Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:53, реферат

Описание

Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика - учение об ораторском искусстве, - теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИЧНЫЕ РИТОРИКИ 4
2. ТЕОРИЯ КРАСНОРЕЧИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И
В НОВОЕ ВРЕМЯ 14
3. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Ораторское искусство.docx

— 41.50 Кб (Скачать документ)

Под влиянием греческой риторики стало развиваться  красноречие в Древнем Риме. В III в. до н. э. начинается процесс эллинизации римской культуры - заимствование культурных достоинств Древней Греции. Он постепенно охватил все сферы жизни, в том числе и риторику.

Ораторское  искусство в Древнем Риме обладало огромной движущей силой. По свидетельству  Цицерона, чье имя еще в древности  стало нарицательным для оратора, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога. "Есть два искусства, которые  могут поставить человека на самую  высокую ступень почета: одно - искусство  полководца, другое - искусство хорошего оратора"1 Республиканский Рим  решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где практически мог  выступить каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым  условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством.

Интенсивная общественная жизнь в Риме времен республики как нельзя более способствовала развитию ораторского искусства, а  относительная свобода слова - его  широкому распространению, так что  красноречие в эту эпоху имело  форму, доступную большинству, и  носило, до известной степени, народный характер. Но с гибелью республики пришло в упадок и римское классическое красноречие. Вершиной развития ораторского  искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона - одного из самых выдающихся ораторов мира. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) - видный теоретик красноречия. Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах - "Об ораторе", "Брут", "Оратор". В первой книге он развивает теорию ораторского искусства; во второй представлен идеал оратора, которому стремился Цицерон; в третьей показано историческое развитие ораторского искусства.

Вся сила оратора, считает Цицерон, - в умении подчинить себе своего слушателя. Красноречивым  будет тот, кто на форуме и в  гражданских судебных процессах  будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе слушателей.

Истинный  оратор, полагает Цицерон, "должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью  законоведа, голосом трагика, игрою  такою, как у лучших лицедеев.1

В "Ораторе" формулируются требования, которые  следует соблюдать для того, чтобы  быть совершенным оратором. Первое среди них - широкое образование, эрудиция, знание различных философских  систем, права, теории ораторского искусства. Широкое философское образование - важнейшее необходимое условие  ораторского искусства. При этом наиболее полезными для оратора  являются две философские науки - этика и логика.

Еще один любопытный практический вывод делает Цицерон в трактате "Брут": "...оратор должен владеть двумя основными  достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, а во-вторых, волновать  души слушателей внушительной и действенной  речью; и гораздо важнее бывает воодушевить  судью, чем убедить его".2

К сочетанию  рационального и эмоционального как необходимому условию действенности речи Цицерон возвращается не раз, в различных своих произведениях. Так, в книге "Об ораторе" он пишет, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами, и поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике. Существенное условие успеха оратора, считал Цицерон, - учитывать интересы, особенности аудитории. Критерием эффективности речи и целью красноречия служит одобрение римского народа: "Только тот оратор велик, который кажется великим народу".3

В риторических сочинениях Цицерона содержится много  полезных наставлений для оратора  в области композиции речи, стиля, использования фигур речи и юмора, фонетического оформления речи, артистизма и др.

Важную  роль в развитии античной риторики сыграли труды Марка Фобия. Квинтилиана (36-96 гг. н. э.). Его главное сочинение "Образование оратора" представляет собой свод выводов предшествующих теоретиков красноречия и обобщение своего собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Советы и наставления Квинтилиана не утратили своей актуальности и сегодня: в преобразованном виде их можно найти в большинстве современных учебников красноречия. Таковы, например, рекомендации начинать и кончать речь более сильными аргументами, подкреплять и развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием, а также требование "говорить только о тех вещах, которые знаешь" и др.

Значительно подробнее, чем Цицерон, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логических основах речи и ее украшениях, а также технику красноречия. Трактат " Об образовании оратора" содержит специальные разделы о манере поведения оратора перед слушателями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса. Все эти частные вопросы, полагает Квинтилиан, существенны для обеспечения успеха оратора.

Эпоха Цицерона и Квинтилиана была периодом наивысшего расцвета римского ораторского искусства, но она же явилась одновременно и его конечным пределом. Римское классическое красноречие умерло с гибелью республики: постепенно сошла на нет чисто политическая риторика, сузились возможности судебного ораторского искусства. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.

В средние  века, в эпоху феодализма, классическое красноречие утратило свое влияние  на общественную жизнь. Новый расцвет  риторики наступил лишь во времена  буржуазных революций.

2. ТЕОРИЯ  КРАСНОРЕЧИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА  И В НОВОЕ ВРЕМЯ

Падение рабовладельческой Римской империи  в конце V в. знаменовало собой переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнерства свободных граждан сменяются иерархической субординацией сеньоров и вассалов.

Новая социально-экономическая организация  обусловила существенные изменения  во всех сферах духовной жизни, в том  числе и в риторике.

Господствующим  жанром становится церковное красноречие, главной особенностью которого являются догматизм и схоластика.

Христианская  церковь обратила свое слово ко всем без исключения: и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная  проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения, и одновременно - одним из инструментов политической пропаганды: значительная часть проповедей напрямую соотносилась с идеологическими запросами, утверждая  соответствующие нормы нравственности и социального поведения.

Проповедование  предполагало довольно высокий уровень  ораторского мастерства. На основе проповеди развивается средневековое  ораторское искусство, воспринявшее основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.

Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство  средневековья приобрело и новые  качества. Видоизменения были связаны прежде всего с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной догмы. О чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с другой - привносили в выступление элементы схоластики.

Несколько веков риторики, постоянно обращающейся к верховному авторитету, наложили на нее свой отпечаток, который в  какой-то мере сохраняется и ныне. Отголоски средневековой схоластичности, догматизма, раболепного благоговения перед авторитетом чаще всего  проявляются в неоправданном  обилии цитат и славословий, бездоказательности речи.1

Но даже в жестких религиозных рамках риторика продолжала развиваться, и  немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви.

На поприще  церковного проповедничества выросли  крупные богословские ораторы. Знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) считался идеальным византийским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову и о почитании людей, умевших посредством живой речи воздействовать на слушателей.

Другой  выдающийся оратор средневековья - Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды легли  в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом  становится не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в  средние века - это умение завладеть  чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность  ораторской речи в этот период характеризовалась  именно этими умениями проповедника.

Этот  тип риторики оказал существенное влияние  на культуру всех стран Западной и  Центральной Европы, так как его  распространению способствовало отсутствие языковых барьеров: проповеди читались исключительно на латинском языке.

Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневековая университетская  лекция. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова (лат. lectio - чтение, lector - чтец) прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания. Позже, в XV- XVI вв., с развитием книгопечатания читаемая лекция стала активно вытесняться устной, по сути превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформилась в новый жанр риторики.

"Новое  время" началось западноевропейским  Возрождением, положившим конец  средневековью и уже к началу XVI в. ознаменовавшим новую эпоху  в истории. Оно сменилось затем эпохой Просвещения. Бурный рост культуры во всех областях, развитие светского мировоззрения, постепенно вытеснявшего богословие, - это наиболее характерные признаки эпохи.

В этих условиях красноречие особенно активно  стимулировалось, проникаясь светскими  мотивами и приобретая социально-политическую направленность. Оно вбирало в  себя лучшие достижения античной риторики и одновременно вдохновлялось новыми гуманистическими и демократическими идеалами.

Среди выдающихся ораторов этого времени  следует назвать Яна Гуса (1369-1415), ректора Пражского университета и религиозного проповедника, выступившего против монополии латыни и положившего  начало новому чешскому литературному  языку.

Заметный  вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гёте, Г. Лихтенберг и другие. В их произведениях мы находим много глубоких и тонких мыслей о риторике, полезных советов оратору, точных рекомендаций. Вновь, как и в античные времена, на первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие. Характерно в этой связи эмоциональное восклицание Монтеня: "Долой красноречие, которое привлекает только к себе самому, а не к стоящим за ним вещам!"1.

Вот как  определяет ораторское искусство французский  писатель XVII в. Ж. Лабрюйер: "Красноречие - это дар, позволяющий нам овладевать умом и сердцем собеседника, способность  втолковывать или внушить ему  все, что нам угодно".

Целая программа действий оратора содержится в высказываниях французского физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662), высоко ценившего гармонию содержания и формы публичной речи:

"Красноречие  - это искусство говорить так,  чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда,  но и с удовольствием, и чтобы  захваченные темой и подстрекаемые  самолюбием, они захотели в нее  вникнуть.

Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, только тогда наша речь дойдет до него и его убедит. Поставим себя на место тех, кто нас слушает, и проверим на самих себе, верна ли избранная нами форма, гармонирует ли она с темой, производит ли на собравшихся такое впечатление, что они не в силах ей противостоять. Надо, по возможности, сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного. Форма должна быть изящна, она должна соответствовать содержанию и заключать в себя только необходимое".

Как и  в античных риториках, в трудах по ораторскому искусству эпохи  Возрождения и Просвещения вновь  уделяется серьезное внимание технике  речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике.

Леонардо  да Винчи считал, что "хорошие  ораторы, когда хотят убедить  в чем-нибудь своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся  о таком украшении и кажутся  на своей трибуне деревянными  статуями".

3. ОРАТОРСКОЕ  ИСКУССТВО РОССИИ

Информация о работе Ораторское искусство