Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:06, контрольная работа
Что такое ораторское искусство? Кого назвать оратором? Любой ли человек, выступающий с трибуны с публичной речью или читающий лекцию, - оратор? Что подразумевается под "теорией ораторского искусства"?
Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории.
Необходимо ли категорически запретить всем читать текст, кроме докладов, где заключена коллективная мысль? Невольно возникает вопрос, а кто должен запретить читать текст речи с листа?
Обратимся к методической литературе. Ни один из авторов не рекомендует читать текст по написанному. Более того, психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17%.
Вопрос "Читать или говорить? " - один из вечных вопросов истории ораторского искусства.
Традиция написания и
чтения с листа ораторских речей
родилась задолго до наших дней.
Так, с конца V века до н.э. в Афинах
появились логографы, т.е. составители
речей для выступления
Самым знаменитым логографом Древней Греции был Лисий, который сочинял речи для участников многочисленных в Афинах судебных процессов.
Во Франции в XVIII веке считалось неприличным выходить на кафедру без заранее написанной речи. Текст речи обязательно читался. Таков был обычай.
А вот Петр I в 1720 году издал Указ № 740, который гласил:
Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была.
Издавая этот указ, великий
государь преследовал, по-видимому, свои
цели, но вольно или невольно документ
подчеркивал действенность
Интересное сравнение
использовал лауреат
Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле.
Вопрос "Читать или говорить? " влечет за собой еще целый ряд вопросов.
Первый вопрос: "Чей текст читать? "
Обратимся к истории. Известно, что крупнейший русский историк профессор В.О. Ключевский называл свои лекции просто "чтением", и он, действительно, читал их по своим записям, читал медленно, тихо, спокойно. Но это были им сотворенные, им найденные, им продуманные тексты. "Властителем гибкого и покорного слова" назвал его А.Ф. Кони. Чтобы занять место в аудитории на лекции Ключевского, студенты вынуждены были отсиживать две-три предыдущие пары.
Другой известный русский историк профессор Т.Н. Грановский тщательно готовился к своим лекциям, но по записям никогда не читал. Писал он мало, и написанное, как оно ни драгоценно, не может дать нам полного представления о его ораторском мастерстве. Это был лектор-импровизатор.
Названные ораторы сами создавали
тексты выступлений, выражали свои мысли,
высказывали собственные
К сожалению, в жизни приходится сталкивать с ораторами, которые просто озвучивают чужие тексты.
Об этой укоренившейся вредной практике пишет в своем романе "Белый свет" С. Бабаевский. Алексей Фомич Холмов, главный герой романа, вспоминает, как в первые годы своей работы он просиживал ночи, так как дни были заняты, чтобы написать речь или статью в газету. И какие это были замечательные статьи! А речи получались ершистые, задиристые. Тогда и на ум молодому Холмову не могло прийти, что кто-то сможет написать для него речь. Сам писал, сам говорил, где по писаному, а где и без писаного.
А потом как-то повелось, что писать стали другие. Для него писал Чижов. Находились такие товарищи, которые с трибуны читали то, что перед выступлением видели впервые. Поэтому не очень опытный трибун заикался, сбивался со слов, путал фразы. Холмову запомнился анекдотичный случай. Одному доверчивому оратору какой-то смельчак ради шутки подложил в папку не те листы. В нужных листах речь шла об улучшении заготовки кормов, а в тех, подложенных, излагались какие-то советы по женским модам. Оратор осрамился.
Второй вопрос: "Как читать свой или чужой текст? "
В книге профессора Парижского университета А. Олара "Ораторы революции", изданной в Москве в 1907 г., есть интересное описание ораторской манеры выступлений Мирабо, деятеля Великой французской революции. Приведем отрывок из этой книги:
... действие занимало крупное
место в красноречии Мирабо. Он
был замечательным,
Этот пример красноречиво свидетельствует, какое огромное значение в ораторской практике имеет умелое произнесение речи.
Установление контакта, овладение
вниманием аудитории
Заключение
В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.
Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение - важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда-публичное исполнение - был пройден успешно.
Надо уметь завладеть
своими чувствами и быстро подавить
в себе сомнения, а тем более
чувство страха. Начав речь спокойно,
нужно уметь не только ясно излагать
свои мысли, но и видеть, чувствовать
аудиторию, если она даже многолюдна.
Через пять-шесть минут после
начала речи опытный оратор безошибочно
определит, как настроились слушатели,
и действует соответственно этому
настроению. Все дело в том, чтобы
уметь поддерживать внимание собравшихся
до конца речи, поддерживать тактично
и незаметно для самих
Необходимо уметь подавить неизбежно возникающее всякий раз желание сказать слушателям как можно больше. Во-первых, само время ораторского выступления не позволяет объять необъятное. Во-вторых, приходится считаться с механизмом слушательского восприятия, в частности, с возможностью восприятия и усвоения определенного объема информации и знания. Вот почему опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогда не стремится, если можно сказать, "выговориться" по данной теме до конца. Он всегда оставляет кое-что "про запас", и хорошо, когда слушатели чувствуют или догадываются, что говорящий мог бы выступать по освещенной теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая новый подход к ней, раскрывая новые ее грани.
Библиографический список
1. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - 160с.
2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002. - 544с.
3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.
4. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.
5. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992. - 446