Невербальные средства оратора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:51, реферат

Описание

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранные, многие изучают языки программирования, кто-то изучает международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Общие характеристики общения………………………………………….5
2. Невербальные средства общения…………………………………………8
2.1. Мимика……………………………………………………………..8
2.2. Жестикуляция……………………………………………………...9
2.3. Движения………………………………………………………….16
2.4. Зоны……………………………………………………………….17
2.4.1. Зоны дистанций………………………………………….17
2.4.2. Запретные зоны………………………………………….18
2.5. Раздражители и реакции…………………………………………18
2.5.1. Раздражители…………………………………………….19
2.5.2. Реакции…………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………24
Словарь, терминов использованных в работе……………………………..25

Работа состоит из  1 файл

реферат 1.docx

— 46.43 Кб (Скачать документ)

ПЛАН 
Введение………………………………………………………………………3 
 
1. Общие характеристики общения………………………………………….5 
 
2. Невербальные средства общения…………………………………………8 
 
         2.1. Мимика……………………………………………………………..8 
 
         2.2. Жестикуляция……………………………………………………...9 
 
         2.3. Движения………………………………………………………….16 
 
         2.4. Зоны……………………………………………………………….17 
 
                   2.4.1. Зоны дистанций………………………………………….17 
 
                   2.4.2. Запретные зоны………………………………………….18 
 
         2.5. Раздражители и реакции…………………………………………18 
 
                   2.5.1. Раздражители…………………………………………….19 
 
                   2.5.2. Реакции…………………………………………………...20 
 
Заключение…………………………………………………………………..23 
 
Список используемой литературы…………………………………………24 
 
Словарь, терминов использованных в работе……………………………..25 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
Каждому из нас приходилось заниматься  изучением  языков.  Мы изучали родной язык, иностранные,  многие  изучают  языки программирования,  кто-то изучает международный язык эсперанто. Но существует еще один  международный, общедоступный и понятный язык, о  котором  до  недавнего  времени  мало  что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж». 
 
Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, являющимся признанным знатоком психологии человеческого  общения и автором методики обучения основам коммуникации.  Аллан  Пиз  не  только  в совершенстве владеет искусством общения с людьми, но и  обладает  уникальным даром  обучать  этому  полезному  с  практической  точки  зрения  искусству, которое является секретом Вашего успеха  в  деловой  деятельности  и  личной жизни. 
 
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60  до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств  выражения,  и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. 
 
Эти данные заставляют нас задуматься над значением  «невербалики»  для психологии общения и взаимопонимания  людей,  обратить особое  внимание  на значение жестов и  мимики  человека,  а  также  порождают  желание  овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений,  на  котором  все мы разговариваем, даже не подозревая этого. 
 
Изучение этого особого способа общения поможет научиться  нам  «читать между строк» и считывать всю скрытую  информацию непосредственно  с  Вашего собеседника, позволит ответить на следующие вопросы: 
 
·         в  каких  случаях  следует  прибегать  к  рукопожатию,  а  в  каких 
 
воздержаться; 
 
·         как человек выдает свое внутреннее состояние манерой курить; 
 
·         как читать мысли людей и проникать в их внутреннее состояние и др. 
 
Особым спросом, однако, «язык телодвижений» пользуется в сфере бизнеса и предпринимательства.  Умение  заинтересовать  партнера своей  продукцией, квалифицированно провести презентацию товара и  добиться  оформления  заказа во многом будет зависеть от Вашего  умения  интерпретировать  язык телодвижений, а использование различных вспомогательных средств поможет  Вам добиться успеха в переговорах с партнерами. 
 
Альберт Мейерабиан установил, что передача  информации  происходит  за счет вербальных средств (только  слов)  на  7%,  за  счет звуковых  средств (включая тон голоса,  интонацию  звука)  на  38%,  и  за  счет  невербальных средств  на  55%.  Профессор  Бердвиссл провел   аналогичные   исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что  в среднем человек говорит словами в течение 10-11 минут в день, и  что  каждое предложение в среднем  звучит  не  более  2,5  сек.  Как  и  Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает не  более  35%,  а  более 65% информации передается с помощью «невербалики». 
 
Большинство исследователей  разделяют  мнение,  что  вербальный  канал используется  для  передачи  информации,  в  то   время   как  невербальный применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых  случаях он используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может  послать мужчине убийственный взгляд, и при этом она совершенно  четко  передаст  ему свое отношение, даже не раскрыв рта. 
 
Независимо от культурного уровня человека, слова и  сопровождающие  их движения совпадают с такой  степенью  предсказуемости, что  Бердвиссл  даже утверждает, что хорошо подготовленный человек может  по  голосу  определить, какое движение делает его собеседник в  момент  произнесения  той  или  иной фразы. И наоборот, Бердвиссл  научился  определять,  каким  голосом  говорит человек, наблюдая за его жестами в момент разговора. 
 
 
1. Общие характеристики общения 
Общение как особого рода деятельность - это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.). 
 
СУБЪЕКТОМ общения выступают индивид, группа, целевая или массовая аудитория, все общество в целом. МОТИВЫ общения субъектов могут не совпадать в начальных стадиях обмена суждениями. Точно так же могут не совпадать и цели общения каждой из сторон деловых бесед (переговоров). 
Сближение мотивов и целей поведения партнеров - генеральное направление оптимизации всего процесса общения, главное условие и база достижения в итоге взаимопонимания и выработки конструктивных взаимоприемлемых результатов. В сближении позиций собеседников - глубокий внутренний смысл общения (проистекающего в форме беседы, совещания, диалога, переговоров, дискуссий и пр.). Деловое общение, сближая позиции собеседников, строит тем самым доброжелательные и честные отношения партнеров друг с другом и с обществом в целом. 
 
ПОТРЕБНОСТЬ в общении возникает в проблемной ситуации, оказываясь в которой, человек ощущает недостаток собственных знаний (опыта, умения, навыков), чтобы разрешить противоречие. Он обращается к собеседнику, чтобы усвоить его опыт, воспользоваться его сове том, вместе подумать, как преодолеть общие препятствия. Такая ситуация возникает в сфере практической деятельности, а также в мире человеческих отношений. 
 
ПРОГРАММА общения заранее вырабатывается каждым участником диалога, переговоров, делового совещания и пр. Однако в ходе общения все программы всех участников изменяются. 
Совместная программа общения возникает как результат разно стороннего обсуждения точек зрения, мнений, оценок и пр. Общая программа, включая согласованные мнения сторон, служит далее основой сотрудничества, базой выработки взаимовыгодных отношений. 
 
ПРОЦЕСС общения распадается на ряд действий, совершающихся попеременно. 
“Вопрос - ответ”, “реплика - возражение”, “утверждение - отрицание” упорядочивают процесс общения, задают интуитивно принимаемый участниками общения ритм обмена мнениями, очередность вступления в беседу. 
 
Диалог - универсальная форма общения, модель всего процесса общения. 
Он связывает все высказывания в единое пространство соразмышления, создает эмоциональное и интеллектуальное поле общения. При этом крайние 
(радикальные), взаимоотрицающие суждения создают полюсы напряжения, точки роста общей программы, взаимоприемлемых положений и тезисов. 
Взаимосвязь высказываний - основное условие не только плодотворного процесса общения, но и самого его существования. Это, по сути, взаимозависимость партнеров общения от высказываний друг друга побуждает в ходе диалога мгновенно реагировать на возражение, корректировать ход собственных мыслей, ориентировать собеседника относительно собственных намерений (программы общения), учитывать сиюминутное изменение общей программы и т. п. 
Обратная связь, т. е. оперативный учет реакции собеседника и корректировка в связи с этим собственных действий, оптимизирует, постоянно совершенствует весь ход беседы. 
Переход к действиям, связь с практическими действиями все время чувствуется в подтексте общения (готовность к действиям как итог процесса общения). 
 
ФУНКЦИИ общения многообразны - в соответствии с широким кругом практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога и т. д. Обобщенная группировка функций допускает выделение трех их разновидностей. 
Коммуникативная функция реализуется как передача и прием сообщений, знаний 
(от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.). 
Регулятивная функция “управляет” процессом общения людей, в ходе которого уточняются (а порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно поддерживает обратную связь высказываний собеседников. Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ, постоянное ожидание реплики- ответа собеседника (т. е. стимулирование беседы) - в этих двух формах и реализуется обратная связь, регулирующая весь процесс общения. 
Эмоционально-психическая функция проявляется как создание комплекса чувств и психических состояний каждого собеседника в ходе общения. Эмоции способны придать дополнительную значимость и вес самым обыденным словам. Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками как потребность 
“отвести душу”, выговориться и т.п., приводит в итоге к особому эмоциональному подъему (катарсису), т.е. к удовлетворенности общением. И напротив: негативные эмоции, возникающие в ходе беседы, способны “досрочно” оборвать деловой контакт. 
Единство функций, одновременность их проявления в процессе общения активизирует все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные силы собеседников, превращает общение в событие личной (а может быть, и не только личной) жизни людей. Не случайно так плодотворны диалогические формы общения в журналистике, педагогике, научно-исследовательской деятельности 
(“мозговой штурм”, например), в искусстве (театр), политике (дискуссия, дебаты). 
 
РЕЗУЛЬТАТЫ общения не принадлежат только одному из собеседников - в них концентрируются взаимообусловленные побуждения участников диалога: сформировать общее сознание, включить его в индивидуальные сознания каждого из партнеров беседы; изменить поведение в соответствии с изменившимся сознанием; научиться по-новому реагировать на новые обстоятельства; усвоить новую информацию, новые знания и на этой основе выработать соответствующие качества характера, новые приемы общения, межличностных отношений. 
 
СРЕДСТВА ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ соединяют людей в процессе непосредственного обмена мнениями, идеями, различного рода текущей информацией. Здесь на ход беседы влияют такие очевидные факторы, как эмоциональное состояние собеседников, обстановка (интерьер) общения, активное участие каждой стороны в диалоге. 
 
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ протекает в диалогической форме путем поочередного высказывания суждений, сообщений, оценок и т. д. В неофициальной обстановке эта форма общения носит эмоциональный характер, служит поддержанию дружеских отношений, выработке еди ных взглядов и укреплению взаимопонимания. В рамках служебных отношений межличностное общение выступает средством реализации управленческо-распорядительских отношений 
(начальник - подчиненный, руководитель отдела - служащий, шеф - чиновник, строевой командир - адъютант и т. д.). Этот тип межличностных отношений регулируется специальными правилами и нормативными актами (например, знаменитая Табель о рангах, введенная Петром 1 в 1722 году). 
 
ВНЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ, т. е. в рамках различных форм межличностного общения, по данным зарубежных специалистов, принимается 67 процентов деловых решений. Имеются в виду контакты деловых людей: на спортивной площадке; за ломберным столиком; на собачьей площадке; во время командировки (в путевых встречах и беседах); на неофициальных приемах; в гостях (на вечеринках); во время обеденного перерыва, за столиком кафе. 
 
                                          2. Невербальные средства общения 
 
2.1.       Мимика 
Главным показателем чувств говорящего является выражение лица.  В  особой степени в разговоре участвуют глаза. 
 
В «Частной  риторике»  профессора  русской  и  латинской  словесности  Н. Кошанского   есть  такие  слова:  «Нигде  столько  не отражаются чувства души, как в чертах лица и  взорах,  благороднейшей  части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам,  если холодная душа дремлет в ораторе…  Телодвижения  оратора  всегда  бывают  в тайном согласии с чувством души, с стремлением воли, с выражением голоса». 
 
Для  каждого,  участвующего  в  беседе,  с  одной  стороны,  важно  уметь «расшифровывать»,  «понимать»  мимику   собеседника.   С  другой   стороны, необходимо знать, в какой степени он  сам  владеет  мимикой,  насколько  она выразительна. 
 
Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики  губ, приоткрытый  рот  свидетельствуют  об  удивлении; опущенные   вниз   брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза,  сомкнутые  губы,  сжатые  зубы выражают гнев. 
 
Тот, кто выступает с непроницаемым лицом игрока  в  покер  или  окидывает окружающих затуманенным взором, едва ли завоюет сердца слушателей,  хотя  бы он желал им поведать еще так много умного.  Еще  меньшего  успеха  достигнет оратор, который примет вид, будто без зонтика попал под сильный град. 
 
Глаза тоже говорят. Оратор не должен равнодушно глядеть поверх людей  или пристально смотреть в потолок. Любой  слушатель должен  почувствовать,  что его увидели. Иногда  бросают  взгляд  даже  на  отдельного  слушателя,  если заметно его особое участие. Этот контакт глаз желательно  укрепить.  Беглого взгляда  недостаточно.  Нужно  не  забыть  ни  одну  группу  слушателей,  их медленно обводят взглядом и потом взгляд  то  и  дело  направляют  в  задние ряды. 
 
Иногда у оратора плохая привычка резко переводить  взгляд  с  одной  стороны зала на другую, как будто он наблюдает теннисный матч. 
 
Мимика может быть серьезной или веселой,  но  она  всегда  должна  быть дружественной и никогда не нарушать меру. Никому  не хочется  видеть  маску застывшего смеха, подобную той,  что  мы  видим  на  рекламе  зубной  пасты. 
 
Естественно, дружелюбно, любезно —  таков  девиз.  Один  немецкий  министров кратко выразился о товарище по партии и премьер-министре, который  постоянно смеялся: ему нельзя участвовать в похоронах — он и там рассмеется. 
 
В  целом  поведение   во   время   произнесения   речи   повышает   ее выразительность и налаживает контакт со слушателями. 
 
Основной  тон  связан  с  соответствующей  ситуацией,  но  сдержан   как   в физическом, так и в духовном отношении. Слушатель  хочет не  только  понять смысл слов, но и почувствовать человеческое общение. Если мы охотно  слушаем выдающихся ораторов, даже когда они, возможно, не говорят ничего нового,  то причина в том, что они  обладают  личным  обаянием  благодаря  дару  речи  и особенно увлекающей силе их глаз и выразительности жестов. 
 
   
2.2.       Жестикуляция 
О  многом  может  сказать  и  жестикуляция  собеседника.   Мы   даже   не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек  при  общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно.  Языку  учат с  детства,  а  жесты  усваиваются естественным   путем,   и   хотя   никто предварительно  не  объясняет,  не  расшифровывает  их  значение,  говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что  жест используется чаще всего не сам по себе, а  сопровождает  слово, служит  для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. 
 
Когда мы наблюдаем дружескую беседу двух южан, то ужасаемся, как дают они волю жестам -  говорят  «руками  и  ногами».  В  наших холодных  краях  эти анатомические отклонения находятся в большей степени под контролем. Но  даже и  у  нас  ораторы  размахивают руками  и  наносят  удары  кулаками,  ведут воздушный  бой  с  невидимым  врагом  или  хватаются  за   волосы,   подобно вагнеровским героям. «Кажется, что некоторые ораторы занимаются  боксом»,  — считает Спэрджен.  Мы  не  подражаем  оратору,  который,  как  на аукционе, угощает безвинную кафедру такими ударами, что стоящий на ней стакан с  водой испуганно подпрыгивает. 
 
Хрущев, произнося речь в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, даже снял ботинок и дубасил им  по  кафедре  с  целью энергичного  подчеркивания своих  мыслей,  дав  повод  Вернеру  Финку  для  замечания,  что  нельзя  от неизбранного свободно властителя ожидать, чтобы он проявил  себя  избранным. 
 
С помощью  ботинка  Хрущев  даже  приблизительно  не  достиг  того  эффекта, который произвел столь же склонный  к  динамичным поступкам  Мартин  Лютер, расколов однажды во время проповеди в Айзенахе кулаком  трехдюймовую  доску, по сообщению Спэрджена. 
 
Этих дурных привычек легко избежать,  если  держать  свой  темперамент  в узде. Куда  же  деть  руки?  Лучше  свободно  положить  их на  кафедру,  не удерживая все время в одном и том же положении. Некоторые  ораторы  потирают руки, как будто радуются тому, что одурачили делового партнера. 
 
А теперь позитивное о жестикуляции: она может и  должна  сопутствовать  ходу мыслей. Жесты должны быть скупыми, только тогда они  действенны.  Шаблонных фигур жестикуляции не  существует.  Имеются,  пожалуй,  жесты  приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. 
 
Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои  слова.  С помощью пальцев можно пояснить нюансы. 
 
Жестикуляцию постоянно применял во время произнесения своих речей министр экономики Шиллер. Он  постоянно  будто  взмахивал воображаемой  мухобойкой. 
 
Карло Шмид сообщает о главе оппозиции Курте Шумахере:  «Он  остался  тем  же фехтовальщиком, каким он мне  показался  при  первой встрече  тридцать  лет назад, да, даже показалось, что его жестикуляция стала еще интенсивнее,  еще выразительнее, полной жизни, еще более  подчеркивающей  сказанное  словами. 
 
Как могли говорить эти руки! Быстрые, как рапира, свободно бросаемые  справа налево, будто они раздирают некую завесу; пальцы, тесно  сложенные  вместе, будто дело заключается в  проведении  хитроумной  операции;  или,  наоборот, пальцы широко растопырены веером, как  бы  разрывающие  сеть,  —  эти  руки, всегда движущиеся, как пламя, которое пожирало этот могучий дух». 
 
С жестами оратору нужно быть осмотрительным и  стараться,  чтобы  они  не бросались в глаза; он не актер. Нервные и резкие движения вызывают  ощущение неловкости. 
 
Обратите как-нибудь внимание вот на что: у многих ораторов  карманы  брюк  — как магнит  для  левой  руки.  Кажется,  что уверенность  в  себе  внезапно усиливается, как только рука окажется в кармане. Для публики это  не  лучшее зрелище. Также некрасиво засовывать пальцы в проймы жилета, как  будто  идет болтовня с соседом через ограду  сада.  Август  Бебель  осуждал  эту  дурную привычку  у  такого  выдающегося  оратора,  как  Лассаль.   Если   уж   есть потребность спрятать свои руки, то в качестве убежища  для них  используйте карманы  пиджака,  как  это  практиковал  на  высшем   уровне   американский президент Кеннеди. 
 
Писатель Петер Хэртлинг отозвался  о  Гельмуте  Шмидте:  «…он  склонен, используя  динамичные,  сильные  жесты  из  арсенала выразительного   языка телодвижений, удивить своих слушателей. Он никогда не  подавляет.  Он  хочет покорить их».  
 
На  возможное  несоответствие  между  словом  и  жестом   обратил   внимание английский исследователь поведения Десмонд  Моррис: «Если  политик  пальцем прокалывает воздух в то время, когда он говорит  о  мирном  сосуществовании, то нам следует верить движению его руки, а не тому, что он говорит». 
 
Президент  бундестага  Герстенмайер  в  свое  время  (ноябрь   1962   г.) опубликовал ответ на жалобу относительно жеста  министра Штрауса, который, делая  заявление  перед  бундестагом,  засунул  руки  в   карманы:   «…нет правового  положения,  которое  бы разрешало  или  запрещало   федеральному министру или другому  оратору  перед  бундестагом  засовывать  свои  руки  в карманы пиджака или брюк. Здесь  вопрос  такта…  и  воспитания…  которые нельзя  регулировать  нормативно…»  Можно  быстро  отвыкнуть  от   плохих привычек. Многие часто  пожимают  плечами,  качают  ногой,  кивают  головой, снимают и надевают очки или поглаживают воображаемую  бороду.  Нужно  только сказать себе об этом, а потом контролировать себя. 
 
Многие во время доклада ходят, заложив руки за спину, как  преступник  на ежедневной прогулке по тюремному двору.  Нередко ораторы  издают  чмокающие звуки, как будто они попутно едят вкусный компот. 
 
Вот что говорил о жестикуляции Карнеги: 
 
Девять десятых того, что было написано о жестикуляции, никому не нужно  и не стоят даже той  хорошей  белой  бумаги  и  хорошей типографской  краски, которую на них потратили. Любой  жест,  позаимствованный  из  книги,  будет, скорее всего, выглядеть именно как позаимствованный.  Жест  должен  исходить от вас лично, из вашего сердца,  сознания,  диктоваться  вашим  интересом  к проблеме, вашим желанием побудить других людей  понять  вашу  точку  зрения, вашими импульсами. Единственные стоящие жесты -  это  те, которые  родились импровизированно, во  время  выступления.  Унция  непосредственности  дороже тонны разных правил. 
 
Жест нельзя выбрать по желанию, это не все равно, что надеть смокинг. Это просто внешнее выражение  внутреннего  состояния,  такое же,  как  поцелуи, колики, смех и морская болезнь. 
 
Жесты человека, как его зубная щетка, должны быть сугубо личными.  А  так как все люди непохожи друг на друга, то жесты  их  также будут  непохожими, если только они будут вести себя естественно. 
 
Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что  нужно  для  хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!» 
 
Не  случайно,  что  в  различных  риториках,  начиная  с  античных   времен, выделялись специальные  главы,  посвященные  жестам. Теоретики  ораторского искусства в своих статьях о  лекторском  мастерстве  также  обращали  особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони  в  «Советах  лекторам»  пишет:  «Жесты оживляют речь, но ими следует  пользоваться  осторожно.  Выразительный  жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое  движение  и  т.  п.)  должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова  (здесь жест  действует  заодно  с  тоном,  удваивая  силу  речи).  Слишком  частые, однообразные,  суетливые,  резкие  движения  рук   неприятны,   приедаются, надоедают и раздражают». 
 
Как видно из цитаты, Кони  подчеркивает  значение  жеста:  жест  уточняет мысль, оживляет ее,  в  сочетании  со  словами  усиливает  ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же  время  А.  Ф.  Кони отмечает,  что  не   все   жесты  производят   благоприятное   впечатление. 
 
Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за  ухо,  потирает  кончик носа, поправляет  галстук,  вертит  пуговицу,  то  есть повторяет  какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты. 
 
Механические жесты  отвлекают  внимание  слушателя  от  содержания  речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают  результатом волнения  говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе. 
 
В  зависимости  от  назначения  жесты  подразделяются   на   ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты 
 
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте  за  выступающими по телевидению, посмотрите, как часто  говорящий  в  такт  речи  размахивает рукой. 
 
Ритмические  жесты  подчеркивают  логическое   ударение,   замедление   и ускорение речи, место пауз, то  есть  то,  что  обычно  передает  интонация. Произнесите, например, пословицы: Говорит, что воду цедит; Строчит,  как  из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами. 
 
Произнося первую пословицу,  мы  делаем  несколько  замедленное  движение рукой в правую сторону. При этом  и  гласные  звуки произносятся  несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные  движения  ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. 
 
Эмоциональные жесты 
 
Речь  наша  часто  бывает  эмоциональной.  Волнение   радость,   восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение,  растерянность, замешательство  — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но  и  в  жестах. 
 
Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств,  называются  эмоциональными. 
 
Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку  такие  жесты стали общезначимыми. Например:  бить  себя  в  грудь, стукнуть  кулаком  по столу, хлопнуть  себя по лбу, повернуться спиной, пожать  плечами,  развести руками, указать на дверь. 
 
Указательные жесты 
 
Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без  жеста? Ответ  будет  один: «Нельзя!» В  таких  ситуациях  требуется  указательный  жест.  Им  говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных,  показывает  место  —  рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди,  через одного. 
 
Указать можно взглядом,  кивком  головы,  рукой,  пальцем  (указательным, большим), ногой, поворотом тела. 
 
Некоторые  указательные  жесты  имеют  условный  характер.   Так,   когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: «У него  тут (жест) ничего нет», то понятно, речь  идет  о  бессердечном,  бесчувственном человеке. 
 
Бывают  случаи,  когда  расшифровка  жеста  определяется  ситуацией.  Вот несколько примеров: 
 
Идет лекция.  Один  из  слушателей,  поймав  взгляд  другого,  показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает?  Он хочет узнать, который час. 
 
Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак,  но  жест  уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию». 
 
Наконец,  этот  же  жест  может  означать:  «Поторопись!  Настало   время уходить». 
 
Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких,  необходимых случаях, когда есть  предмет  (или  наглядное  пособие), на  который  можно указать. 
 
Изобразительные жесты 
 
А теперь проведем  эксперимент.  Задайте  тому,  кто  находится  сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и  рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая  (делается  вращательное движение правой рукой  по  вертикали). А  рябь…  (волнообразное  движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и  сколько  угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись,  хотя  уж  и не так сложно дать словарную дефиницию  (толкование):  винтовая  лестница  — лестница, идущая спиралью, винтообразно;  рябь  —  незначительное  колебание водной поверхности, а также  легкие  волны  от  такого колебания.  Но  жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и  отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным. 
 
Изобразительные жесты появляются в случаях:  
 
— если не  хватает  слов,  чтобы полностью передать представление;  
 
—  если  одних  слов  недостаточно  по  каким-либо  причинам  (повышенная эмоциональность говорящего не владение  собой, несобранность,  нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); 
 
— если необходимо  усилить  впечатление  и  воздействовать  на  слушателя дополнительно и наглядно. 
 
Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов. 
 
Символические жесты 
 
Вы, несомненно,  не  один  раз  были  в  театре,  на  концерте,  смотрели выступление  актеров  по  телевидению.  Вспомните,  как  они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый  жест  —  поклоны, как символ благодарности за теплый прием,  за  аплодисменты.  Или,  стоя  на авансцене, актер широко разводит руки в стороны,  как  бы  заключая  в  свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку  (руки)  прижимают к груди и низко кланяются.  Этот  жест  символизирует  сердечное отношение, любовь актера к зрителям. 
 
Другая картина. Передача КВН.  Ведущий  Александр  Маслюков  представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к  сидящим  в  зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх,  соединяет  ладони  и покачивает руками;  третий кланяется;  четвертый  приветливо  машет  рукой. 
 
Такие жесты условны и называются они символическими. 
 
Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные  за  голову,  выражают превосходство. Руки в боки — символ непокорности. Обхватить руками голову  — признак неприятности или беды. 
 
Символический жест нередко бывает характерен для ряда  типовых  ситуаций. 
 
Так, существует  жест  предельности  (категоричности)  —  сабельная  отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не  соглашусь;  Никто не знал; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом. 
 
Жест интенсивности — рука сжимается в кулак  (вариант:  два  кулака).  Он используется, когда говорят: Он очень упорный;  Какая  она упрямая;  В  нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно. 
 
Известен также жест отказа, отрицания — отталкивающие движения рукой  или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения:  Нет,  нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду? 
 
Жест противопоставления, антонимичности — кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые  и  старые; Нечего  туда  —  сюда ходить; Одно окно на север, другое на  юг.  Годятся  скамейки  и  большие  и маленькие. 
 
Жест разъединения, расподобления — ладони раскрываются, «разъезжаются»  в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо  различать;  Мы  это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались. 
 
Жест объединения, сложения, суммы  —  пальцы  соединяются  в  щепоть  или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень они  подходят  друг  к другу; Мы с вами умеем  находить  контакты;  А  если  вместе  это  положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можем победить. 
2.3.       Движения 
Чем свободнее кажется игра движений, чем мягче и  «круглее»  отдельные движения  переходят  одно  в  другое,  тем  теснее  взаимосвязь с   ритмом. 
 
Напряженность и расслабленность сменяют друг друга.  Ритм  –  это  природное движение жизни и вегетативное собственное движение. 
 
Чем меньше  те  или  иные  движения  связаны  какой-либо  определенной 
 
целью, тем они ритмичнее. Таким  образом  ритм  и  расслабленность  являются 
 
элементами, которые взаимосвязаны друг с другом  и  влияют  друг  на  друга. 
 
Ритмичность служит для душевного расслабления,  для  возникновения  ощущения того, что вам хорошо, и способствует фантазии. И в тех  случаях,  когда  мы наблюдаем  за  ритмично  протекающими  процессами,  например  за  отливом  и приливом моря, у нас возникают чувства, связанные с ритмом. 
 
Потирание  рук,  хождение  туда-сюда,  раскачивание   верхней   части туловища –  все  это  ритмичные  движения,  к  которым  мы сознательно  или бессознательно  прибегаем  для  того,  чтобы  успокоится.  Улучшается   даже производительность труда, если  работу можно  организовать  в  определенном ритме. Чем быстрее ритм, тем быстрее нарастает возбуждение. 
 
Такт. В живой природе такт в чистом виде не наблюдается.  Такт  возник лишь  благодаря  изменяющему  рассудку  и  регулирующей воли.   Поэтому   в человеческом  поведении  такт  проявляется  только  в  тех  случаях,   когда происходит  подражание  механическим процессам,  например  при   выполнении гимнастических упражнений и в особенности при строевом шаге на параде.  Такт четко ограничивает каждое отдельно взятое упражнение. 
 
Размеренный ритм. Если мы во время расслабленной (ритмичной)  прогулки вдруг ставим перед собой ту или иную цель,  то  наша походка  меняется.  Мы «приобретаем»  такт  и  начинаем  демонстрировать   определенное   поведение (манеру держаться). Такт позволяет как бы  осознать  ритм.  Это  очевидно  в музыке, например, при игре на фортепьяно, и в танце. 
 
Нарушение ритма  в  такт.  Если  мы  лишены  душевного  спокойствия  и нерешительны, то тогда наше поведение и не ритмично, и  не подразделено  на такты.   Наступает   психический   сбой.   Речь    становится    растянутой, неопределенной  и  заикающейся,  движения лихорадочно  неконтролируемы.  Мы становимся  жертвой  переоцененной  идеи,  с  которой  мы  никак  не   можем справиться. 
2.4.       Зоны 
 
2.4.1.Зоны дистанций 
 
Размеры   личной   пространственной   территории   человека   средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо  от  того, проживает ли он в Америке, России, Англии или Австралии. Ее можно  разделить на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны). 
 
1. Интимная зона (от 15 до 46 см) 
 
Из всех зон эта самая  главная,  поскольку  именно  эту  зону  человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть  в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном  контакте  с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и  родственники. 
 
В этой  зоне  имеется  еще  подзона  радиусом  в  15  см,  в  которую  можно проникнуть только  посредством  физического  контакта.  Это сверх  интимная зона. 
 
2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра) 
 
Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда  мы  находимся  на коктейль - вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и  дружеских вечеринках. 
 
3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров) 
 
На таком  расстоянии  мы  держимся  от  посторонних  людей,  например, водопроводчика или плотника, пришедшего  заняться ремонтом  в  вашем  доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не  очень  хорошо знаем. 
 
4. Общественная зона (более 3,6 метра) 
 
Когда мы адресуемся к большой группе людей, то  удобнее  всего  стоять именно на этом расстоянии от аудитории. 
2.4.2.   Запретные зоны 
 
Самые интимные участки тела и пространства человека  являются  сферами “табу”. Доступ и прикосновение  к  ним  находятся  под запретом.  Свободный доступ ко всем зонам имеют влюбленные пары  и  родители  в  отношении  своих маленьких детей. Большинство запретных  зон  расположено  вблизи  признаков половой принадлежности и чем дальше  те  или  иные  части  тела  удалены  от половых органов, тем меньше их табуирование. 
 
Например, матери  всегда  могут  поглаживать  дочерей  по  волосам,  а сыновья уже довольно  рано  начинают  противиться  этому. Объяснение  можно найти в том, что  мальчишки  считают  “поглаживание  по  волосам”  девчачьим жестом. Они не хотят  испытывать на  себе  это  заботливое  поведение,  это прихорашивание,  потому  что  не  хотят   выглядеть   как   девочки.   Такие прикосновения ассоциируются с “наведением красоты”, что в  детстве  мать  не раз и проделывала с детьми. 
 
Запретными участками являются, например,  туалеты,  ванные  комнаты  и отчасти спальни. Кроме того, табу может быть “наложено” на любое  помещение и на любой предмет. Например, рабочий кабинет, куда  никому  не  разрешается входить, талисман, к которому никому нельзя прикасаться,  или  личные  вещи: курительная трубка, музыкальные инструменты и т.д. 
2.5.          Раздражители и реакции 
2.5.1.   Раздражители 
 
Раздражители могут пробуждать в нас те или иные  пережитые  события  и чувства. Тот или иной настрой определяет вид реакции. Находясь  в  приятной компании, мы реагируем на раздражитель иначе, чем если  бы  мы  оказались  в напряженной обстановке. Наше чувство, возникающее в ответ  на  раздражитель, складывается из двух компонентов: настроения  и  движущей  силы.  Следствием движущей силы является то, что наше настроение проявляется в  том  или  ином движении. Из всего этого  мы  можем  заключить следующее:  душевные  порывы тесно связаны с физическими движениями. 
 
По своему содержанию физические движения соответствуют лежащему  в  их основе  чувству  и  имеющейся   двигательной   силе.  Физические   движения направлены к цели психических переживаний. 
 
В зависимости от силы чувства  или  от  двигательной  силы  физическое проявление этого может  быть  более  конкретным,  более сильным  или  более продолжительным. Для выражения наших психических структур мы  бессознательно используем аналогии и символы. 
 
При  возникновении  определенного  чувства  соответствующие   нервные центры  начинают  проявлять  активность,  вызывая   тем  самым   активность связанных с ними групп  мускулов.  Например,  на  яркий  солнечный  свет  мы спонтанно реагируем сужением век и сведением бровей. В этом случае мы  имеем дело с непосредственной реакцией. Такое же поведение  мы  демонстрируем  как опосредованную реакцию в том случае, если мы хотим рассмотреть  какой-нибудь предмет или если мы хотим припомнить что-то, происшедшее  много  лет  назад. Основополагающим для обеих ситуаций является желание  сконцентрироваться.  В первом случае – желание  разглядеть  что-либо  против  слепящего  солнечного света, во втором – вообще что-нибудь  увидеть.  При  второй, опосредованной реакции отсутствовал имевшийся в первом случае повод, но выражавшееся  таким образом желание было идентичным первому. 
 
Без  раздражителя  не  бывает  никаких  реакций.  Мы  лишь  различаем, поступают ли раздражители извне (от окружения) или изнутри (от  нас  самих). Наряду с группой поведенческих раздражителей  нам  известна  также  обширная группа статистических.  Сюда относятся  все  признаки  внешности.  Подобные признаки внешности могут быть подлинными  или  искусственными.  К  подлинным признакам  относятся  органически   данные   признаки   живых   существ.   К искусственным признакам относятся все изменения, которые  предпринимаются  с целью  вуалирования  или  введения   в   заблуждение   (косметика,   одежда, прическа). 
2.5.2.   Реакции 
 
Под реакциями мы понимаем обратные действия, контрудар  или  ответ  на раздражитель, т.е. реакции представляют собой вызванный раздражителем  образ действий. Они противостоят  спонтанным  действиям,  возможным  «невызванным» действиям живых существ, например рефлекторным или инстинктивным движениям. 
 
Определенные физические или психофизические реакции,  в  том  числе  в форме  предпочитаемых  вегетативных  и  мимических выразительных   явлений, сверхчувствительности,    психомоторных    особенностей,    часто     бывают врожденными.  Остальные способы  реагирования  разучиваются.   Исследования психологии обучения  свидетельствуют  о  том,  что  в  результате  жизненных процессов какой-либо определенный  раздражитель  постепенно  превращается  в пусковой элемент определенной реакции. 
 
Мы  различаем  следующие  специфические   возможности   реагирования: спасаться  бегством,  бороться,  прятаться,   звать   на  помощь,   унимать нападающего,  подчиниться  или  соответственно  сдаться.  Параллельно  и   в сочетании с ними, а также в зависимости от личностных критериев возникают  и другие реакции. 
 
Примитивная реакция или действие. Если раздражитель  как  бы  в  обход личности в целом приводит к появлению реакции, то в таком случае  мы  имеем дело с неспецифичным  поведением.  Примитивные  реакции  могут  приводить  к «проявлению»  подсознательных механизмов.  В   случае   взрывных   реакций, являющихся   одним   из   вариантов   примитивных   реакций,   эмоциональное сверхнапряжение  достигается   за   счет   помрачения   сознания.   Разрядка внутренней напряженности при такой форме реакции может приводить  к  слепому бегству прочь, к  крушению  всего  вокруг  себя,  конвульсиям  и  сумеречным состояниям, часто с последующей амнезией, к одержимости той или  иной  идеей и т.д. 
 
К  группе  примитивных  реакций  относятся   и   рефлекс   замирания, оцепенение от ужаса (также потеря сознания). В этом случае мы имеем  дело  с пассивными реакциями. 
 
Активной примитивной реакцией является, к  примеру,  ураган  движений, когда  активная  самозащита  протекает  бесконтрольно.  Две противоположные манеры  поведения  –  рефлекс  замирания  и  ураган  движений   –   являются выражением психики, не способной к оказанию  сильного  сопротивления.  Часто одна  реакция  переходит  в  другую.  После   оцепенения   часто   возникает торопливая деятельность (плач, всхлипывания, бегство прочь).  При  известных обстоятельствах  кратковременное   состояние   физической  слабости   может способствовать возникновению примитивных реакций. 
 
Личностная  реакция.  В  этом  случае  раздражитель  перерабатывается интрапсихически. Реакция соответствует всей личности в целом и  представляет собой специфичный для всей личности ответ. 
 
Неадекватная реакция. Реакция  является  неадекватной  в  том  случае, если она не соответствует причинности происходящего  или даже  противоречит ей. Поведение или реакция могут быть неадекватными как по  качеству,  так  и по количеству. 
 
Ужас. При этом виде примитивной реакции непроизвольно возникают как  реакция на неожиданно возникающие  душевные потрясения  психомоторные  чередования.  
 
Такие реакции вызываются факторами внезапности(раздражителями) Паника.  Паника  возникает  тогда,  когда   в   коллективе   по  прошествии определенного периода достигается готовность к  панике.  Накопившийся  страх неожиданно  выплескивается  наружу  в виде  паники  и  приводит  к   страху обдуманных действий. В  такой  ситуации  срабатывают  автоматизмы,  например рефлекс бегства и ураган движений. Наступает слепота  относительно  реальных возможностей  для  спасения.  В  большинстве  случаев   панические  реакции завершаются истощением охваченного ими человека. Истерия.   Истеричные   люди   преобразуют   психические   (травматические) повреждения раннего детства в физические симптомы и страдания. Используемое при этом вытеснение представляет собой процесс  мнимого  забывания,  которое происходит хоть и преднамеренно,  но  бессознательно.  За  счет  этого  сбоя прежние сознательные переживания становятся бессознательными. 
 
Конверсивные  реакции.  Подобные   реакции   в   виде   выразительной жестикуляции или демонстративных действий  служат  для привлечения  к  себе внимания взрослых (и других людей). 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. 
 
Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.  
 
Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.  
 
Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.  
 
Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами (например: с помощью Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом - ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения. 
 
 
 
 

 

 

Список используемой литературы 
1.                             Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение., Рюкле Хорст.   –  М. : Интерэксперт: Инфра – М, 1996.  
 
2.                              Язык  телодвижений:  как  читать  мысли  других  людей  по  их жестам., Пиз Аллан.  – М. : Ай – Кью, 1995.  
 
3.                              Психология делового общения, Г.В.Бороздина. – М.: ИНФРА – М, 2000 г. 
 
4.                              Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М.,1997. 
 
5.                              Язык телодвижений. Как  читать мысли других по их жестам, Аллан Пиз - г. Новгород, «Ай Кью», 1992г. 
 
6.                              Настольная книг практического психолога, Е.И. Рогов, том 1, Владос, М.  2002г. 
 
7.                              Настольная книг практического психолога, Е.И. Рогов, том 2, Владос, М.  2002г. 
 
8.                              Культура и искусство речи, Л.А. Введенский, Л.Г. Павлова - Ростов-на-дону. Издательство «Феникс». 1998 г. 
 
 
Словарь терминов, использованных в работе 
 
Вуалирование (вуалировать) – это преднамеренно делать неясным, затемнять истинное положение вещей/ скрывать правду. 
Аутентичность – это подлинность, достоверность. 
Конгруэнтность – это процесс  безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей. 
Противопоставление – это способ внушения, или содействия внушению, основанный на использовании уравновешивающего свойства речи. 
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. 
Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания. 
Мотив – это одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. 
Потребность – это состояние недостатка в человека, состояние, стимулирующее деятельность,  направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. 
Процесс – это последовательная система состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. 
Результат – это конкретная желаемая цель, основанная на чувственном восприятии. 
Оратор – это лицо выступающее с речью.


Информация о работе Невербальные средства оратора