Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:12, реферат
Ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.
Чем выше умение использования обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, должен быть хорошим актером.
1. Структура публичного выступления. Части (этапы) речи, их функции и задачи оратора. Переходы между частями.
2. Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения.
3. Аргументирующая речь. Планирование и тактика основной части.
4. Информирующая речь, ее разработка и исполнение.
5. Как готовиться к публичному выступлению. Общие рекомендации. Как произносить речь. Мимика и жестикуляция.
Убеждать можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.
Убеждающая речь.
Убеждает в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.
Разновидности убеждающей речи:
–
выступление в научной и
– выступление за круглым столом.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;
– необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);
– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;
– необходимо использовать короткие фразы;
– эффективно индуктивное построение речи;
– психологические доводы эффективнее логических.
Побуждающая речь.
Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!
Разновидности убеждающей речи:
– речь на митинге;
– речь на предвыборном собрании;
– прямой призыв к действию;
– речь-протест.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;
– речь должна приводить аудиторию к согласию;
– должна вызывать интерес;
– должна учитывать, может ли аудитория совершить действие;
– должна завершаться прямым призывом к действию.
Особое место среди агитационных выступлений занимают митинговые выступления.
Цель – эмоционально доказать один тезис и побудить аудиторию к действию.
Разновидности митинговых выступлений:
– выступление с политическим призывом;
– выступление с протестом;
– предвыборные выступления;
– призыв к действию.
Особенности митинговой аудитории.
– многочисленность, следовательно, понижение интеллектуального уровня слушателей (эффект толпы);
– разнородность, поэтому нужно ориентироваться на более низкий уровень;
– неподготовленность, поэтому эффективна индуктивная подача материала;
– сильный механизм заражения: эмоция усиливается в 4 раза;
–
сильная восприимчивость к
– затрудненная реакция на конструктивные предложения, поэтому такая аудитория не думает, не хочет напрягаться, логически рассуждать;
–
высокий уровень внушаемости: аудитория
очень легко верит
Эти
особенности предъявляют
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– решительность изложения;
– повышенная громкость;
– заметная эмоциональность оратора;
– краткость (2–3 мин);
– использование коротких фраз;
– афористичность;
– отстаивание одного тезиса, обсуждение одной проблемы;
– критика иной точки зрения;
– оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);
– практическая направленность, конкретный призыв к действию в простой, ясной для восприятия форме (я призываю вас к...);
– выражение общих интересов: использование позиции «мы» (я выступаю от...; я представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);
– нельзя повторяться, нужно развивать или опровергать мысль того, кто выступал до Вас, ссылаться на предыдущего;
– необходимо говорить о сегодняшнем дне, а не о прошлом;
– конкретно называть недостатки и виновных;
– выявлять причины неблагополучия;
–
позитивная конечная ориентированность:
должен быть ответ на вопрос: «Что делать?».
4. Информирующая речь, ее разработка и исполнение.
Информационная речь — речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Сегодня, однако, следует признать информационную речь одной из самых распространенных в человеческом общении. Собственно коммуникация многими исследователями определяется как передача информации или обмен информацией.
Среди
информационных речей выделяются две
большие смысловые
Таким образом, цель собственно информационной речи — это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности. Причем новым знание может быть субъективно (т. е. новым для данного слушателя — лекция, консультация, объяснение, инструкция и т. п.) и объективно (т. е. новым для всех людей — доклад, отчет, свидетельство и т. п.). Поэтому определим общую для всех информационных речей ситуацию как ситуацию отсутствия (осознанного или неосознанного) у адресата необходимой ему информации, вследствие чего и возникает необходимость в ее передаче.
В конкретных ситуациях цель сообщения информации реализуется в различных задачах, что предполагает разновидности информационной речи — ее жанры: сообщение информации о себе — представление, сообщение информации о предмете или явлении — объяснение, о способах выполнения действия — инструкция, о событиях или фактах — сообщение и т. д.
Цель второй разновидности информационных речей — сообщение своей точки зрения. В этом случае оратор не имеет выраженного намерения повлиять на чувства или убеждения другого человека (это может быть только в сверхзадаче), а хочет рассказать о том, что он думает о ситуации, как относится к положению или как оценивает человека, предмет, обстоятельства. Причем первичные жанры в основном и сводятся к выражению либо своей положительной оценки (согласие, разрешение, одобрение), либо отрицательной оценки (отказ, обвинение, осуждение, предупреждение). Важно обратить внимание, что в отличие от вторичного жанра обвинительной речи первичное обвинение не ставит целью убеждение аудитории, а лишь констатирует наличие некоторого антиобщественного явления. Вторичными в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий. Программная речь предполагает в официальной ситуации собрания сообщение о своем кредо, своем видении ситуации или своем понимании движения общества (организации) вперед. Комментарий представляет собой разъяснение смысла актуального общественно-значимого события. Здесь должны быть освещены причинно-следственные связи между событиями, указаны возможные последствия происходящего и т. п. Характерной чертой комментария является открытая авторская позиция.
Интересной разновидностью информационной речи этого вида является провокационная речь. Провокационная речь — это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации — или известной тому, кто провоцирует, или неизвестной (в этом случае говорят о «выпытывании» информации). Иными словами, в этом случае оратор сообщает об определенном своем отношении к предмету или событию или рассказывает о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи получение от адресата некоторой информации, которую тот в другом случае вряд ли захотел бы сообщить.
Таким
образом, предмет информационной речи
— все многообразие окружающего
мира: люди, вещи, понятия, явления, события,
факты, научные гипотезы и т. п. Тезис информационной
речи — это суждение, предикативная часть
которого содержит новую информацию о
предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует
подумать, что и в какой степени известно
слушателям о предмете. Новизна сообщаемого
должна пробуждать интерес и любознательность,
но при этом быть доступной для понимания
и восприятия.
Интерес
для информационной речи — настолько
важная категория, что о ней следует
сказать особо. Интерес — это
избирательное отношение
Единственный жанр, который не нацелен прямо на непосредственную связь с сегодняшними интересами слушателей — это научно-популярная лекция. Только в нем возможна постановка «вечных» проблем, рассуждение об общих вопросах. Однако и здесь должно быть вступление, которое бы указывало на актуальность и важность рассматриваемой проблемы. Отличие от других жанров состоит в том, что в этом случае речь идет не о личной (или групповой) актуальности для слушателей, а о важности этой проблемы для общества, государства, человечества.
Основной принцип построения информационной речи — последовательное и ясное изложение содержания. Оратор должен стремиться к всестороннему и полному рассмотрению предмета речи.
В любом случае ощущение поступательного движения речи должно быть очевидным для аудитории. Именно поэтому построение подробного плана-конспекта для информационной речи важно как ни для какой другой. При этом логика изложения должна быть совершенно понятна слушателям, а предлагаемый материал — новым и небанальным. Для большинства информационных жанров (особенно это касается деловой речи) именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждение интереса.
Цель речи данной – сообщение сведений, информации аудитории. Результатом должен быть возглас: «Как интересно!». Считается, что это самая простая речь для оратора.
Разновидности информационной речи:
– доклад (научный, деловой);
– монолог учителя;
– лекция;
– отчет;
– сообщение инструкции;
– объявление о предстоящем событии.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– нужно показать нерешенные вопросы;
– не должно быть ничего спорного, неразрешимого;
– речь должна пробудить любознательность;
– дать исчерпывающую информацию;
– должна быть актуальной и интересной для данной аудитории;
– должна содержать много конкретных фактов;
Информация о работе Основы мастерства публичного выступления