Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:20, доклад
Знаменитый римский педагог и литературный критик, который родился в испанском городе Калагурриса. Он получил воспитание в Риме у лучших ораторов того времени, где готовил себя к карьере судебного оратора. При императорах Веспасиане, Тите и Домициане он неоднократно выступал в суде, как адвокат, но славу получил не практической, а теоретической и преподавател
Марк Фабий Квинтилиан
Знаменитый
римский педагог и литературный критик,
который родился в испанском городе Калагурриса.
Он получил воспитание в Риме у лучших
ораторов того времени, где готовил себя
к карьере судебного оратора. При императорах
Веспасиане, Тите и Домициане он неоднократно
выступал в суде, как адвокат, но славу
получил не практической, а теоретической
и преподавательской деятельностью. После
нескольких лет адвокатской деятельности
Квинтилиан занялся воспитанием юношества
в качестве учителя красноречия. До этого
школьное образование было делом частной
предприимчивости, поэтому он первым стал
содержать общественную школу, получая
жалованье из императорской казны по распоряжению
Веспасиана о назначении учителям латинской
и греческой риторики жалованья в 100 000
сестерциев (т.е. около 5000 руб. на звонкую
монету). Школа достигла огромного успеха,
в ней уделяли большое внимание изучению
ораторов классического времени и солидность
общего образования. Около 20 лет Квинтилиан
обучал ораторскому искусству цвет римской
молодежи — отпрысков самых знатных и
богатых римских семей. Квинтилиан пользовался
расположением императора Домициана,
который поручил ему воспитание внуков
своей сестры Домитиллы и наградил его
знаками консульского звания. После педагогической
деятельности, он всецело посвятил себя
литературным трудам, для которых раньше
не располагал временем. Жизнь Квинтилиана
нельзя назвать счастливой: его молодая
жена и два подававших надежды сына умерли,
оставив старика в одиночестве. Время
смерти Квинтилиана неизвестно.
Но до
нас дошло его капитальное сочинение
"Об ораторском образовании" или
«Наставления оратору» (Institutio oratoria) , которое
состоит из 12 книг – это самый полный учебник
ораторского искусства, дошедшего до нас
от античности. Эту книгу изучали во всех
риторских школах, наряду с сочинениями
Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем
вкусов высшего римского общества, но
и реформатором литературного стиля, исследователем
проблем латинского языка. Он считал, что
образование оратора должно начинаться
с пеленок, и потому в I книге рассматривается
начальное обучение ребенка - подчеркивается
ответственность родителей за воспитание
ребенка, важность выбора нянек и воспитателей,
необходимость поощрять хорошие привычки,
обучать не только латыни, но и греческому
и давать пищу детскому уму, он указывает
на преимущество школьного обучения перед
домашним, заключающиеся в наличии момента
соревнования, говорит о том, что учителю
необходимы особый такт и острота восприятия,
рассматривает проблемы дисциплины и
роль игр и отдыха; во II книге – обучение
у ритора; книги III–VII посвящены нахождению
и распределению материала; книги VIII–XI
описывают стиль и запоминание - рассматривает
круг чтения, которое должно составлять
основную часть подготовки оратора. В
этом беглом и в то же время достаточно
полном обзоре греческой и римской литературы
он высказывает множество суждений, выдержавших
испытание временем. В XII книге он рисует
портрет совершенного оратора, он настаивает
на том, что оратором может стать только
высоконравственный и широко образованный
человек.
Труд Квинтилиана оказал огромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения, создававших на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном он был долгое время самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время.