Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:06, реферат
После Петровской реформы азбуки вторым наиболее крупным событием истории русского письма была реформа орфографии 1917 года, которая прошла долгий и сложный путь подготовки и осуществления. С 27 декабря 1916 г. По 4 января 1917 г. в Москве проходил первый Всероссийский съезд преподавателей русского языка средней школы. Среди прочих вопросов школьного образования съезд уделил внимание вопросу грамотности.
Очень часто цитата помогает нам подтвердить правильность собственной точки зрения, делает доклад, реферат, курсовую работу весомее и значимее. Но здесь важно соблюсти меру. Это все-таки ваша работа, цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заслонять ее.
Цитата – часть текста, заимствованная из какого-либо произведения без изменений и использованная в другом тексте с указанием на источник, из которого она взята.
В научных текстах обычно применяются два основных вида цитирования:
- прямое – в этом случае дословно повторяется текст из соответствующего источника, причем требуется точно указать страницу, на которой начинается данная цитата;
- косвенное – когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту.
2.2 Общие требования к оформлению цитат
- Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутых авторских положений);
- При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата;
- Цитата обязательно заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком она дана в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания.
- Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысла всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится в месте пропуска.
- Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с указанными выше требованиями.
- Если в приводимой цитате необходимо выделить определенные слова, то сразу после них в скобках следует на это указать, снабдив пояснения своими инициалами, например: (курсив мой. – З. С.), (выделено мною. – З. С.) и т.п.
- При оформлении цитат необходимо следовать правилам употребления знаков препинания в цитируемых текстах.
2.3 Основные правила оформления цитат
Необходимым элементом написания студенческой научной работы является цитирование. Цитаты в умеренных количествах украшают текст и создают впечатление основательности. Но цитирование тоже требует определенных навыков, поскольку на цитируемый источник надо грамотно оформить ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка. Умение правильно, с соблюдением чувства меры, к месту цитировать источники — один из самых необходимых в научной работе навыков.
Наиболее распространенная форма цитаты — прямая. Это означает, что приводимое высказывание из литературного источника оформляется внутри текста по существующим правилам цитирования. Вначале идут слова автора — часть предложения, в которой сообщается, кто и в какой работе, по какому поводу написал то, что процитировано. Эта часть предложения еще относится к собственному тексту. Далее ставится двоеточие, открываются кавычки и с большой буквы приводится целиком авторское высказывание. После того как закроются кавычки, ставится точка. Если цитируемое высказывание представляет собой авторский вопрос или восклицание, вопросительный или восклицательный знак, поставленный автором, остается внутри кавычек. Все знаки препинания внутри цитаты должны в точности воспроизводить авторскую пунктуацию. В тех случаях — в научных текстах довольно редких, — когда стилистические или какие-то другие соображения требуют поставить слова автора после цитаты или в середине цитируемого текста, разорвав его, знаки препинания ставятся согласно существующим правилам. Приведем ряд примеров:
В. Г. Белинский писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно».
«Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия», — указывает великий русский критик.
«Язык, — отмечал А. П. Чехов, — должен быть прост и изящен».
Такой способ цитирования не очень удачен в смысле маневренности, так как не позволяет встраивать цитату в собственное предложение. Если того требует текст, можно начать цитату не с начала предложения автора, а с нужной его части, и эту часть встроить в собственные рассуждения:
Например, по мнению Ш. Эйзенштадта, «организационные структуры и механизмы социального взаимодействия и общественного разделения труда сами по себе не делают человеческое поведение предсказуемым». Или: Рассматривая организационный аспект социального порядка как «механизмы, институциональные формы или процессы, обеспечивающие некоторую предсказуемость во взаимоотношениях людей», Ш. Эйзенштадт тем самым затрагивает в этой связи феномен социальных ожиданий.
В тех случаях, когда непосредственно интересует только часть высказывания автора, которая находится в глубине цитируемого предложения, можно выпустить ненужные подробности, поставив внутри цитаты многоточия. Произвольно сокращая цитату, не обнаруживая сокращения соответствующими знаками, не разрешается.
Если цитируется источник, обязательно нужно на него сослаться. В студенческих работах обычно это делается с помощью подстраничных сносок, хотя вообще практикуется и составление примечаний.
Сноски помещаются внизу той страницы, на которой было осуществлено цитирование, под текстом. В конце цитаты ставится арабская цифра, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице. Этот же номер ставится внизу страницы. Далее называется издание, на которое ссылается автор текста, в таком порядке: фамилия и инициалы автора, точка, полное заглавие книги, точка, тире, краткие выходные данные — как было описано применительно к библиографическому списку, точка, тире, номер страницы, где расположено цитируемое высказывание.
Например:
«В России, как и на Западе, социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках юридической науки и были направлены на приращение научного знания оправе»'.
' Лапаева В. В. Социология права. — М,: Норма, 2000. — С. 18.
Если издание многотомное, то ссылка должна это отражать:
Гегель Г. В. Ф. Соч. — М., 1939. Т. VI. — С. 32.
Ссылка на газетную статью оформляется так:
Кузина С., Смирнова Ю. Солнце разбушевалось// Комсомольская правда. 2001. 3 апр. С.3
Если вам нужно сослаться на статью, опубликованную в журнале, это будет выглядеть так:
СимкинЛ. Правосудие и власть// Новый мир. 1990. № 7. С. 178.
Если на этой же странице работы вы цитируете еще один или несколько источников, сноски должны идти в той же последовательности, что и цитаты в тексте. Когда один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, название и выходные данные приводятся полностью только первый раз, а затем отмечается:
Там же. - С. 52.
Если цитируется источник на иностранном языке, вместо «там же» пишется: «Ibid».
В случае, если приходится снова цитировать ту же книгу на других страницах вашей работы, указывается только фамилия автора, а вместо заглавия ставится: «Указ. соч.» или — для иностранных источников — «Ор. cit.». Например:
Лапаева В. В. Указ. соч. — С.172.
Как уже говорилось, многое зависит от стиля цитирования. Обилие прямых цитат на каждой странице может произвести впечатление несамостоятельности всей работы в целом. Поэтому следует варьировать форму цитирования. Не обязательно оно должно быть прямым. Прямая цитата необходима там, где важно все сказанное автором вплоть до интонационных нюансов и стиля полемики: когда подвергается позиция автора критике и хочется полностью привести наиболее характерные и уязвимые места его произведений, либо анализируется сам текст (например, в литературоведческих и филологических работах), либо используется распространенная цитата в подтверждение собственных высказываний. В иных случаях цитирование вполне может быть косвенным, то есть просто близким к тексту пересказом мыслей автора. Такой пересказ также требует ссылки.
Косвенное цитирование допускает разные варианты оформления. Можно частично ввести ссылку прямо в текст, написав, к примеру, так: «Крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель утверждал, что природа — это инобытие абсолютного понятия». Или: «Диалектический метод в его идеалистическом варианте требовал рассмотрения природы как инобытия абсолютного понятия», — и, сделав подстраничную сноску, сослаться на работы Гегеля. В первом случае подстраничная сноска тоже необходима, но поскольку речь идет о конкретном высказывании Гегеля, нужно указать название работы, номер тома и страницу, где он формулирует эту мысль. Во втором же случае затрагивается уже не какое-то одно высказывание, а вся концепция в целом, и поэтому ссылку нужно начать словами: «См. об этом:» или просто «См.:» и продолжить ее указанием на конкретные работы, тома и страницы. Вообще подобный способ ссылаться практикуется везде, где наблюдается логически неоднозначная связь ссылки с соответствующим местом в тексте.
Если нужно подчеркнуть, что наряду с процитированным источником высказанную вами мысль подтверждают и другие, следует использовать оборот: «См., например:» или «См., в частности:». Если подчеркивается эффект цитирования ссылкой на какие-то еще дополнительные источники, можно, воспользоваться оборотом «См. также:». Когда ссылка направляет читателя к другому источнику для сравнения, практикуется оборот «Ср.:». Когда нужно сослаться на другие источники, более детально освещающие вопрос, который был затронут в тексте лишь в общих чертах, можно написать «Об этом подробнее см.:».
Правильный подбор, распределение в тексте и оформление прямых и косвенных цитат во многом определяет облик текста и общее впечатление, возникающее у рецензента при его чтении.
Список литературы
1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А.
Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2004, − 536с.
2. Колесникова, Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по
развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова. - М: Флинта:
Наука, 2002, − 287с.
3. Виноградова, В.В. Культура Русской речи: учебник для вузов / под ред.
проф. Л.К. Граудина, проф. Е.Н. Ширяева. − М: Норма, 2000, − 549с.
4. Григорьева, Т.М. Русский язык. Орфоэпия. Графика. Орфография. История
и современность / Т.М. Григорьева. - М: Академия, 2004, − 251с.
5. Нестерова. Правила оформления цитат. – Режим доступа
http://www.nesterova.ru/stlife
6. Реформа русской орфографии 1918 года. Материал из Википедии —
Свободной энциклопедии. – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki
16