаниях, которые хочется как можно скорее выплеснуть. А потом искренне огорчается, что хорошей беседы не получилось и что подруга стала избегать встреч...
Но ведь люди часто подходят к нам не только с пустыми разговорами, а и с чем-то важным для них, наболевшим. Поэтому в беседе нужно уметь не только хорошо говорить, но и уметь слушать. Один из секретов общения - способность внимательно выслушать человека, почувствовать настроение собеседника, его настрой на беседу. Что ему сейчас нужно: сообщить вам сногсшибательную радостную новость и порадоваться вместе, поплакаться в жилетку и услышать слова утешения, поразмышлять по важному вопросу и получить от вас дельный совет, пошутить и разрядиться - или что иное?
В своей работе, я попытаюсь дать определения основным понятиям общения. Таким как: культура слова, речевой этикет, язык и др.
Методы, которыми я буду пользоваться это различные методы научного познания (анализ литературных источников, научных статей, обобщение полученной информации по теме исследования), логические методы и др.
В конце работы представлена небольшая статья с викториной для двух команд. Пусть вас не смущает то обстоятельство, что она написана для юношества. Прочитав её вы сможете оценить свои знания, вспомнить школьные уроки и сделать выводы о том, насколько хорошо общаетесь.
Стремительно изменяющиеся условия жизни побуждают человека к поиску новых средств существования. Среди них самые бесценные − собственное Я, Ты и Мы, сплетающиеся в таинство общения. Поэтому у нас достало смелости пригласить любознательного читателя, жизнь и профессия которого сотканы из человеческих взаимоотношений, понять себя и другого через общение и изменить то, что нас связывает, к лучшему.
Сокровенный смысл общения − обратить человека к Любви и Добру. Постижение и мучительное осуществление этого смысла происходит в самых разных отношениях с теми, кто нас окружает — по долгу службы или по зову сердца. С ними-то мы и проходим по лабиринтам боли, и непонимания, и открытия жизненных смыслов и истин.
Мы с вами поставили вопрос, на который хотим получить ответ. Наше ключевое слово - «общение», а вопрос - «умеем ли?». Ученые, чтобы разобраться в каком-нибудь сложном или непонятном явлении, раскладывают его по частям. Делают это для того, чтобы изучить и правильно понять суть явления. Так что же такое общение и как оно происходит?
Общение - это способ жизни человека.
В общении участвуют речь (письменная и устная), одежда, поведение, мимика и жесты. С кем и с чем человек общается, если это способ жизни?
С людьми, с природой, с животными, с предметами, с произведениями искусства, с самим собой.
Речь - средство передачи мыслей и чувств.
2500
лет назад в школе изучали
науку, которая называлась «
Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?
Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку.
«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть.
По манере говорить - интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.
Любой поступок человека оценивается как прекрасный или безобразный. Уже у первобытных народов и племен существовали правила поведения, ритуалы, обычаи, запреты. Одна из наиболее древних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н.э. В России культура этикета распространилась позднее, чем в Западной Европе, в первой половине ХVIII века. Но еще в середине ХVII века в России был свод правил поведения «Домострой» - энциклопедия домашней жизни зажиточных городских семей.
В народной среде были распространены неписаные, но очень устойчивые правила жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Это глубокие, мудрые нравственные правила. Уважение к «отцу-батюшке» и «родной матушке», бережное и любовное отношение к «красным девицам», трудолюбие и гостеприимство, скромность и мужество, любовь к родине.
Выражением внутренней культуры человека является его внешняя культура - культура поведения. Внутренняя культура - это привычка без всякого принуждения соблюдать элементарные правила общежития. И очень важно, чтобы эти правила и нормы стали глубоко личными убеждениями каждого, чтобы человек, даже когда он остался один, наедине, когда его никто не видит, все равно поступал бы нравственно.
В фойе помыли полы, а ты прошел и оставил грязные следы, потому что никто не видит. Ты сидел в классе и плюнул на пол, когда остался наедине. Плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на эстетику и красоту, потому что никто не видел. Таково противоречие между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением.
Возможна ли внутренняя культура при отсутствии внешней, могут ли они существовать изолированно, обособленно друг от друга? Человек грубо кричит, прерывает, не дослушав, своего собеседника, не уступит места старику и не подаст пальто женщине. Что это? Просто плохой человек, себялюбец, хам, эгоист, который считается только с собственным мнением и собственными удобствами, или человек внутренне неплохой, но не умеющий вести себя, человек невоспитанный? Думается, и то, и другое. Нельзя провести резкую грань между тем, как держится человек, и его внутренним обликом. Ведь хорошее воспитание, хорошие манеры поведения проявляются во всем. Чем больше в человеке простоты, тем он культурнее.
Ведь правила хорошего тона не сочинялись искусственным путем, не выдумывались, они возникали на протяжении истории человека как необходимые требования самой жизни. В их основе лежат общечеловеческие нормы нравственности: вежливость и тактичность, обязательность и уважение к людям, скромность и простота. Их возникновение диктовалось соображениями доброжелательности, заботы об окружающих, уважение к ним. Многие из хороших манер пришли к нам из глубины веков. Так, например, обычай здороваться за руку, обязательно снимая при этом с руки перчатку, возник тысячелетия назад. Этот жест означал, что у человека добрые намерения, он в кулаке не прячет никакого оружия, он пришел с миром. Рукопожатие при прощании означало, что во время встречи не было нанесено взаимных обид. В глубь веков уходит и обычай снимать головной убор, входя в помещение, здороваясь или прощаясь. Во времена средневековья странствующие рыцари, переступая порог дома, поднимали забрало и снимали свой шлем, как бы говоря тем самым, что они полностью доверяют хозяину дома и уважают его. И хотя давно уже исчезли воинственные рыцари, обычай этот сохранился как знак уважения к тем, с кем мы здороваемся при встрече. Ряд манер основывается на санитарно-гигиенических требованиях, к примеру, обычай вытирать чисто ноги, входя в помещение, при кашле закрывать рот платком, мыть руки перед едой. Воспитание - это упражнения, которые мы, выполняя каждый день, закрепляем, и они становятся культурными нормами нашего поведения.
Информация о работе Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»