Основы мастерства публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:12, реферат

Описание

Ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.
Чем выше умение использования обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, должен быть хорошим актером.

Содержание

1. Структура публичного выступления. Части (этапы) речи, их функции и задачи оратора. Переходы между частями.
2. Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения.
3. Аргументирующая речь. Планирование и тактика основной части.
4. Информирующая речь, ее разработка и исполнение.
5. Как готовиться к публичному выступлению. Общие рекомендации. Как произносить речь. Мимика и жестикуляция.

Работа состоит из  1 файл

Основы мастерства публичного выступления (оратория).doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

    Убеждать  можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.

    Убеждающая  речь.

    Убеждает  в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора  – убедить в правильности тезиса.

    Разновидности убеждающей речи:

    – выступление в научной и политической дискуссиях;

    – выступление за круглым столом.

    Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

    – речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;

    – необходимо избегать эмоциональной  перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);

    – речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;

    – необходимо использовать короткие фразы;

    – эффективно индуктивное построение речи;

    – психологические доводы эффективнее  логических.

    Побуждающая речь.

    Убеждает  в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда  действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает  через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!

    Разновидности убеждающей речи:

    – речь на митинге;

    – речь на предвыборном собрании;

    – прямой призыв к действию;

    – речь-протест.

    Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

    – нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;

    – речь должна приводить аудиторию  к согласию;

    – должна вызывать интерес;

    – должна учитывать, может ли аудитория  совершить действие;

    – должна завершаться прямым призывом к действию.

    Особое место среди агитационных выступлений занимают митинговые выступления.

    Цель  – эмоционально доказать один тезис  и побудить аудиторию к действию.

    Разновидности митинговых выступлений:

    – выступление с политическим призывом;

    – выступление с протестом;

    – предвыборные выступления;

    – призыв к действию.

    Особенности митинговой аудитории.

    – многочисленность, следовательно, понижение  интеллектуального уровня слушателей (эффект толпы);

    – разнородность, поэтому нужно ориентироваться  на более низкий уровень;

    – неподготовленность, поэтому эффективна индуктивная подача материала;

    – сильный механизм заражения: эмоция усиливается в 4 раза;

    – сильная восприимчивость к эмоциональным  призывам: аудитория быстро реагирует  на простые, легко выполнимые, эмоциональные  призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!);

    – затрудненная реакция на конструктивные предложения, поэтому такая аудитория  не думает, не хочет напрягаться, логически  рассуждать;

    – высокий уровень внушаемости: аудитория  очень легко верит односторонней, непроверенной, эмоциональной информации.

    Эти особенности предъявляют высокие  требования к оратору и выступлению.

    Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

    – решительность изложения;

    – повышенная громкость;

    – заметная эмоциональность оратора;

    – краткость (2–3 мин);

    – использование коротких фраз;

    – афористичность;

    – отстаивание одного тезиса, обсуждение одной проблемы;

    – критика иной точки зрения;

    – оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);

    – практическая направленность, конкретный призыв к действию в простой, ясной для восприятия форме (я призываю вас к...);

    – выражение общих интересов: использование  позиции «мы» (я выступаю от...; я  представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);

    – нельзя повторяться, нужно развивать  или опровергать мысль того, кто выступал до Вас, ссылаться на предыдущего;

    – необходимо говорить о сегодняшнем  дне, а не о прошлом;

    – конкретно называть недостатки и  виновных;

    – выявлять причины неблагополучия;

    – позитивная конечная ориентированность: должен быть ответ на вопрос: «Что делать?». 

    4. Информирующая речь, ее разработка  и исполнение.

    Информационная  речь — речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и  явлениях объективного мира.

    Сегодня, однако, следует признать информационную речь одной из самых распространенных в человеческом общении. Собственно коммуникация многими исследователями определяется как передача информации или обмен информацией.

    Среди информационных речей выделяются две  большие смысловые разновидности. К первой относятся речи, имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй — речи, в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения.

    Таким образом, цель собственно информационной речи — это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности. Причем новым знание может быть субъективно (т. е. новым для данного слушателя — лекция, консультация, объяснение, инструкция и т. п.) и объективно (т. е. новым для всех людей — доклад, отчет, свидетельство и т. п.). Поэтому определим общую для всех информационных речей ситуацию как ситуацию отсутствия (осознанного или неосознанного) у адресата необходимой ему информации, вследствие чего и возникает необходимость в ее передаче.

    В конкретных ситуациях цель сообщения  информации реализуется в различных задачах, что предполагает разновидности информационной речи — ее жанры: сообщение информации о себе — представление, сообщение информации о предмете или явлении — объяснение, о способах выполнения действия — инструкция, о событиях или фактах — сообщение и т. д.

    Цель  второй разновидности информационных речей — сообщение своей точки  зрения. В этом случае оратор не имеет  выраженного намерения повлиять на чувства или убеждения другого  человека (это может быть только в сверхзадаче), а хочет рассказать о том, что он думает о ситуации, как относится к положению или как оценивает человека, предмет, обстоятельства. Причем первичные жанры в основном и сводятся к выражению либо своей положительной оценки (согласие, разрешение, одобрение), либо отрицательной оценки (отказ, обвинение, осуждение, предупреждение). Важно обратить внимание, что в отличие от вторичного жанра обвинительной речи первичное обвинение не ставит целью убеждение аудитории, а лишь констатирует наличие некоторого антиобщественного явления. Вторичными в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий. Программная речь предполагает в официальной ситуации собрания сообщение о своем кредо, своем видении ситуации или своем понимании движения общества (организации) вперед. Комментарий представляет собой разъяснение смысла актуального общественно-значимого события. Здесь должны быть освещены причинно-следственные связи между событиями, указаны возможные последствия происходящего и т. п. Характерной чертой комментария является открытая авторская позиция.

    Интересной  разновидностью информационной речи этого  вида является провокационная речь. Провокационная речь — это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой  ответной информации — или известной тому, кто провоцирует, или неизвестной (в этом случае говорят о «выпытывании» информации). Иными словами, в этом случае оратор сообщает об определенном своем отношении к предмету или событию или рассказывает о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи получение от адресата некоторой информации, которую тот в другом случае вряд ли захотел бы сообщить.

    Таким образом, предмет информационной речи — все многообразие окружающего  мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п. Тезис информационной речи — это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует подумать, что и в какой степени известно слушателям о предмете. Новизна сообщаемого должна пробуждать интерес и любознательность, но при этом быть доступной для понимания и восприятия. 

    Интерес для информационной речи — настолько  важная категория, что о ней следует  сказать особо. Интерес — это  избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересная речь — это не столько содержащая занимательные и развлекательные элементы, сколько связанная с насущными проблемами слушателей. Поэтому для информационных речей особенно важно деление на конвенциональные и инициативные. Для конвенциальных информационных жанров развернутое обоснование полезности предлагаемой информации не требуется, поскольку слушатели заранее настроены на нее и имеется запрос на те или иные сведения (академическая лекция, консультация, доклад и т. п.). Напротив, выступление с инициативной информационной речью должно предваряться более или менее пространным вступлением с обоснованием нужности и полезности предлагаемых сведений для слушателей, поскольку именно это явится условием творческого переосмысления информации.

    Единственный  жанр, который не нацелен прямо  на непосредственную связь с сегодняшними интересами слушателей — это научно-популярная лекция. Только в нем возможна постановка «вечных» проблем, рассуждение об общих  вопросах. Однако и здесь должно быть вступление, которое бы указывало на актуальность и важность рассматриваемой проблемы. Отличие от других жанров состоит в том, что в этом случае речь идет не о личной (или групповой) актуальности для слушателей, а о важности этой проблемы для общества, государства, человечества.

    Основной  принцип построения информационной речи — последовательное и ясное  изложение содержания. Оратор должен стремиться к всестороннему и  полному рассмотрению предмета речи.

    В любом случае ощущение поступательного движения речи должно быть очевидным для аудитории. Именно поэтому построение подробного плана-конспекта для информационной речи важно как ни для какой другой. При этом логика изложения должна быть совершенно понятна слушателям, а предлагаемый материал — новым и небанальным. Для большинства информационных жанров (особенно это касается деловой речи) именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждение интереса.

    Цель  речи данной – сообщение сведений, информации аудитории. Результатом  должен быть возглас: «Как интересно!». Считается, что это самая простая  речь для оратора.

    Разновидности информационной речи:

    – доклад (научный, деловой);

    – монолог учителя;

    – лекция;

    – отчет;

    – сообщение инструкции;

    – объявление о предстоящем событии.

    Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

    – нужно показать нерешенные вопросы;

    – не должно быть ничего спорного, неразрешимого;

    – речь должна пробудить любознательность;

    – дать исчерпывающую информацию;

    – должна быть актуальной и интересной для данной аудитории;

    – должна содержать много конкретных фактов;

Информация о работе Основы мастерства публичного выступления