Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:28, контрольная работа
Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.
Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.
Риторика как систематическая
дисциплина сложилась в Древней
Греции в эпоху Афинской демократии.
В этот период умение выступать публично
считалось необходимым
Итак, красноречие стало
искусством в условиях рабовладельческого
строя, который создал определенные
возможности для
Начало риторики принято
возводить к 460-м годам до н.э. и
связывать с деятельностью стар
Протагор (ок. 481–411 до н.э.)
считается одним из первых, кто
начал изучать выведение
Горгий (ок. 480–380 до н.э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т.е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.
Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:
1) Риторика софистов
была «манипулирующей», монологической.
Главным было умение
2) Риторика софистов
была риторикой словесного
3) Целью спора софистов
была не истина, а победа любой
ценой, поэтому господствует
Лисий (ок. 415–380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз. 2
Исократ (ок. 436–388 до н.э.)
считается основателем «
Платон (427–347 до н.э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду убеждение, прежде всего, эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи.
Аристотель (384–322 до н.э.)
завершил превращение риторики в
научную дисциплину. Он установил
неразрывную связь между
Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля можно определить как:
1) диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли – вот цель речевого общения и деятельности говорящего;
2) гармонизирующий: главная цель разговора – не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;
3) смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи – поиск и обнаружение истины.
Помимо теоретиков в античности важную роль играли ораторы-практики, которые не писали теоретических работ по риторике, но образцовые речи которых активно использовались в обучении. Наиболее знаменитым оратором был Демосфен (ок. 384–322 до н.э.).
В Греции сложились два
стиля ораторского искусства
– богато украшенный и цветистый
азианизм и возникший как реакция
на злоупотребление
Композиция речи обусловлена психологией восприятия слушателя. Она обеспечивает ясность и длительность запоминания речи, наводит порядок в мышлении.
Построение
речи характеризуется тремя
1. Классическая схема (вступление, основная часть, заключение) Вступление и заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема выступления.
2. Целеустремленность.
Любая речь имеет общую и
конкретную цели (убедить, призвать
к действию, информировать, развлечь,
воодушевить, получить
В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому посвящено все выступление. Это "ствол дерева речи". На нем надо фокусироваться. С него начинать и им заканчивать
3. Последовательность
Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущей. Нужен "мостик". Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли осуществляется только после того, как закончена последняя. Желательно не возвращаться к одной и той же мысли и не повторять ее.
Современный
человек, участник
Инвенция или изобретение речи состоит из следующих компонентов:
Выбор темы - сбор материала - мысленная основа речи (композиция) - позиция автора.
1. Выбор темы выступления: тема либо задана, либо самостоятельно выбирается, либо востребована ситуацией, либо может быть определена тем материалом, которым автор уже располагает. Тема определяет содержание выступления.
Чтобы ваше выступление не напоминало любовные письма, где, по словам Ж. Руссо, начиная, не знаешь, что высказать, и, закончив, не знаешь, что сказал, надо подумать, что нового вы можете сообщить.
Тема должна быть озаглавлена. Заглавие должно быть точным, простым содержать ключевые слова. Не советуют использовать в заголовке сокращения, новые термины. Слов должно быть меньше, смысла - больше. Чем более частный вопрос раскрывается, тем более длинное название используется. С развитием риторики массовой коммуникации заголовок становится средством привлечения внимания в условиях альтернативного выбора.
2. Сбор материала:
Знания накапливаются всегда впрок, запоминаются, записываются, причем запись прочитанного необходима, поскольку найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад. Оформлять выписки следует на карточках с одной стороны, с указанием выходных данных.
Источники материала и его накопление:
1).Источники непосредственного опыта:
|
2).Источники опосредованного опыта:
|
Информация из непосредственных источников
более ценна, так как пережита
автором, окрашена эмоциями, актуальна,
чаще применяется в бытовых
При создании текстов надо придерживаться гармонии обоих источников. Соотношение источников определяется жанром выступления. Например: личный дневник будет содержать первый источник материала, а подготовка аудиторной лекции потребует обращения ко второму источнику. Написание реферата, как умение передать чужое, не исказив и соотнести со своим потребует обращения к обоим источникам.
Успеху сбора материала