Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:41, реферат
По содержанию своей профессиональной деятельности учитель должен обладать совокупностью таких универсальных качеств, как педагогическая компетентность, социально-экономическая компетентность, высокий уровень профессиональной и общей культуры, а также коммуникативная компетентность.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЯ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ УЧИТЕЛЯ» В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
По содержанию своей профессиональной
деятельности учитель должен обладать
совокупностью таких
Последняя включает в себя развитую литературную устную и письменную речь; владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения [6, с. 7], а также предполагает соблюдение учителем правил культуры речи и речевого этикета.
Культура речи педагога — дисциплина, не только профессионально, но и этически ориентированная: учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.
Культура речи преподавателя
не только служит одним из важнейших
показателей духовного
Однако нельзя забывать ещё
об одной очень важной коммуникативной
компетенций учителя-
В ситуации педагогического общения этикет играет очень важную роль, потому что речь преподавателя не только «главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся» [9, с. 3].
Особенность понятия речевой этикет учителя обусловлена спецификой педагогического речевого общения — задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [9, с. 285]. По мнению Анны константиновны Михальской, речевой этикет учителя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей» [9, с. 283].
Понятие речевой этикет следует отграничивать от понятия языковой культуры, так как это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям» [2, с. 21]. К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания.
Типичными же нарушениями
речевого этикета в речи учителей
являются: использование единиц со
сниженной стилистической окраской;
злоупотребление словами, имеющими
отрицательную эмоционально-
Учителю необходимо следить
за тем, чтобы установить контакт
доброжелательного и
Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения — это то, без чего невозможно полноценное общение вообще и педагогическое общение в частности. Особенно это актуально в связи с переходом к ФГОС второго поколения, когда основным результатом образования становится воспитание самостоятельной, инициативной, владеющей навыками сотрудничества и речевой деятельности личности. Педагог, который не выполняет правила речевого этикета, не сможет справится с этой задачей. Самоуважение, самооценка, умение слушать и слышать собеседника, способность взять на себя ответственность за свои слова и поступки — это то, чему можно научить только собственным примером.
В ситуации перехода системы
образования на новые образовательные
стандарты соблюдение правил речевого
этикета учителями наиболее актуально.
Ведь теперь учитель должен не просто
дать ребёнку готовые знания, а
научить его самостоятельно добывать
их. И задача педагога — создать
необходимые психологические
Но из всего сказанного
было бы неверно сделать вывод
о том, что речевой этикет предполагает
только похвалу и поощрение
Резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у человека обиду [7, с. 35]. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения.
Большое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становиться системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.
К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета.
Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье в первую очередь самих учителей. По результатам проведенных исследований 50 % педагогов испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями [10, с. 48].
Соблюдение правил речевого
этикета со стороны учителя очень
важно не только в учебной аудитории.
«Речевой день» [8, с. 35] педагога включает
в себя общение профессионального
характера с работниками
В этом случае, говоря о проблеме речевого этикета учителя, следует опираться на общие работы по речевому и деловому этикету [1; 3—5; 11; 16]. Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Оценки речевого поведения должны быть определенными: этикетно — неэтикетно, уважительно — неуважительно.
Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи. Это тем более актуально в современных условиях в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешными.
Список литературы:
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Москва, 1983. — 184 с.
Васильева А.Н. Основы культуры речи Москва, 1990. — 248 с.
Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996. — 282 с.
Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978. — 120 с.
Данкел Ж. Деловой этикет. Ростов-на-Дону, 1997. — 320 с.
Жураковский В., Приходько В, Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра// Высшее образование в России. Ростов-на-Дону, 2000. — № 3. — 160 с.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. СПб, 1998. — 768 с.
Ладыженская Т.А. Живое слово. М., 1986. — 190 с.
Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998. — 431 с.
Педагогика
и психология высшей школы. Под. Ред.
М.В. Булановой-Топорковой.Ростов-
Поваляева М.А. Деловое общение. Ростов-на-Дону, 2006. — 222 с.
Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали. //Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990. — 289 с.
Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982. — 192 с.