Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:03, курсовая работа
Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.
Введение……………………………………………………………………. 3
1 История возникновения ораторской речи………………………………… 6
2 Свойства ораторской речи…………………………………………………. 7
3 Выразительные средства ораторской речи……………………………….. 9
4 Структура ораторской речи………………………………………………... 14
5 Требования к облику оратора……………………………………………… 17
6 Контакт оратора со слушателями………………………………………… 19
7 Особенности аудитории…………………………………………………… 22
8 Форма изложения материала……………………………………………… 25
Заключение…………………………………………………………………. 28
Список используемых источников………………………………………… 30
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Тульский государственный
Кафедра
«Туризм и индустрия
Курсовая работа
по дисциплине «Речевые коммуникации»
на тему:
«Оратор
и слушатели»
Выполнила:
студентка гр.930381
Проверила:
к.т.н., зав. Кафедрой
Тула, 2009
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 | История возникновения ораторской речи………………………………… | 6 |
2 | Свойства ораторской речи…………………………………………………. | 7 |
3 | Выразительные средства ораторской речи……………………………….. | 9 |
4 | Структура ораторской речи………………………………………………... | 14 |
5 | Требования к облику оратора……………………………………………… | 17 |
6 | Контакт оратора со слушателями………………………………………… | 19 |
7 | Особенности аудитории…………………………………………………… | 22 |
8 | Форма изложения материала……………………………………………… | 25 |
Заключение…………………………………………………… |
28 | |
Список используемых источников………………………………………… | 30 |
Введение
«Обычно
слушатели относятся к оратору
даже лучше, чем он заслуживает, и они
благодарны
и обрадованы уже тем, что
говорит хоть сколько-нибудь разумно»
Проявления
естественной ораторской способности
часто встречаются в
Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.
Оратор (лат. «oro» – «говорю») – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия и/или владеющий ораторским искусством – обращается с людьми непосредственно [3]. Это позволяет оратору быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей [2].
Сейчас многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения мастерства, конечно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, глубоко анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику.
Хороший оратор не поучает, подняв палец. Напротив, он действует как дружески настроенный советчик. Хороший оратор должен быть специалистом в своей области, а не строить из себя специалиста. То и дело мы убеждаемся в том, что узкий специалист не видит взаимосвязей, а лишь свою специальную область. Но существенно, что слушатель постигает более обширные взаимосвязи, выходящие за пределы отдельных явлений.
Само собой разумеется, оратор уважает своих слушателей. Разве не следует быть благодарным людям, если они пришли только затем, чтобы выслушать Вас? Правильное выступление оратора можно лучше всего описать словами: уверенное и вместе с тем скромное, увлеченное и вместе с тем сдержанное. Быть заносчивым просто глупо. Ничто не раздражает слушателей больше, чем это. (Только в дебатах при случае нужно бить высокомерие его собственным оружием!). Обычно же подходит изречение Вильгельма Буша: «Как мал тот, кого сравнят с его высокомерием».
В любой речи проявляется индивидуальность оратора. Как оратору Вам необходимо внимание и доверие слушателей. Слушатель тонко чувствует, стоит ли докладчик за его высказываниями целиком и полностью. Основой любой ответственной речи является честность. Ваша задача – вызвать у слушателя чувство симпатии, а речь должна «трогать за живое». Удастся ли это Вам, зависит не только от того, что Вы скажете, но и как Вы выступите, какое впечатление Вы произведете на слушателя.
Пусть
Ваш внешний вид (как и настрой) будет
свежими, а Ваше состояние – собранным
и напряженным, но ни в коем случае не спазматическим.
Самые хорошие речи не удаются утомленному,
усталому оратору.
1. История возникновения ораторского искусства
Значительная
роль публичного оратора возможна обычно
лишь в демократическом обществе,
где возможности умелого
Однако с появлением христианства – проповедующей религии – ситуация меняется. И для поздней античности, и для Средних веков, и для раннего Нового времени религиозный проповедник – фигура, по влиятельности сопоставимая с королём или князем церкви.
В эпоху Возрождения опять, как и в поздней античности, возрастает значение эстетической составляющей ораторского искусства. Типичная фигура эпохи – придворный оратор, сочининитель панегириков (как разновидность придворного литератора).
В эпоху Реформации и Контрреформации опять приобретают вес проповедники.
В Новое время, с переходом к демократическому типу государственного устройства, опять главным типом политика становится политический оратор, главным типом юриста – судебный оратор.
Лишь вторая половина XX века, с её ориентацией на визуальную культуру, теснит оратора из политической сферы.
2. Свойства ораторской речи
Ораторская речь – это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения [3]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.
Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер. Как и всякая другая речь, ораторская речь состоит из нескольких частей. То, как должны соотноситься между собой эти формообразующие части (вступление, изложение, заключение и др.), объясняет наука риторика.
Главное значение для ораторской речи имеет не её форма, хотя и это важно, а то, что оратор вкладывает в свою речь – ее содержание (цель) и внутренняя энергия слова, исходящая от личности оратора. Цель ораторской речи – не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационной характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.
Между
психикой и голосовым аппаратом
человека существует прямая взаимосвязь.
Если мысли и чувства, которые желает озвучить
оратор, будут слабыми, неясными, робким
или неопределёнными, то и речь его будет
такая же. Речевой аппарат будет работать
неполноценно. Признаками такой неправильной
работы являются прерывистое и поверхностное
дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция
и ложная интонация. Для того чтобы привести
речевой механизм в полную «боевую готовность»
необходимы яркие, живые мысли и готовность
оратора ими поделиться. По мнению Поля
Сопера, главная задача оратора – иметь,
что сказать, и иметь глубокую потребность
выразить это [6].
3. Выразительные средства ораторской речи.
Сделать
речь яркой и выразительной оратору
помогают специальные художественные
приёмы, изобретательные и
Тропы – это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространёнными видами тропа являются сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории, олицетворения, перифразы, синекдохи. Они делают речь оратора зримой, осязаемой, конкретной. А это помогает лучше воспринимать речь – наш слух оказывается как бы зримым.
Метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т.д.
Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать представить событие или явление. Качество ораторской речи может снизить однообразие метафор, использование шаблонных метафор, потерявших свою выразительность и эмоциональность, также чрезмерное их изобилие.