Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:15, реферат
Что нужно для эффектного и яркого выступления? Тщательно продумать речь и отрепетировать ее? Да, но только этого мало. Люди хотят хлеба и зрелищ, поэтому публичное выступление - это, в первую очередь, шоу, в котором важно заботиться не только о том, ЧТО говорить, но и КАК.
Первые минуты выступления – формирование первого впечатления
Что нужно для эффектного и яркого выступления? Тщательно продумать речь и отрепетировать ее? Да, но только этого мало. Люди хотят хлеба и зрелищ, поэтому публичное выступление - это, в первую очередь, шоу, в котором важно заботиться не только о том, ЧТО говорить, но и КАК.
Истинный оратор обладает необыкновенным магнетизмом, он зажигает слушателей и умело ведет их за собой. Ваше выступление непременно запомнится, если Вы внимательно отнесетесь к своему имиджу и манере держаться, избежав ошибок, которые способны загубить самую лучшую речь.
Особое внимание стоит
обратить на первые секунды вашего
появления перед аудиторией. Как
при встрече двух незнакомых людей
происходит моментальное взаимное считывание
огромного количества информации друг
о друге, так же и аудитория
за несколько секунд, в течение
которых она видит появление
выступающего, составляет свое первое
впечатление о нем. И у Вас
есть только один шанс произвести благоприятное
первое впечатление, другого не будет.
Как добиться нужного результата?
Обращать внимание на мелочи.
Ваш выход на сцену, процесс выхода из-за
стола совещаний и перемещение на позицию
для выступления, любые первые движения
в поле зрения слушателей сразу и явно
характеризуют Вас по тому, как Вы двигаетесь.
Для Вас важно, чтобы аудитория воспринимала
Вас как энергичного, целеустремленного
человека, обладающего энергией и способного
увлечь аудиторию. Это диктует характер
движений — они должны быть четкими, энергичными,
законченными. Выйдя на позицию выступления,
не торопитесь сразу начинать говорить…
Возьмите небольшую паузу, в течение 3-5
секунд посмотрите на аудиторию, встречайтесь
глазами с теми, кто на Вас смотрит, ответьте
движением бровей и легкой улыбкой тем,
кто смотрит доброжелательно, легким кивком
поздоровайтесь с теми, кого узнали.
Важно, чтобы как можно больше людей в
зале почувствовали Ваше личное отношение
к ним. Важно, чтобы появились первые нити
человеческого контакта, общения между
Вами и аудиторией. Следом за этим произнесите
слова приветствия, представьтесь, назовите
цель и задачи презентации, дайте информацию
о регламенте и временных рамках презентации.
По большому счету неважно, какими именно
будут Ваши первые слова, потому что в
эти секунды Вас оценивают не по смыслу
слов, а по Вашим голосовым характеристикам.
Модуляции голоса, его тембр, громкость,
интонационная окраска также являются
источником информации о Вас как о человеке.
Кроме того, начав говорить,
Вы уже начали простраивать ситуацию,
вносить в нее большую определенность,
чем было до Вашего появления. Вы берете
в свои руки нити управления презентацией,
принимаете на себя роль хозяина ситуации.
Закрепить эту ролевую структуру стоит,
предложив аудитории выполнить какое-либо
простое действие. Например, попросить
поднять руки тех, кто сегодня приехал
на презентацию на машине. Или предложить
пересесть поближе тех, кто занял места
на “камчатке”. Решить по ситуации, какое
действие Вы предложите выполнить аудитории,
главное, чтобы это предложение прозвучало
максимально доброжелательно и само действие
не требовало чрезмерных усилий
А теперь вашему вниманию хочу представить рейтинг ошибок оратора
Ошибка 1. Неопрятный внешний вид
А именно жеваный пиджак, перекрученные колготки, безвкусное сочетание цветов, нечищеная обувь и пр.
Как Вы думаете, в какой момент начинается Ваше выступление? - Сразу, как только Вы попали в поле зрения аудитории. Слушатели буквально сканируют Вас, и им достаточно 7 секунд, чтобы составить о Вас первое впечатление.
У Вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление.
Недопустимо приводить себя в порядок, идя на сцену. Представьте себе, что Вы включили канал новостей, а там телеведущая красит губы, готовясь к эфиру. Выглядит это, как минимум, странно.
Если Вы намерены завоевать авторитет аудитории, то Вы не можете позволить себе роскоши заправлять рубашку в брюки на ходу. Оставьте это за кадром, будьте во всеоружии до выхода на сцену.
До публичного выступления тщательно подберите костюм, позаботьтесь о прическе, отработайте уверенную походку без раскачиваний и подпрыгиваний.
Помните: в Вашем облике заключено не меньше красноречия, чем в Ваших словах.
Ошибка 2. Заигрывание с аудиторией
Возможно, Вам доводилось видеть такую картину: ведущий представляет автора выступления, он встает из зала, и, идя к сцене, начинает во все стороны кивать, улыбаться, приветливо помахивать руками, здороваться со знакомыми, присутствующими в зале?
Если Ваше выступление - не вручение премии "Оскар", то такое поведение Вам не подойдет. Столь легкомысленное кокетство сразу же снижает Ваш авторитет, оно демонстрирует Вашу зависимость от аудитории.
Не ищите признания публики, Вы же не актер заезжего цирка, добивайтесь доверия и уважения аудитории своим имиджем, походкой, манерой держаться. Оставайтесь сдержанным и спокойным, пока не начнете говорить.
Ошибка 3. Игра в прятки
Публичное выступление - это не тот случай, когда скромность украшает. Всегда занимайте на сцене центральное место, не обесценивайте себя речью с краю. Вы должны быть в центре внимания и в зоне видимости слушателей, они хотят не только слышаться Вас, но и видеть.
Правило 90 градусов гласит: сектор охвата аудитории должен составлять прямой угол в 90 градусов, если Вы встанете в центре сцены, вытянув руки по флангам аудитории.
Старайтесь до выступления не сидеть лицом к Вашим будущим слушателям. Лучше появляться перед публикой в качестве нового "экспоната". Если Вам во время выступления нужно сесть на стул, то заранее позаботьтесь и о стуле, и о том, как на него садиться.
Дейл Карнеги так описывает то, что происходит с тем, кто не подумал об этом заблаговременно:
"Вам приходилось видеть
людей, которые глядят по
Не положено уважающему себя оратору быть "английской гончей" в поисках стула или "мешком с песком", садясь на него.
Ошибка 4. Лишние движения
А именно: судорожное перебирание украшений, складок на одежде, застегивание и расстегивание пуговиц на пиджаке, заламывание рук и пр.
Нервные движения рук способны полностью лишить оратора уверенности, создав впечатление об отсутствии у него самоконтроля. Если Вам никак не удержаться от суетливых движений, положите руки за спину и двигайте пальцами так, чтобы никто этого не видел, или шевелите пальцами ног.
Не существует нейтральных движений. Движение, которое ничего не добавляет к Вашей внешности, только ухудшает впечатление о Вас.
Ошибка 5. Сытый оратор
Плотный прием пищи притупляет эмоции, снижает жизненную активность и способен лишить Вас энергии, которую излучают харизматичные ораторы. Для того, чтобы оставаться полным сил во время всего выступления, ограничьтесь легким перекусыванием.
Съешьте несколько долек лимона до выступления, лимон отлично стимулирует слюноотделение, и Вам не придется отвлекаться на то, чтобы попить воды.
Ошибка 6. Я не волшебник, я только учусь
Наверняка, Вы слышали такое начало речи: "Вообще-то выступать - не мое призвание" или "Я - не оратор". Сразу хочется спросить: "А зачем тогда Вы здесь?" Такую ошибку часто делают новички. блике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений
Никогда не начинайте свою речь с извинений. Даже если это Ваше первое выступление, об этом должны знать только Вы. Помните, что все хорошие ораторы выросли из плохих ораторов. Зачем же тогда рубить сук, на котором сидите?
Ошибка 7. Ушел в себя, буду не скоро
Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Для оратора очень важно ощущение контакта с аудиторией. Слушатели должны чувствовать, что от Вас идет послание к их умам и сердцам.
Говорите так, словно Вы ждете, что они вот-вот начнут с Вами диалог. Например, представьте себе, что кто-то из аудитории задал Вам вопрос, и Вы на него отвечаете.
Скажите вслух: "Вы спросите, откуда я это знаю. И вот, что я Вам отвечу...".
Ошибка 8 Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Человек способен адекватно воспринимать до 500 слов в минуту, в то время как средняя скорость устной речи пример6но 150 слов в минуту. В результате образуется, так сказать, «свободное время», которое слушатель заполняет обдумыванием своих проблем, мечтами, планами. Также не стоит читать свой текст как скороговорку, в лучшем случае вас будут слушать, но вас не услышат. Искусный оратор мастерски владеет своей речью.
Ошибка 9. Ну, вот, собственно, и всё
Хуже плохого начала выступления может быть только плохой финал. Слушатели дольше помнят именно то, что прозвучало в конце речи. Помните, как в анекдоте: "Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза".
Замечали ли Вы, с какими одухотворенными лицами выходят из кинозала люди после просмотра проникновенного фильма? Что мешает Вам добиться того же эффекта своей речью?
Завершая выступление, никогда не говорите о том, что Вы закончили. Никогда не заключайте свое выступление словами: "Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу".
* * * * *
Подводя итог можно сказать что ораторское искусство требует знаний и навыков. Не стоит бросаться из крайности в крайность чересчур уделяя внимание аудитории или наоборот игнорируя её. Необходимо найти золотую середину и вести своих слушателей . Говорят, что существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. В Вашей власти стать тем, кого не слушать невозможно.