Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:13, контрольная работа
Речевое общение. Основные единицы речевого общения. Речевая ситуация. Эффективность речевой коммуникации. Психологические принципы общения. Доказательность и убедительность речи.
Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек наделен даром речи. Вот что пишет об этом исследователь биоакустики В.П. Морозов:
Дар речи — одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
студента экономического факультета
Группа
Зачётная книжка
Преподаватель
Курган
Задание 1
Раскройте теоретический вопрос.
Вариант 7
Речевое общение. Основные
единицы речевого общения. Речевая
ситуация. Эффективность речевой
коммуникации. Психологические принципы
общения. Доказательность и
Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек наделен даром речи. Вот что пишет об этом исследователь биоакустики В.П. Морозов:
Дар речи — одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти. мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?! Как же это происходит?
Вдумаемся в сказанное. О каких условиях, необходимых для общения, идет речь в цитате? Чтобы ответить, вернемся к тексту. «У человека рождается мысль... чтобы передать ее другому...» Значит, разговор состоится, если в нем участвует не менее двух человек. Это — первое условие. У одного из них должна появиться мысль, тема для разговора. Это — второе условие. Третье — необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства одного говорящего становятся доступными и понятными другому.
Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум».
Содержательные лекции, выступления, диалоги приносят человеку радость, обогащают новыми знаниями. Недаром народ говорит: Хорошую речь хорошо и слушать, В чужой беседе всяк ума наберется. Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.
Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: Когда говоришь — думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над ее текстом, осмыслить:
— какие положения будут развиты;
— что нового вносится в решение вопроса;
— что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
— насколько высказываемые мысли аргументированы;
— какова авторская позиция.
Поскольку в общении участвуют, по меньшей мере, два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.
Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться.
Пословица предупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре — положительные качества говорящего. А вот всезнайство (у него на всякий спрос есть ответ), неумение и нежелание понять собеседника (говорить на разных языках; их разговор — разговор глухих); упрямство в отстаивании своих суждений (с ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись); отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про Ерему); непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за упокой); чрезмерная болтливость (ты ему слово, а он тебе десять) — все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.
Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: Лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому следует быть особенно осторожным, в выборе слов, помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова — да навек ссора.
Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился.
Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми мирись, а с грехами бранись.
Как ни интересно бывает общение, как ни забываем мы о времени, увлеченные беседой, важно не затянуть разговор, вовремя его прекратить, на это указывают пословицы: Сколько ни толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а чаще всего и невозможно сказать, когда каждая из них появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: они созданы мудростью народа, проверенные жизнью и опытом в течение многих десятилетий и даже веков.
Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление.
Иногда привычка вставлять в речь одно какое-либо слово, например, понимаешь, однозначно, становится отличительным признаком говорящего. Если же он занимает высокий пост, ответственную должность, то эта особенность речи служит объектом пародирования.
Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.
Причиной может быть волнение, но может быть и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.
Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.
Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией.
Помимо всего перечисленного,
чтобы речь была интересна для
собеседника, необходимо позаботиться
о её доказательности и убедительнос
Задание 2
2 С помощью орфографического или орфоэпического словаря расставьте ударения в словах.
Словесное ударение - это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова.
В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое.
В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): мама, собака.
Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена - стены.
Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них - главное, а остальные - второстепенные: ки'нокарти''на.
Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди - проклитики, сзади - энклитики): под дверью.
Иногда ударение может выполнять смыслоразличительную функцию, например, замок- замок.
Вариант 7
Обеспечение, добыча, облегчить, договор, квартал, феномен, каталог, медикаменты, свекла, статуя, избаловать, километр, эксперт, кладовая, досуг.
Задание 3
Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобки слова в нужном падеже:
Преклонение перед талантом
Долг перед родиной
Оплатить проезд
Контроль над выполнением
По окончании лекции все собрались уходить
По прибытии на конференцию нужно оформить документы
Согласно распоряжению, приказу, постановлению
Благодаря выступлению, успеху, знанию
Задание 4
Поставьте данные существительные в форму Родительного падежа множественного числа (много кого? чего?)
Вариант 7
Вафель, яблок, татар, армян, солдат, грамм
Задание 5
Определите форму рода у существительных и подберите к ним определения.
Вариант 7
Прекрасный Сан-Франциско, взрослый шимпанзе, прочный толь, качественное жалюзи, разнообразное меню, горячее какао, чёрный кофе.
Задание 6
1 Дайте определение неологизмов, назовите причины их появления в языке.
2 Пользуясь словарём экономических терминов, объясните значение следующих слов:
Неологизмы - это новые
слова, которые ещё не стали привычными
и повседневными
Неологизмы появляются
при заимствовании или
Вариант 7
Инвестиция - долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь предприятие, дело, а также сам такой капитал.
Инфраструктура - составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической (политической) системы в целом.
Депонировать - 1. фин. Вносить (внести) в качестве депозита. 2. дипл. Передавать (передать) на хранение (о ратификационных грамотах). 3. Отдавать (отдать) на хранение в библиотеку или другое специальное учреждение; не тиражируя.
Детерминизм [дэтэ] - филос. Философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества; противоп. индетерминизм.
Делькредере - фин. Ручательство комиссионера перед комитентом за исполнение договора, заключенного комиссионером с третьим лицом. За делькредере комиссионер получает отдельное вознаграждение.
Задание 7
Просклоняйте числительное
Вариант 7
17461
И: семнадцать тысяч четыреста шестьдесят один
Р: семнадцати тысяч четырёхсот шестидесяти одного
Д: семнадцати тысячам четырёмстам шестидесяти одному
В: семнадцать тысяч четыреста шестьдесят один
Т: семнадцати тысячами четырёхстами шестидесяти одним
П: семнадцати тысячах четырёхстах шестидесяти одном
Задание 8
1 Что такое фразеологизмы и для чего их используют в речи?
2 Пользуясь фразеологическим
Золотая середина, от слова до слова, крокодильи слёзы, снимать шляпу, как рукой сняло.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, закрепившиеся как единицы наименования или выражения оценки.
Фразеологизмы широко используются в качестве изобразительных средств в произведениях художественной литературы.
Вариант 7
Золотая середина - образ действий, при котором избегают крайностей, риска, смелых решений.
От слова до слова – всё без изъятия от начала до конца.
Крокодильи слёзы – о притворном, неискреннем сожалении о чём-либо (от поверья, будто крокодил плачет, съедая свою жертву).
Снимать шляпу (перед кем-либо) – выражать кому-либо своё почтение, глубокое уважение.
Как рукой сняло - совершенно прошло (обычно о боли).
Задание 9
1 Дайте определения
2 Объясните значение слов, составьте
с ними предложения или
Заимствованные слова – пришедшие в русский язык слова других языков.
Они появились вследствие военных, экономических, политических, культурных контактов с различными народами в разные эпохи. Отличаются временем появления и степенью освоения русским языком.