Публичная ораторская речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа

Описание

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п.

Содержание

Введение 3
1. Работа с информацией при подготовке речи 4
2. Подготовительная работа перед выступлением 4
3. Манера изложения 6
4. Невербальные каналы передачи информации 7
5. Структура речи 12
6. Приемы окончания выступления перед аудиторией 15
Заключение 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Публичная оратораскя речь.docx

— 43.07 Кб (Скачать документ)

риторические - имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части  высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический  рисунок высказывания, коммуникативно значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории);

игровые - шуточные, используемые для игры, развлечения (рожки для  фотографирования);

вспомогательные - жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в  конкретной ситуации (поддержать под  руку, приложить ладонь ко лбу козырьком  от солнца);

магические - используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением).

Все эти виды жестов могут  сопровождать, дополнять или заменять какое - либо высказывание.

Различные положения рук.

Ладони вверх. Такое положение  кисти руки необходимо в случае получения  чего - либо. Поэтому в пантомиме  оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого  изложения и передачи чего - либо. Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, то требование (приглашение) что-нибудь вложить  в нее дополнительно символически усиливается. Большую по размерам чашу и соответственно выражение позы повышенного ожидания можно получить, используя обе руки. Такие вытянутые, с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать у выступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления.

Ладони вниз. При таком  положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы защититься от чего - то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе - осмотрительный жест и выражает потребность "сдержать" настроение, взять его под контроль.

Пальцы.

Пальцы служат в основном для выделения жестов. Существуют чисто пальцевые жесты, когда  кроме пальцев ничего не задействовано.

Большой палец известен как  палец давления, как символ власти, демонстрации превосходства. Большой  палец, зажатый ладонью, говорит  о том, что особая активность в  данный момент либо подавляется, либо не должна проявляться.

Указательный палец символизирует  волю и инициативное действие. Именно поэтому он используется в большинстве  указательных сигналов. Поднятый вверх  и застывший в этом положении  палец служит для обозначения  знака " Внимание!".

Жесты "рука - лицо".

Ладони наших рук превосходно  приспособлены и для того, чтобы  прикрывать лицо. Во многих жестах "рука - лицо" присутствует желание что-нибудь скрыть. Лицо закрывают при чувстве  смущения, либо стыда или же когда  хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься.

Поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание  щеки, касание или поглаживание волос  на голове, потягивание за мочку  уха, потирание или почесывание  бровей, сжимание губ - чаще всего эти  жесты символизируют ложь.

Рука - ухо. Целевые жесты, выполняемые за счет прикладывания  одной или обеих рук к ушам, служат для увеличения ушных раковин  и должны как бы помочь уловить побольше акустических сигналов. Полную противоположность этому представляет тот случай, когда кто-нибудь прижимает свои руки к ушам, чтобы скрыться от шума. Символически зажатие ушей может также означать стремление перебить возражающего вам человека, как бы говоря: "Я совсем не хочу слушать то, что ты говоришь".

Рука - нос. В большинстве  случаев прикосновение к носу представляет собой знак проявления смущения, боязни оказаться застигнутым  врасплох. Примечательно, что касания  носа и попытка солгать очень  часто происходят одновременно. Касание  носа происходит преимущественно в  стрессовых ситуациях, т.е. когда мысли  не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.

Рука - глаза. Поднести руки к глазам (к лицу), значит выразить отвращение, боль, но в то же время  и примитивность. Потирание глаз (или ушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость.

Рука - лоб. Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу, то таким  образом должно быть обеспечено отгораживание (экранирование) от нежелательных раздражителей. Этот жест используется для выражения  концентрации.

Жесты "рука - рука".

Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев  бессознательным подражанием прикосновения  со стороны других людей. Это всегда придает нам своеобразное чувство  уверенности и защищенности. В  напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, складывать кисти рук, сцепляя их между собой или  обхватывая одной другую. Причиной такого поведения могут быть нервозность, возбуждение, скованность или замешательство и смущение.

 

  1. Структура речи

 

Логические аспекты выступления  изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться  в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

Будьте последовательны в своей  речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

Не тратьте время на то, что  не является необходимым, без чего можно  обойтись в выступлении.

Не повторяйтесь. Если считаете необходимым  повторить сказанное, оговорите  это специально. Дайте понять, что  это намеренное повторение.

Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

В конце выступления обобщите сказанное  и сделайте выводы.

Готовя выступление, следует учитывать  основные логические законы.

Закон тождества. Всякая мысль в  процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы  в выступлении данная мысль о  каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

Закон непротиверечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере, одно из них необходимо ложно.

Закон исключенного третьего. Утверждение  и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое — необходимо ложно. Если в выступлении  сформулировано какое-то положение  в виде высказывания, а затем —  его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое — ложным.

Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она  имеет достаточное основание. Поскольку  наши суждения, высказывания могут  быть истинными или ложными, то, утверждая  истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

На основе логических законов, которые  носят формальный характер, фиксируют  формальную правильность различных  интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие  достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности.

Отношение оратора к аудитории  должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелателъностъ предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к  аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена  агрессивно, и с той, которая высказывает  безразличие к оратору.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете.

Обращение к чувствам аудитории  не должно перерастать в манипулирование  аудиторией.

Не следует отождествлять взгляды  человека с взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит.

Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или  на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с  цитатами.

Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и  т.д.

Высказав исходные положения своей  точки зрения, концепции, защищайте  их, обосновывайте, доказывайте.

В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и  не думали». Вы потеряете доверие.

Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должав быть обоснованным.

Не следует требовать, чтобы  вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам  ваше обоснование представляется убедительным.

 

  1. Приемы окончания выступления перед аудиторией

 

 

1. Резюме — подведение  итогов по основным положениям. Эффективные ораторы часто делают  резюме, чтобы достичь первой  цели речи — в конце напомнить  аудитории о том, что было  сказано ранее. Опытные докладчики  часто подкрепляют свои резюме  материалом, который должен достичь  и второй цели — повторить  свои слова, чтобы слушатели  запомнили основные положения  речи. Остальные типы заключений  можно использовать в качестве  дополнений к резюме.

2. История или анекдот  — эффективны в информационных речах.

Призыв к действию —  распространенный способ закончить  речь, направленную на убеждение. Призыв описывает поведение, которого оратор добивается от аудитории.

Эмоциональное воздействие. Самое сильное впечатление у  слушателей оставляет заключение, в  котором на них оказывается эмоциональное  воздействие. Как и призыв, эмоциональное  воздействие часто используется для убеждающей речи, когда цель оратора — укрепить или изменить убеждение либо мотивировать аудиторию к действию.

Заключение — это самый  стратегически важный момент. То, что  сказано в конце, слушатели будут  помнить дольше. Они выходят из аудитории, сохраняя в памяти те слова, которые были сказаны в начале речи и особенно в конце. Опытный  оратор прекращает свое выступление  прежде, чем слушатели захотят  этого. Необходимо точно знать, какими мыслями оратор хочет завершить  свою речь.

Совет по выступлениям: сначала  расскажите, что вы собираетесь рассказать, затем рассказывайте, а потом  расскажите о том, что вы уже рассказали.

Ответы на вопросы. Если выступление  оратора вызвало интерес аудитории, но тема была раскрыта недостаточно полно, тогда слушатели могут задавать различные вопросы. Ответы на вопросы  представляют трудность, особенно для  начинающего оратора. Опытный оратор, как правило, конструктивно отвечает даже на самые каверзные вопросы.

Типы вопросов можно классифицировать следующим образом:

открытые — вопросы, предлагающие оратору ответить таким образом, каким он пожелает;

закрытые — узкосфокусированные вопросы, требующие кратких, определенных ответов;

наводящие — вопросы, сформулированные таким образом, что они предполагают наличие наиболее предпочтительного  ответа для выступающего;

дополнительные — вопросы, которые задают после ответов  на основные вопросы;

уточняющие — вопросы, требующие более полного раскрытия  темы и предполагающие вербализацию по типу: «Если я вас правильно  понял»;

развивающие идеи — вопросы, в которых спрашивающий продолжает размышлять о проблемах, поднятых в  докладе, такой вопрос строится по типу: «Опираясь на то, что вы говорите, можно ли...»;

каверзные — вопросы, с  помощью которых задающий их пытается в чем-то уличить оратора: в незнании материала, во лжи, дезинформации, неблаговидном поступке, непонимании темы или предмета выступления и пр. Задающий может и не догадываться о том, что вопрос является каверзным, а может и специально его так сформулировать. Оратор может попасться на уловку и не почувствовать каверзность, тогда он попадает впросак, не отвечает на вопрос или отвечает искренне, и тогда задающий добивается своего — ставит оратора в затруднительное положение. Все выступление может рухнуть, если оратор не распознает и не ответит правильно на каверзный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Разобрав структуру речи, можно  сделать вывод, что хорошее и  эффективное выступление- выступление  цельное в ритмико-интонационном  отношении и в этическом плане. Но без знания правил построения ораторской речи, эффективность воздействия  на аудиторию быстро снижается. Также  нельзя забывать и о лексических  и синтаксических особенностях, которые  также помогают построить свою речь грамотно, правильно и профессионально.

Информация о работе Публичная ораторская речь