Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:51, реферат

Описание

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Содержание

Введение………………………………………………………...2
Невербальные средства общения……………………………. .3
Мимика………………………………………………………... .4
Жестикуляция………………………………………………… .5
Жесты……………………………………………………….......6
Ритмические жесты……………………………………….........7
Эмоциональные жесты.…………………………………..........7
Указательные жесты……………………………………..........7
Изобразительные жесты………………………………………8
Символические жесты……………………………………........9

Национальный характер жестов……………………………...11

Заключение…………………………………………………….14

Литература……………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

невербальные средства.docx

— 35.17 Кб (Скачать документ)

    Жест  противопоставления - кисть руки исполняет  движение в воздухе «там» и  «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда - сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.

    Жест  разъединения, расподобления - ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разойтись; Братья разъехались.

    Жест  объединения, сложения, суммы – соединяются пальцы или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу.

11)Национальный характер жестов

    Если  изобразительный жест связан с конкретными  внешними признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно  только какому-то народу или определенному  коллективу. Это - приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного.

    Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары  влево-вправо. О различии между жестом прощания в России и во Франции  узнаем из произведения И. С. Тургенева  «Новь»:

    Нежданов  наклонил голову, а Сипягин простился  с ним на французский манер, несколько  раз сряду быстро поднес руку к  собственным губам и носу, и  пошел далее, бойко размахивая тростью  и посвистывая <..>

    О национальном характере некоторых  жестов свидетельствует такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, то жест равнозначен выражению «Уходи от сюда!» Жители Европы воспринимают этот жест, независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому, если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих странах Европы этот жест равнозначен цифре «2». В связи с этим возможна такая ситуация. Недовольный обслуживанием англичанин, желая выразить свой Гнев, показывает бармену-европейцу два пальца с повернутой ладонью к себе - знак оскорбительный, - а бармен в ответ на этот жест наливает две кружки пива.

    При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в  своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько  изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.

    Поль  Сопер в книге «Основы искусства  речи» выделяет еще подражательные жесты. Это - жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит  о выступлении какого-то политического  деятеля, известного ученого, художника  и старается изобразить его. Другими  словами, оратор перевоплощается, как  актер, он изменяет и голос и манеры, стремясь наглядно представить образ  того, о ком рассказывает.

    Нам кажется, в таком случае следует  говорить не об особом виде жестов, а  об элементах, актерской игры, театрализации  лекции.

    Высказывания  могут сопровождаться не одним, а  несколькими жестами. Возьмем предложение  «Меня это не касается». При слове  меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается - символический жест (покачивание  рукой из стороны в сторону).

    Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный  характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные  сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; щелканье пальцем по шее  с правой стороны - «выпить бы»; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».

    Заканчивая  разговор о жестах, подчеркнем, что  каждый из них в речи должен свидетельствовать  о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его  творческих усилий.

    Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Вот почему уже в первых руководствах по красноречию давались советы, как  использовать жесты. Так, в «Теории  красноречия» А. Галича (1830) сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя употреблять без оскорбления благопристойности», «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать», «...благопристойность воспрещает театральные кривлянья».

    Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена  и характером говорящего. Некоторые  люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с таким характером не может обойтись без жестов. Другому  же, хладнокровному, спокойному, сдержанному  в проявлении своих чувств, жесты  несвойственны.

    Лучшим  жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается  со словом и усиливает его воздействие  на слушателей. 

 

Заключение.

Подводя итог всему сказанному можно сказать  что, общаясь друг с другом , мы обращаем внимание не только на манеру разговора и правильность речи, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам информацию, а жесты, мимика, голос   дополняют эту информацию.

       Невербальное общение – это общение без употребления слов и часто возникает неосознанно. Оно так же может дополнять и усиливать словесное общение или противоречить и ослаблять общение. Хотя невербальное общение и является часто неосознанным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено.

      Невербальное общение – наиболее  древняя форма коммуникации. Наши  предки общались между собой  при помощи мимики, тембра и  интонации голоса, частоты дыхания,  взгляда. 

 Если  бы у человека отсутствовало невербальное общение, то мы были бы бесчувственными и неиспытовали бы  эмоций.

 

Литература:

 
    1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская  речь. - 1991. - № 4.
    2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.
    3. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М. , 1998.
    4. Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996.

Информация о работе Невербальные средства общения