Понятие концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:30, реферат

Описание

Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея. Концепция определяет стратегию действий. Также концепция — система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе.
Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.

Работа состоит из  1 файл

Конце́пция.docx

— 41.82 Кб (Скачать документ)

Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального  развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки, служит основанием для классификации натуралистических школ. Так, биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социально целого, расово-антропологическая – влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа, социальный дарвинизм – борьбе за существование и естественному отбору, географическая школа – географической среде и местожительству людей.

Видный представитель  натурализма в социологии Г. Спенсер  представлял эволюцию как универсальный  процесс, объясняющий все изменения  в природе и самых частных  социальных и личностных поступках. Он был сторонником организмического подхода к социальным фактам и представлял общество биологическим организмом.

Другая натуралистическая  школа – социальный дарвинизм  – пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям  естественного отбора, выживания  наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и  т.п. Центральной идеей социал-дарвинизма была попытка объяснить все социальные явления и действия указанием  на лежащие в их основе природные  силы человека и свести (редуцировать) основные движущие силы человека к  его инстинктам и потребностям. «Борьба  за выживание» и естественный отбор  становились универсальными объяснениями социальной эволюции и социальных изменений.

Однако представители  социал-дарвинизма часто принадлежали к различным и даже противоположным  идеологиям. Среди них были консерваторы (Т. Мальтус), предлагавшие меры для  сохранения социальной иерархии, и  либералы (Г. Спенсер), которые уподобляли экономическую конкуренцию естественному  отбору, считали ее источником индивидуализма и стихийной конкуренции в  обществе. Самые реакционные варианты социал-дарвинизма связаны с расизмом, евгеническими теориями, утверждавшими  взаимосвязь расового и классового неравенства, разделение общества на полноценных  и неполноценных членов, и с  концепциями, утверждавшими первичную  роль иррациональных факторов в коллективном поведении.

Расово-антропологическая  школа – разновидность биолого-натуралистического направления социологии конца ХIХ - начала ХХ века, признает, что:

1) социальная жизнь и  культура зависят от расово-антропологических  факторов;

2)расы, как множества людей,  объединенных общими наследственными  антропологическими признаками, являются  основными субъектами исторических  процессов; 

3) расы не равны между  собой в интеллектуальных, творческих  и других способностях;

4)расовые смешения вредно  действуют на социальное и  культурное развитие общества;

5)социальное поведение  человека целиком или в большинстве  случаев детерминировано биологической  наследственностью. 

Взгляды этой школы разделяли  Ж.А. Гобино, Х. Чемберлен, Т.В. де Лапуж, О. Аммон, Л. Вольтман.

Французский социальный философ  Жозеф Артур Гобино (1816 - 1882) – активный сторонник идей «чистоты расы». Единственной цивилизованной считал белую расу, которая определяла ход истории. Другие, «цветные расы» стоят значительно ниже по рациональности, самоконтролю и героическому духу. Белая раса изначально по своей природе владела монополией на красоту, ум и силу. В белой расе он выделяет три вариации: «хамиты», «семиты» и «яфетиды». Из яфетидов Гобино превозносит «арийцев», как прирожденную «расу владык». Свои выводы Гобино делал на произвольном толковании истории.

О. Аммон (Германия) и Т.В. де Лапуж (Франция) обосновывали прямую зависимость классовой принадлежности от антропологических параметров индивидов, разработали принципы антропометрии, которая позднее активно применялась в фашистской Германии для «очищения» арийской расы.

Л. Вольтман (Германия) был одним из ранних идеологов национал-социализма и приписывал все достижения мировой культуры влиянию «германской расы».

Искажение исторических фактов выводит расово-антропологическую  школу из системы научных знаний, обнаруживают ее политическую ангажи-рованность, как наукообразной основы идеологии национал-социализма.

5.Социологический психологизм 

Социологический психологизм  сформировался в конце ХIХ века под влиянием экспериментальной психологии, распространял на общество законы психологии или доказывал психологическую детерминированность социального поведения людей. Социологи изучали психологические механизмы социального поведения, их мотивацию. К психологическому направлению социальной философии относятся: «психология народов»; психологический эволюционизм; инстинктивизм; групповая психология и т.д.

Вильгельм Вундт – основатель школы «психологии народов», сложившейся  в Германии в середине ХIХ века. В его работах понятия «национальный характер» и «народный дух» использовались для объяснения «психологии народов», понятой им как сверхиндивидуальная реальность народной души. Вундт представлял народное сознание как творческий синтез индивидуальных сознаний, в результате которого возникает новая сверхиндивидуальная реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхличностной деятельности – языке, мифах и морали. Он предлагал изучать реальные проявления группового, массового поведения, психологических и социальных механизмов, которые обеспечивают передачу социальных норм и верований и адаптации индивидов друг к другу.

В конце ХIХ – начале ХХ в.в. популярными были работы французского публициста, врача Гюстава Лебона (1841 - 1931) – «Психология толпы» (1895), «Психологические законы эволюции народов» (1894). Он считал, что европейское общество вступило в период своего развития – в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. «Толпа» или «масса» – это группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами и готовая следовать за своим лидером. Покорить стихию массового сознания не может рациональная сила, так как в толпе мысли отдельного человека направляются общим настроением. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него чувство реальности и тем больше он подвержен влиянию лидера. Некоторые лидеры имеют резко выраженные психические отклонения, способности «заражать» толпу.

Лебон резко осуждал революционные движения, выступал против социального равенства и демократии, доказывал, что все достижения цивилизации – результат деятельности элиты. Взгляды Лебона критиковались за абстрактное идеализированное понимание «толпы», бессистемность и произвольность доказательств, некритический перенос свойств преступной группы, низших форм массовых состояний на высшие.

Французский социолог Габриэль де Тард (1841 - 1904) свел изучение общества к «интерментальной психологии», т.е. социальной (коллективной) психологии, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе.

Многие идеи Тарда сформировались в полемике с Э. Дюркгеймом. Оба мыслителя выступали против биоорганических теорий и верили в необходимость изучения социальных норм. Но Дюркгейм первичным называл общество, продуктом которого является индивид, а Тард считал общество продуктом взаимодействия индивидов.

Общественные процессы Тард объяснял действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Подражание как передача верования или желания напоминает гипнотическое воздействие и является элементарным социальным отношением.

Тард сосредоточился на изучении различных форм массовой коммуникации и межличностного общения, в частности разговора. Он изучал общественное мнение и «психологию толпы», но в противоположность Лебону считал, что ХХ век является веком «публики» – духовной интеллектуальной общности физически рассредоточенных индивидов, и прослеживает историю ее становления, которая связана со становлением средств массовой информации («Мнение и толпа», 1901).

6.Психоаналитическое направление 

Психоаналитическая ориентация в социальной философии включает в себя социально-философские и  социологические идеи З.Фрейда и его последователей, некоторые теории, имеющие фрейдисткие компоненты, а также конкретные исследования, основанные на принципах психоанализа (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Рохайм, Г.Маркузе и др.). Начиная с 20-х гг. психоанализ занял заметное место среди конкретных социологических исследований, особенно в социологии семьи, девиантного поведения, культуры, расовых отношений, войны, лидерства, общественного мнения, массовых коммуникаций, социализации индивидов, социальных и политических типов и характеров, тоталитарных диктатур и др.

Основная проблема психоанализа – конфликт личности и общества. По мнению большинства сторонников  психоанализа, цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции, социальный контроль и репрессив-ность искажают, подавляют, вытесняют исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов и т.д. При этом социальные нормы и институты считаются необходимым условием выживания всего человечества.

Более радикальные течения, напротив, отрицают психоаналитическую терапию и призывают к полному  уничтожению существующих социальных, моральных, политических норм и институтов, высвобождению первичных человеческих влечений и трансформации характеров посредством двуединой – сексуальной  и социальной – революции или  посредством коммунитарного движения и психоаналитической техники.


Информация о работе Понятие концепции