Публицистический стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание

Для публицистического стиля прежде всего характерно стремление к воздействию на читателя, слушателяИтак, важнейшая черта публицистического стиля – его воздействующая функция, которую можно обозначить лингвистическим термином "экспрессивная функция"Эта функция публицистического стиля присуща всем его жанрам в любых социально-политических условиях.

Содержание

Введение 3
1 Основные черты публицистического стиля 5
2 Грамматические особенности стиля 11
3 Лексика публицистического стиля 13
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Ирина_русский язык и культура речи_22_публицистический стиль___.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

     Характерна  для многих публицистических жанров также идущая от разговорной речи рубленая проза: короткие отрывистые предложения, напоминающие живописные мазки, из которых складывается общая картина:3

     I. Пальмы, песок, вода. Побережье Цейлона.  Стрельчатые листья кокосовых  пальм шевелятся, шуршат на  ветру. Песок мокр и тяжел  от приливной волны. Солнце  просушит их в часы отлива. А пока вода - полновластная хозяйка. Деревни льнут к океану. Хижины из пальмовых листьев, бамбука, обмазанного глиной, защищены от солнца листьями кокосовых пальм.

     II. Большой зал. В углу огромный  глобус. На стенах карты материков,  схемы. На них красными линиями  вычерчены будущие витки полета космического корабля. Горят голубые экраны электронных приборов. По ним непрерывно бегут белые линии. У телеэкранов, радиоприемников склонились в деловом напряжении операторы.

     Газетно-публицистический стиль характеризуется и своей  системой жанров. Каждый жанр - это определенный способ организации речи, определенная речевая форма, в которой главную роль играет образ автора. Что это за категория?

     В разговорной речи, в научной, деловой  автор текста и говорящий или  пишущий - одно и то же лицо. Например: Дайте мне, пожалуйста, зонтик.

     Говорящий, произносящий данную фразу, - это и  есть автор реплики. Но вот начало стихотворения Александра Кушнера:

     Дайте мне, дайте башмаки пурпурные с загнутыми носками.

     И одеяние, шитое золотом, с брильянтами и аметистами;

     Сколько можно ходить в пиджаке, пробавляться тусклыми мазками

     Повседневной  живописи, с ее красками водянистыми?

     Кому  принадлежит это "мне"? Можно  ли сказать, что автор, реальная личность поэт Александр Кушнер, просит у  кого-то "пурпурные башмаки и шитое золотом одеяние"? Нет, конечно. Дело обстоит гораздо сложнее. В стихотворении, любом, речь идет от имени лирического героя, образ которого создает поэт. Поэтому нельзя отождествлять автора стихотворения и лирического героя. Реальный создатель произведения и лицо, от имени которого ведется повествование, часто не совпадают. И само это соотношение очень важно. Оно принципиально различает, например, художественную литературу и публицистику.

     Так, в художественной литературе законом  становится именно несовпадение реальной личности писателя и лица, от имени которого ведется рассказ. Писатель как бы специально конструирует образ автора, организующий нередко сложное полифоническое повествование. Например, в "Повестях Белкина" Пушкина действует автор, издатель, рассказчик, персонажи, о которых он повествует. И образ автора предстает как сложная композиционно-речевая форма. Иначе говоря, возникает сложная структура образа автора.

     Но  даже и в более простых случаях, когда повествование ведется  от 1-го лица, от имени героя, этот герой выступает как образ автора. Писатель изображает то, что попадает в поле зрения героя, ведущего рассказ, выражает косвенно свое отношение к нему, к другим персонажам и т. д. Следовательно, и в этом случае образ автора выступает как организующая литературное произведение категория, форма.

     Иное  положение в газетно-публицистическом стиле, для которого характерно принципиальное совпадение автора и рассказчика. Это  совпадение составляет главное отличие  публицистической речи - ее "открытость", документальность, эмоциональность. Публицист прямо и непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. И в этом заключается сила и выразительность публицистики.

     Хотя  в публицистике журналист - создатель  произведения - и его авторское "я" полностью совпадают, образ автора как композиционно-речевая категория сохраняется, однако наполняется иным содержанием. Образ автора в публицистике - это авторское "я" журналиста, характер его отношения к действительности (непосредственное описание, анализ, оценка, сообщение и т. д.). Применительно к каждому жанру это авторское "я", образ автора, имеет различную форму, характер. Например, в передовой статье журналист выступает как представитель коллектива, организации, союза и т. д. Здесь создается своеобразный коллективный образ автора. Более индивидуализирован, конкретен образ автора в очерке; весьма специфичен образ автора в фельетоне.

 

     

2 Грамматические особенности  стиля

 

     Заметными морфологическими чертами публицистического  стиля являются особые способы употребления грамматических форм, например форм числа.

     Единственное  число часто используется в значении множественного: русский человек  всегда отличался своей понятливостью  и выносливостью; это оказалось  разорительным для британского  налогоплательщика.

     Характерно  и употребление несчитаемых существительных  в форме множественного числа: настроения, разговоры, свободы, круги, поиски, бизнесы, мафии, элиты, экономики, риски, власти, стратегии, приоритеты, бюджеты, подходы, структуры, эфиры, компроматы, прикидки, подвижки. 4

     Такое употребление связано либо с упоминанием  ряда однородных объектов (экономики, бюджеты), либо с тем, что слово  обозначает марку сорт, разновидность (масла, пасты), к этому близко значение слова риски, либо в экспрессивных целях (власти, поиски). Иногда такой выбор формы явно нарушает норму языка, например, распространившееся в последнее время в речи официальных лиц внешнеполитического ведомства слово озабоченности.

     Повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения  внимания собеседника: посмотрите, давайте  подумаем, вспомните, обратите внимание.

     Иногда  встречаются стилистически возвышенные  формы творительного падежа: властию, жизнию, страною, кровию.

     Настоящее время глагола используется для  сообщений о событиях, запланированных  на будущее. Такая форма позволяет  подчеркнуть актуальность предстоящих  событий: Завтра начинается, визит в  Санкт-Петербург федерального канцлера Германии. На следующей неделе открывается книжная ярмарка.

     Форма прошедшего времени более частотна в сравнении с другими книжными стилями и служит для сообщений  о происшедшем: У сапёров украли тротил. Задержаны продавцы фальшивых  интернет-карт. Преступник сбежал после вынесения приговора. В Македонии подписано мировое соглашение.

     Типично использование производных предлогов: в ходе, на основе, в качестве, на базе, на пути, в сторону, в духе, в  интересах, с учётом, в условиях, в свете, в направлении, по причине.

     Для публицистики характерно частое употребление инверсионного порядка слов, что  позволяет поставить на первое место  в предложении тему сообщения: Новые  формы хозяйствования предложили архангельские  предприниматели. Человек пострадал  от пожара в пятиэтажке на улице Обручева.

     Для того чтобы усилить эмоциальное  воздействие, подкрепить выражаемую мысль  ставятся риторические вопросы: Разве  Пушкин объяснялся без конца в  любви к народу? Разве заградительные пошлины смогут улучшить качество отечественных автомобилей? Чем же москвичи и гости столицы хуже берлинцев?

 

3 Лексика публицистического  стиля

 

     Тематическая  неограниченность газетно-публицистического  стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики. С  этой точки зрения публицистика - наиболее богатая разновидность литературы.

     Количество  употребляемых слов хотя и показательно для общей характеристики лексики, но не свидетельствует о ее внутренних качествах, о ее богатстве, выразительности. Количество далеко не всегда переходит в качество. Чтобы познать своеобразие лексики, надо определить характер, особенности использования слова в той или иной разновидности речи.

     Каждый  стиль по-своему распоряжается словом. Так, научная речь стремится ограничить значение слова понятием - четким, очерченным, стабильным, выделить, подчеркнуть понятийное. Разговорная речь отличается наибольшей подвижностью слова, имеющего широкое, слабо дифференцированное, расплывчатое значение. Для слова в художественной литературе характерно обнажение его внутренней формы, заложенной в нем образности. Оно не менее подвижно и гибко, чем в разговорной речи, но подвижность слова предстает как результат творческой деятельности художника, сознательно использующего возможности лексики.

     Принципиальное  отличие публицистического слова заключается в большой роли в нем эмоционального, приобретающего в рамках газетно-публицистического стиля оценочный характер. Публицистика - это литература по общественно-политическим вопросам современности. Предмет публицистики - жизнь в обществе, политика, экономика - касается интересов каждого человека. А там, где есть интерес, не может быть безразличия, индифферентности. Невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах и инфляции. Вялые выражения, обтекаемые формулировки здесь просто неприемлемы, невозможны. Необходима оценка социальных, политических явлений, тенденций и процессов. По самой своей сути публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.Публицист не пассивный регистратор событий, но активный их участник, страстно и открыто отстаивающий идеи, которым он привержен.5

     Напомним, что газетно-публицистический стиль  выполняет функции воздействия  и сообщения (информирования). Журналист  сообщает о фактах и дает им оценку. Взаимодействие этих двух функций и определяет употребление слова в публицистике. По сравнению с другими функциональными стилями (конечно, кроме художественного и разговорно-бытового), доля средств и способов достижения экспрессивности оказывается в публицистической речи в целом весьма высокой. Не случайно характеристику публицистического стиля обычно ограничивают описанием специфически экспрессивных средств.

     Экспрессия  газетной речи может осуществляться в разных формах, конечно, не только готовыми внеконтекстуальными языковыми выразительными средствами. Иногда подчеркивают интеллектуальность современной газеты, в противоположность прямой агитационности "в лоб", выражающейся в открытой речевой экспрессивности. Не вполне верно противопоставлять эти два свойства. Следует помнить, что и форма сдержанного, спокойного доказательства способна быть выразительной, т. е. экспрессивной, оказываться воплощением той же воздействующей функции. В том и состоит стилистическое мастерство пишущего, чтобы, исходя из требований конкретной коммуникации, выбрать наилучшие в данном контексте языковые средства воздействия на читателя.

     Призывность, лозунгово-декларативный характер выражения проявляются в побудительном  характере речи (при использовании  стилистических возможностей категории наклонения, средств синтаксиса), простота и доступность - в сравнительной несложности синтаксических конструкций (выражающейся даже при употреблении сложных предложений в прозрачности их структуры, легкой ее членимости и четкости выражения смысловых и грамматических связей), в использовании общеупотребительной лексики и комментировании привлекаемой терминологии. Речевая выразительность реализуется в стилевом "эффекте новизны", в стремлении к необычности, свежести словосочетаний, а значит, и семантики слов, и, кроме того, в стремлении избегать повторений одних и тех же слов (помимо терминов), оборотов, конструкций в пределах небольшого контекста, в широком применении средств словесной образности. Рекламность выражается в особенностях заголовочных предложений, в обращениях к читателю, проблемных вопросах и т. д.

     Функция сообщения обусловливает употребление нейтральной, общестилевой лексики, в  которой особую роль играет политическая, экономическая - вообще концептуальная лексика. Например, слова-термины: маркетинг, менеджмент, бизнес, биржа, идеология, курс валют, разгосударствление и многие другие - стали лексемами, постоянно встречающимися на газетных страницах. В принципе, весь спектр литературного языка открыт для публицистики. Но главный критерий употребления, отбора речевых средств - общедоступность. Исключаются языковые средства, не обладающие этим качеством: узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы - все, что может вызвать затруднения в понимании сообщения. Как писал один из журналистов, "газету читают академики и рядовые рабочие, старики и молодые, учителя и инженеры, врачи... Газету читает народ... Поэтому газетное слово должно быть простое слово, обладающее, однако, способностью очень ясно и очень точно выражать самые сложные понятия".

Информация о работе Публицистический стиль