Причины возникновения риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание

Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.

Работа состоит из  1 файл

риторика.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)
  1. Причины возникновения риторики

 

Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена  она занимала большее или меньшее  место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны  преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.

Объективной основой  зарождения ораторского искусства  как социального явления стала  насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.

Риторика как систематическая  дисциплина сложилась в Древней  Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством  каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе.

Итак, красноречие стало  искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного  влияния на разум и волю сограждан  с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Начало риторики принято  возводить к 460-м годам до н.э. и  связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец.1

Протагор (ок. 481–411 до н.э.) считается одним из первых, кто  начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей – человек».

Горгий (ок. 480–380 до н.э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т.е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.

Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

1) Риторика софистов  была «манипулирующей», монологической. Главным было умение манипулировать  аудиторией, поразить слушателей  ораторскими приемами;

2) Риторика софистов  была риторикой словесного состязания, борьбы. Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого, – вот стихия софиста;

3) Целью спора софистов  была не истина, а победа любой  ценой, поэтому господствует не  содержание в речи, а «внешняя  форма».

Лисий (ок. 415–380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз. 2

Исократ (ок. 436–388 до н.э.) считается основателем «литературной» риторики – первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов. Богатая украшенность делала речи Исократа несколько тяжеловесными для восприятия на слух.

Платон (427–347 до н.э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду убеждение, прежде всего, эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи.

Аристотель (384–322 до н.э.) завершил превращение риторики в  научную дисциплину. Он установил  неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». В основных произведениях, посвященных риторике («Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях»), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения. Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины 20 в.

Риторический идеал  Сократа, Платона, Аристотеля можно  определить как:

1) диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли – вот цель речевого общения и деятельности говорящего;

2) гармонизирующий: главная цель разговора – не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;

3) смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи – поиск и обнаружение истины.

Помимо теоретиков в  античности важную роль играли ораторы-практики, которые не писали теоретических  работ по риторике, но образцовые речи которых активно использовались в обучении. Наиболее знаменитым оратором был Демосфен (ок. 384–322 до н.э.).

В Греции сложились два  стиля ораторского искусства  – богато украшенный и цветистый  азианизм и возникший как реакция  на злоупотребление украшательством  простой и сдержанный аттицизм.3

 

  1. Композиция речи.

 

Композиция  речи обусловлена психологией восприятия слушателя. Она обеспечивает ясность и длительность запоминания речи, наводит порядок в мышлении.

Построение  речи характеризуется тремя принципами:

1. Классическая  схема (вступление, основная часть,  заключение) Вступление и заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема выступления.

2. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и  конкретную цели (убедить, призвать  к действию, информировать, развлечь, воодушевить, получить ответную  реакцию, произвести впечатление).

В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому посвящено все выступление. Это "ствол дерева речи". На нем надо фокусироваться. С него начинать и им заканчивать

3. Последовательность   

Каждая мысль  должна логично вытекать из предыдущей. Нужен "мостик". Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли осуществляется только после того, как закончена последняя. Желательно не возвращаться к одной и той же мысли и не повторять ее.

 Современный  человек, участник коммуникативного  процесса, необходимо публичный человек. Поэтому знание основ ораторского искусства становится необходимым средством становления активного члена социума. Оратор - вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Красноречие - дар, данный человеку от природы, а также, умение приобретаемое в результате повседневной практики, систематических упражнений, тренировки. Нужно учиться на лучших образцах ораторского искусства и чаще практиковаться. Для подготовки к выступлению необходимо освоить основные навыки и умения оратора. Это инвенция (изобретение речи), диспозиция (расположение речи) и элокуция (выражение речи). 4

Инвенция или  изобретение речи состоит из следующих  компонентов: 

Выбор темы - сбор материала - мысленная основа речи (композиция) - позиция автора.

1. Выбор темы выступления: тема либо задана, либо самостоятельно выбирается, либо востребована ситуацией, либо может быть определена тем материалом, которым автор уже располагает. Тема определяет содержание выступления.

Чтобы ваше выступление не напоминало любовные письма, где, по словам Ж. Руссо,  начиная, не знаешь, что высказать, и, закончив, не знаешь, что сказал, надо подумать, что нового вы можете сообщить.

Тема должна быть озаглавлена. Заглавие  должно быть точным, простым содержать ключевые слова. Не советуют использовать в заголовке сокращения, новые термины. Слов должно быть меньше, смысла - больше. Чем более частный вопрос раскрывается, тем более длинное название используется. С развитием риторики массовой коммуникации заголовок становится средством привлечения внимания в условиях альтернативного выбора.

2. Сбор материала:

Знания накапливаются  всегда впрок, запоминаются, записываются, причем  запись прочитанного необходима, поскольку найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад. Оформлять выписки следует на карточках с одной стороны, с указанием выходных данных.

Источники материала  и его накопление:

1).Источники  непосредственного опыта:

  • опыт текущей жизни,
  • целенаправленные записи, ведение дневника,
  • научный эксперимент,
  • участие в экспедициях, научных и социальных программах,
  • креативные источники - воображение, интуиция, творчество.

2).Источники  опосредованного опыта:

  • система образования,
  • печатное слово: книги, журналы, справочники, словари,
  • СМИ,
  • Музеи, выставки, памятники,
  • информационные системы типа Интернет.

 


Информация из непосредственных источников более ценна, так как пережита автором, окрашена эмоциями, актуальна, чаще применяется в бытовых ситуациях. Информация из опосредованных источников объективнее, так как многократно проверена практикой, признана всеми, применяется в общественной жизни.

При создании текстов надо придерживаться гармонии обоих источников. Соотношение  источников определяется жанром выступления. Например: личный  дневник будет  содержать первый источник материала, а подготовка аудиторной лекции потребует обращения ко второму источнику. Написание реферата, как умение передать чужое, не исказив и соотнести со своим потребует  обращения к обоим источникам.

Успеху сбора материала способствует создание предварительного плана, который в дальнейшем уточняется.  Обратите внимание на то, что:

  • накапливаемый материал должен быть избыточен - лишнее отсекается позже,
  • подготовка иллюстративного материала: таблиц, схем, диаграмм, звукозаписей украсит ваше выступление,
  • накопление языковых средств: слов, оборотов речи, образов, сравнений, цитат, риторических вопросов, - разовьет вашу языковую способность.

Информация о работе Причины возникновения риторики