Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:51, реферат
Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранные, многие изучают языки программирования, кто-то изучает международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».
Введение………………………………………………………………………3
1. Общие характеристики общения………………………………………….5
2. Невербальные средства общения…………………………………………8
2.1. Мимика……………………………………………………………..8
2.2. Жестикуляция……………………………………………………...9
2.3. Движения………………………………………………………….16
2.4. Зоны……………………………………………………………….17
2.4.1. Зоны дистанций………………………………………….17
2.4.2. Запретные зоны………………………………………….18
2.5. Раздражители и реакции…………………………………………18
2.5.1. Раздражители…………………………………………….19
2.5.2. Реакции…………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………24
Словарь, терминов использованных в работе……………………………..25
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1. Общие характеристики общения………………………………………….5
2. Невербальные средства общения…………………………………………8
2.1. Мимика…………………………………………………………….
2.2. Жестикуляция………………………………………………
2.3. Движения…………………………………………………………
2.4. Зоны……………………………………………………………….
2.4.1. Зоны дистанций………………………………………….17
2.4.2. Запретные зоны………………………………………….18
2.5. Раздражители и реакции…………………………………………18
2.5.1. Раздражители…………………………………………….
2.5.2. Реакции…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………24
Словарь, терминов использованных в работе……………………………..25
ВВЕДЕНИЕ
Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков.
Впервые серьезным исследованием этого
языка занялся в конце 70-х годов Аллан
Пиз, являющимся признанным знатоком психологии человеческого
Психологами установлено, что в процессе
взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации
осуществляется за счет невербальных средств
Эти данные заставляют нас задуматься
над значением «невербалики» для психологии
общения и взаимопонимания людей,
Изучение этого особого способа общения
поможет научиться нам «читать между строк»
и считывать всю скрытую информацию
· в каких случаях
воздержаться;
· как человек выдает свое внутреннее состояние
манерой курить;
· как читать мысли людей и проникать в
их внутреннее состояние и др.
Особым спросом, однако, «язык телодвижений»
пользуется в сфере бизнеса и предпринимательства. Умение
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации
Большинство исследователей разделяют
Независимо от культурного уровня человека,
слова и сопровождающие их движения совпадают
с такой степенью
1. Общие характеристики общения
Общение как особого рода деятельность
- это творческая игра интеллектуальных
и эмоциональных сил собеседников, это,
далее, взаимное обучение партнеров, постижение
новых знаний в ходе обсуждения предмета
беседы, это, наконец, труд достижения
поставленных каждой стороной целей переговоров
(обмена мнениями, деловой встречи, диалога
официальных представителей и пр.).
СУБЪЕКТОМ общения выступают индивид,
группа, целевая или массовая аудитория,
все общество в целом. МОТИВЫ общения субъектов
могут не совпадать в начальных стадиях
обмена суждениями. Точно так же могут
не совпадать и цели общения каждой из
сторон деловых бесед (переговоров).
Сближение мотивов и целей поведения партнеров
- генеральное направление оптимизации
всего процесса общения, главное условие
и база достижения в итоге взаимопонимания
и выработки конструктивных взаимоприемлемых
результатов. В сближении позиций собеседников
- глубокий внутренний смысл общения (проистекающего
в форме беседы, совещания, диалога, переговоров,
дискуссий и пр.). Деловое общение, сближая
позиции собеседников, строит тем самым
доброжелательные и честные отношения
партнеров друг с другом и с обществом
в целом.
ПОТРЕБНОСТЬ в общении возникает в проблемной
ситуации, оказываясь в которой, человек
ощущает недостаток собственных знаний
(опыта, умения, навыков), чтобы разрешить
противоречие. Он обращается к собеседнику,
чтобы усвоить его опыт, воспользоваться
его сове том, вместе подумать, как преодолеть
общие препятствия. Такая ситуация возникает
в сфере практической деятельности, а
также в мире человеческих отношений.
ПРОГРАММА общения заранее вырабатывается
каждым участником диалога, переговоров,
делового совещания и пр. Однако в ходе
общения все программы всех участников
изменяются.
Совместная программа общения возникает
как результат разно стороннего обсуждения
точек зрения, мнений, оценок и пр. Общая
программа, включая согласованные мнения
сторон, служит далее основой сотрудничества,
базой выработки взаимовыгодных отношений.
ПРОЦЕСС общения распадается на ряд действий,
совершающихся попеременно.
“Вопрос - ответ”, “реплика - возражение”,
“утверждение - отрицание” упорядочивают
процесс общения, задают интуитивно принимаемый
участниками общения ритм обмена мнениями,
очередность вступления в беседу.
Диалог - универсальная форма общения,
модель всего процесса общения.
Он связывает все высказывания в единое
пространство соразмышления, создает
эмоциональное и интеллектуальное поле
общения. При этом крайние
(радикальные), взаимоотрицающие суждения
создают полюсы напряжения, точки роста
общей программы, взаимоприемлемых положений
и тезисов.
Взаимосвязь высказываний - основное условие
не только плодотворного процесса общения,
но и самого его существования. Это, по
сути, взаимозависимость партнеров общения
от высказываний друг друга побуждает
в ходе диалога мгновенно реагировать
на возражение, корректировать ход собственных
мыслей, ориентировать собеседника относительно
собственных намерений (программы общения),
учитывать сиюминутное изменение общей
программы и т. п.
Обратная связь, т. е. оперативный учет
реакции собеседника и корректировка
в связи с этим собственных действий, оптимизирует,
постоянно совершенствует весь ход беседы.
Переход к действиям, связь с практическими
действиями все время чувствуется в подтексте
общения (готовность к действиям как итог
процесса общения).
ФУНКЦИИ общения многообразны - в соответствии
с широким кругом практических задач,
решаемых в ходе деловых переговоров,
беседы, диалога и т. д. Обобщенная группировка
функций допускает выделение трех их разновидностей.
Коммуникативная функция реализуется
как передача и прием сообщений, знаний
(от человека - к человеку, от поколения
- к поколению, от культуры - к культуре
и т. д.).
Регулятивная функция “управляет” процессом
общения людей, в ходе которого уточняются
(а порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры
будущей совместной или индивидуальной
деятельности. Эта функция постоянно поддерживает
обратную связь высказываний собеседников.
Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых
идей и программ, постоянное ожидание
реплики- ответа собеседника (т. е. стимулирование
беседы) - в этих двух формах и реализуется
обратная связь, регулирующая весь процесс
общения.
Эмоционально-психическая функция проявляется
как создание комплекса чувств и психических
состояний каждого собеседника в ходе
общения. Эмоции способны придать дополнительную
значимость и вес самым обыденным словам.
Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые
собеседниками как потребность
“отвести душу”, выговориться и т.п., приводит
в итоге к особому эмоциональному подъему
(катарсису), т.е. к удовлетворенности общением.
И напротив: негативные эмоции, возникающие
в ходе беседы, способны “досрочно” оборвать
деловой контакт.
Единство функций, одновременность их
проявления в процессе общения активизирует
все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные
силы собеседников, превращает общение
в событие личной (а может быть, и не только
личной) жизни людей. Не случайно так плодотворны
диалогические формы общения в журналистике,
педагогике, научно-исследовательской
деятельности
(“мозговой штурм”, например), в искусстве
(театр), политике (дискуссия, дебаты).
РЕЗУЛЬТАТЫ общения не принадлежат только
одному из собеседников - в них концентрируются
взаимообусловленные побуждения участников
диалога: сформировать общее сознание,
включить его в индивидуальные сознания
каждого из партнеров беседы; изменить
поведение в соответствии с изменившимся
сознанием; научиться по-новому реагировать
на новые обстоятельства; усвоить новую
информацию, новые знания и на этой основе
выработать соответствующие качества
характера, новые приемы общения, межличностных
отношений.
СРЕДСТВА ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ соединяют людей
в процессе непосредственного обмена
мнениями, идеями, различного рода текущей
информацией. Здесь на ход беседы влияют
такие очевидные факторы, как эмоциональное
состояние собеседников, обстановка (интерьер)
общения, активное участие каждой стороны
в диалоге.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ протекает в диалогической
форме путем поочередного высказывания
суждений, сообщений, оценок и т. д. В неофициальной
обстановке эта форма общения носит эмоциональный
характер, служит поддержанию дружеских
отношений, выработке еди ных взглядов
и укреплению взаимопонимания. В рамках
служебных отношений межличностное общение
выступает средством реализации управленческо-
(начальник - подчиненный, руководитель
отдела - служащий, шеф - чиновник, строевой
командир - адъютант и т. д.). Этот тип межличностных
отношений регулируется специальными
правилами и нормативными актами (например,
знаменитая Табель о рангах, введенная
Петром 1 в 1722 году).
ВНЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ, т. е. в рамках
различных форм межличностного общения,
по данным зарубежных специалистов, принимается
67 процентов деловых решений. Имеются
в виду контакты деловых людей: на спортивной
площадке; за ломберным столиком; на собачьей
площадке; во время командировки (в путевых
встречах и беседах); на неофициальных
приемах; в гостях (на вечеринках); во время
обеденного перерыва, за столиком кафе.
2.1. Мимика
Главным показателем чувств говорящего
является выражение лица. В особой степени
в разговоре участвуют глаза.
В «Частной риторике»
Для каждого, участвующего
Так, поднятые брови, широко раскрытые
глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот
Тот, кто выступает с непроницаемым лицом
игрока в покер или
Глаза тоже говорят. Оратор не должен равнодушно
глядеть поверх людей или пристально смотреть
в потолок. Любой слушатель должен
Иногда у оратора плохая привычка резко
переводить взгляд с одной
Мимика может быть серьезной или веселой, но она всегда
Естественно, дружелюбно, любезно — таков девиз. Один
В целом поведение во
Основной тон связан с
2.2. Жестикуляция
О многом может сказать и
Когда мы наблюдаем дружескую беседу двух
южан, то ужасаемся, как дают они волю жестам
- говорят «руками и
Хрущев, произнося речь в Организации
Объединенных Наций в Нью-Йорке, даже снял
ботинок и дубасил им по кафедре с целью
С помощью ботинка Хрущев
Этих дурных привычек легко избежать, если держать
А теперь позитивное о жестикуляции: она
может и должна сопутствовать ходу мыслей.
Жесты должны быть скупыми, только тогда они действенны.
Оживленной жестикуляцией чаще пользуются,
чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью
пальцев можно пояснить нюансы.
Жестикуляцию постоянно применял во время
произнесения своих речей министр экономики
Шиллер. Он постоянно будто
Карло Шмид сообщает о главе оппозиции
Курте Шумахере: «Он остался тем
Как могли говорить эти руки! Быстрые,
как рапира, свободно бросаемые справа
налево, будто они раздирают некую завесу;
пальцы, тесно сложенные
С жестами оратору нужно быть осмотрительным
и стараться, чтобы они не бросались в глаза;
он не актер. Нервные и резкие движения
вызывают ощущение неловкости.
Обратите как-нибудь внимание вот на что:
у многих ораторов карманы брюк — как магнит для левой руки.
Писатель Петер Хэртлинг отозвался о Гельмуте
На возможное несоответствие
Президент бундестага
Многие во время доклада ходят, заложив
руки за спину, как преступник на ежедневной
прогулке по тюремному двору. Нередко ораторы
Вот что говорил о жестикуляции Карнеги:
Девять десятых того, что было написано
о жестикуляции, никому не нужно и не стоят
даже той хорошей белой бумаги
Жест нельзя выбрать по желанию, это не
все равно, что надеть смокинг. Это просто
внешнее выражение внутреннего
Жесты человека, как его зубная щетка,
должны быть сугубо личными. А так как все
люди непохожи друг на друга, то жесты их также будут
Знаменитый оратор древности Демосфен
на вопрос, что нужно для хорошего оратора,
ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»
Не случайно, что в
Как видно из цитаты, Кони подчеркивает значение
Действительно, плохо, если говорящий
дергает себя за ухо, потирает кончик носа,
поправляет галстук, вертит
Механические жесты отвлекают внимание
В зависимости от
Ритмические жесты
Ритмические жесты связаны с ритмикой
речи. Понаблюдайте за выступающими по
телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт
Ритмические жесты
Произнося первую пословицу, мы делаем
Эмоциональные жесты
Речь наша часто бывает
Жесты, передающие разнообразные оттенки
чувств, называются
Некоторые из них закреплены в устойчивых
сочетаниях, поскольку такие жесты стали
общезначимыми. Например: бить себя в
Указательные жесты
Скажите, можно ли выполнить приказания:
«Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми
вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет
Указать можно взглядом, кивком головы,
Некоторые указательные
Бывают случаи, когда
Идет лекция. Один из слушателей,
Другая ситуация. Ассистент лектора делает
ему тот же знак, но жест уже равнозначен
словам: «Время истекло. Пора заканчивать
лекцию».
Наконец, этот же жест
Указательный жест рекомендуется использовать
в очень редких, необходимых случаях, когда
есть предмет (или
Изобразительные жесты
А теперь проведем эксперимент.
Изобразительные жесты появляются в случаях:
— если не хватает слов, чтобы полностью
передать представление;
— если одних слов
— если необходимо усилить
Однако, пользуясь изобразительными жестами,
нужно соблюдать чувство меры: нельзя
этими жестами подменять язык слов.
Символические жесты
Вы, несомненно, не один раз
Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр
Такие жесты условны и называются они
символическими.
Некоторые из них имеют вполне определенное
значение. Например, скрещенные руки указывают
на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову,
Символический жест нередко бывает характерен
для ряда типовых ситуаций.
Так, существует жест
Жест интенсивности — рука сжимается
в кулак (вариант: два кулака)
Известен также жест отказа, отрицания
— отталкивающие движения рукой или двумя
руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет,
Жест противопоставления, антонимичности
— кисть руки исполняет движение в воздухе
«там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего
Жест разъединения, расподобления — ладони
раскрываются, «разъезжаются» в разные
стороны: Это совершенно разные приемы;
Это надо различать; Мы это разъединили;
Они разошлись; Братья разъехались.
Жест объединения, сложения, суммы — пальцы соединяются
2.3. Движения
Чем свободнее кажется игра движений,
чем мягче и «круглее» отдельные движения переходят одно в
Напряженность и расслабленность сменяют
друг друга. Ритм – это
Чем меньше те или иные
целью, тем они ритмичнее. Таким образом ритм и
элементами, которые взаимосвязаны друг
с другом и влияют друг на
Ритмичность служит для душевного расслабления, для
Потирание рук, хождение
Такт. В живой природе такт в чистом виде
не наблюдается. Такт возник лишь благодаря изменяющему
Размеренный ритм. Если мы во время расслабленной
(ритмичной) прогулки вдруг ставим перед
собой ту или иную цель, то наша походка
Нарушение ритма в такт. Если мы
2.4. Зоны
2.4.1.Зоны дистанций
Размеры личной
1. Интимная зона (от 15 до 46 см)
Из всех зон эта самая главная, поскольку
В этой зоне имеется еще
2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра)
Это расстояние, которое обычно разделяет
нас, когда мы находимся на коктейль - вечеринках,
официальных приемах, официальных вечерах
и дружеских вечеринках.
3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)
На таком расстоянии мы
4. Общественная зона (более 3,6 метра)
Когда мы адресуемся к большой группе
людей, то удобнее всего стоять именно на
этом расстоянии от аудитории.
2.4.2. Запретные зоны
Самые интимные участки тела и пространства
человека являются сферами “табу”. Доступ
и прикосновение к ним
Например, матери всегда могут
Запретными участками являются, например, туалеты, ванные
2.5. Раздражители и реакции
2.5.1. Раздражители
Раздражители могут пробуждать в нас те
или иные пережитые события и чувства. Тот
или иной настрой определяет вид реакции. Находясь в приятной
компании, мы реагируем на раздражитель
иначе, чем если бы мы оказались в напряженной
обстановке. Наше чувство, возникающее
в ответ на раздражитель, складывается
из двух компонентов: настроения и движущей силы.
По своему содержанию физические движения
соответствуют лежащему в их основе чувству и имеющейся
В зависимости от силы чувства или от
При возникновении
Без раздражителя не бывает
2.5.2. Реакции
Под реакциями мы понимаем обратные действия,
контрудар или ответ на раздражитель, т.е.
реакции представляют собой вызванный
раздражителем образ действий. Они противостоят спонтанным
Определенные физические или психофизические
реакции, в том числе в форме предпочитаемых
Мы различаем следующие
Примитивная реакция или действие. Если
раздражитель как бы в
К группе примитивных
Активной примитивной реакцией является,
к примеру, ураган движений, когда активная самозащита
Личностная реакция. В этом
Неадекватная реакция. Реакция является
Ужас. При этом виде примитивной реакции
непроизвольно возникают как реакция на
неожиданно возникающие душевные
Такие реакции вызываются факторами внезапности(раздражителями)
Паника. Паника возникает
Конверсивные реакции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общаясь, мы слушаем не только словесную
информацию, но и смотрим в глаза друг
другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию,
мимику, жесты. Слова передают нам логическую
информацию, а жесты, мимика, голос эту
информацию дополняют.
Невербальное общение – общение без помощи
слов часто возникает бессознательно.
Оно может либо дополнять и усиливать
словесное общение, либо ему противоречить
и ослаблять. Хотя невербальное общение
и является часто бессознательным процессом,
в настоящее время оно достаточно хорошо
изучено и для достижения нужного эффекта
с успехом может контролироваться.
Невербальное общение – наиболее древняя
и базисная форма коммуникации. Наши предки
общались между собой при помощи наклона
тела, мимики, тембра и интонации голоса,
частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас
часто понимаем друг друга без слов.
Невербальный язык настолько мощный и
общий, что часто мы без труда понимаем
собаку, что она хочет. Собака же предугадывает
многие наши поступки, например, заранее
знает, когда мы идем с ней гулять, а когда
отправляемся на улицу без нее.
Остается добавить, что если бы у человека
(как, впрочем, и животных) отсутствовало
невербальное общение, то мы уподобились
бы машинам без чувств и эмоций, которые
обмениваются информацией простыми печатными
словами (например: с помощью Интернет)
но, к примеру, не рукописным текстом -
ведь почерк, своего рода, тоже объект
невербального общения.
Список используемой литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Словарь терминов, использованных в работе
Вуалирование (вуалировать) – это преднамеренно
делать неясным, затемнять истинное положение
вещей/ скрывать правду.
Аутентичность – это подлинность, достоверность.
Конгруэнтность – это процесс безоценочного
принятия и осознания человеком своих
собственных реальных и актуальных ощущений,
переживаний и проблем с их последующим
точным озвучиванием в языке и выражением
в поведении способами, не травмирующими
других людей.
Противопоставление – это способ внушения,
или содействия внушению, основанный на
использовании уравновешивающего свойства
речи.
Межличностные отношения – это субъективно
переживаемые взаимоотношения между людьми,
объективно проявляющиеся в характере
и способах взаимных воздействий, оказываемых
людьми друг на друга в процессе совместной
деятельности и общения.
Субъект - это носитель предметно-практической
деятельности и познания.
Мотив – это одно из понятий, описывающих
сферу побуждения субъекта к деятельности
- наряду с потребностями, интересами,
установками, эмоциями, инстинктами.
Потребность – это состояние недостатка
в человека, состояние, стимулирующее
деятельность, направленную на восполнение
этого недостатка, одна из отличительных
черт всякой жизнедеятельности.
Процесс – это последовательная система
состояний, тесная связь закономерно следующих
друг за другом стадий развития, представляющих
непрерывное единое движение.
Результат – это конкретная желаемая цель,
основанная на чувственном восприятии.
Оратор – это лицо выступающее с речью.