Риторика как наука и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2
подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических
законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и
было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

Содержание

Риторика как наука и искусство. 3
История риторики. 5
Античная риторика. 5
Риторика в России. 6
Устная словесность. Бытовая речь. 9
Стиль речи. 12
Правильность речи. 13
Ошибки словоупотребления. 15
Введение. 17
Невербальные средства общения. 18
Мимика. 18
Жестикуляция. 19
Жесты, жесты, жесты.. 19
Ритмические жесты.. 20
Эмоциональные жесты.. 20
Указательные жесты.. 21
Изобразительные жесты.. 21
Символические жесты.. 22
Национальный характер жестов. 23
Литература: 25

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 67.15 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Содержание. 2

Риторика как наука  и искусство. 3

История риторики. 5

Античная риторика. 5

Риторика в России. 6

Устная словесность. Бытовая речь. 9

Стиль речи. 12

Правильность речи. 13

Ошибки словоупотребления. 15

Введение. 17

Невербальные средства общения. 18

Мимика. 18

Жестикуляция. 19

Жесты, жесты, жесты.. 19

Ритмические жесты.. 20

Эмоциональные жесты.. 20

Указательные жесты.. 21

Изобразительные жесты.. 21

Символические жесты.. 22

Национальный характер жестов. 23

Литература: 25

 

Риторика как наука  и искусство

 

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator

<orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие»

(русск.) синонимичны.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2

подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических

законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.

Становление риторики как науки  произошло в Древней Греции в V в до н.э. и

было связано с потребностями  демократического общества высочайшей культуры.

По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала

красноречие самым важным и необходимым  искусством» [2, с. 73]. Жители

классического города - государства  должны были прекрасно владеть словом,

даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них -

Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру,

Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон,

Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом

(торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы

(Сократ, Платон и другие) вели  диалоги, словесные баталии. Появились  даже

новые профессии - ритора - учителя  красноречия, логографа - составителя

речей.

Другая причина возникновения  риторики не политического, а философского толка.

Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь  слова и вещи

и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было

отделено, явилось особым предметом  исследования. При этом слово стало  делом.

Так постепенно сложилось теоретическое  обобщение ораторской практики,

собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого

эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном

(«Оратор», «Об ораторе», «Брут,  или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом

(«Риторические наставления») и  другими античными мыслителями.

Греки полагали, что главное - убедить  слушателей, а римляне видели задачу в

том, чтобы говорить хорошо. В эпоху  Средневековья риторика считалась

мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной.

Проповеди «отцов христианской церкви»  Тертуллиана, Иоанна Златоуста,

Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики - теории

церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли

в Древнюю Русь. Встречается несколько  видов древнерусского краснословия:

политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное,

духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского

искусства датируется началом XV11 века. К этому времени относятся  первые

работы - епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему - сочинения

Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной

дисциплины неотделимо от имени  М. В. Ломоносова - автора «Краткого

руководства к красноречию» (1748). В  этом труде представлен свод правил,

которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на

государственные, общественные и религиозно - философские темы.

Риторика активно развивалась  в Европе до конца XVIII века, в России интерес к

ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки  наблюдается с 60-х годов XX века.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы

связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего

человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком  смыслах.

Риторика (в узком смысле) - это  обозначение филологической дисциплины,

изучающей теорию красноречия, способы  построения выразительной речи во всех

областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и  письменных

жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен

профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей

риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых

языковедческих наук - лингвистики  текста, семиотики, герменевтики, теории

речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей

практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке

языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики,

психологии.

Цель обновленной риторики - определение  наилучших вариантов (оптимальных

алгоритмов) общения. Например, исследуются  роли участников диалога, механизмы

порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом,

неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит,

как осуществлять общение, логично  и выразительно излагать и развивать  мысли,

употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и

общественной деятельности, как  выступать перед аудиторией. Первостепенное

внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Традиционно риторику считали также  искусством, сравнивали с поэзией,

актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи,

эстетического наслаждения, которое  доставляет публичное «размышление вслух».

Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони.

Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной

практики. Однако, по утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева,

Ю. В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген»  риторических

способностей, которые можно и  нужно развивать. Скорее всего, в  риторике -

важнейшей области культуры - наука  и искусство составляют сложный  сплав,

единство.

 

История риторики

 

Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув  в

трудах дореволюционных русских  методистов 40-60-ых годов, оформилась лишь во

второй половине ХХ века.

Поиск генетических корней целенаправленного  развития речи закономерно привёл

исследователей к праматери  методики развития речи - риторике. Несмотря на

ведущиеся дискуссии о соотношении  риторики и культуры речи (точки  зрения

многочисленны: от признания риторики высшим уровнем культуры речи - до

подчеркивания их антиномической сущности), разумно принять положение:

риторики не существует без речевой  культуры, но они не равноценны по

отношению друг к другу.

Колыбелью риторики была софистика, стремящаяся  убедить кого угодно в чём

угодно. А в средневековой культуре риторикой было отсутствие украшений  на

фоне всеобщего увлечения ею, т. е. речь лаконичная, точная, подчёркивающая

нормативную кодифицированность.

 

Античная риторика

 

Античная риторика занималась организацией судебного, политического и

эпидейктического (оценочного) красноречия. Риторика средних веков входила в

тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику. Платон,

подчеркивая необходимость высокой  этики оратора, замечает: «Искусство

красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах

и других общественных местах, но и  в частном быту?» Аристотель, также

неустанно выделяя нравственную основу риторики, говорит: «Определим риторику

как способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого

данного предмета». Значит, не собственно убеждение в чем-либо, а поиск

способов убеждения составит компетенцию  риторики, приучающей человека прежде

всего к речевому мышлению в психологически воздействующих и эстетически

организованных формах.

Человека встречают и провожают  по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым,

но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян

великим правителем потому, что являл  везде, в том числе на площади  перед

народом, образцы убеждающего монолога.

Риторика как наука и учебная  дисциплина существует тысячи лет. Общеизвестно,

что уже в Древней Греции в  школах, наряду с чтением, письмом  и физическими

упражнениями, обучали риторике.

Риторика ( от греческого «ритор» - оратор ) - одна из самых древних наук на

земле. Ей примерно 25000 лет, если принять  за точку отсчета V – IV в.в. до н.

э. - период расцвета риторики в Древней  Греции.

Древние верили в силу слова. Кроме  того, слово было социально значимо: не

случайно « сама риторика. зарождается в недрах различных цивилизаций».

Риторика возникла как наука  об искусной, умелой, ясной речи –  устной, прежде

всего. ЦИЦЕРОН писал: «.сами правила явились как свод наблюдений за приёмами,

которыми красноречивые люди ранее  пользовались бессознательно. Но

красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия». Из этого

высказывания ясно не только, как  возникла риторика, но и то, что древние

осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер.

В античные времена ораторскому  искусству обучали, прежде всего, как  умению

убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные

времена в риторику вкладывали разное содержание. Она рассматривалась  и как

особый жанр литературы, и как  мастерство любого вида речи, и как  наука и

искусство устной речи. В современных  науках риторика рассматривается как

комплекс дисциплин, включающий в  себя логический, лингвистический,

психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового

общения.

У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие»,

«мастерство устного публичного выступления», «элоквенция». Они не совпадают

полностью - есть тонкие различия, о  которых в своей работе я упоминать  не

буду.

Главным понятием риторики является оратор (от латинского ORARE - говорить) -

 

сверхфразовые единства: текст, сложное  синтаксическое целое, диалогическое

единство, организующее фразы в  общее смысловое, коммуникативное  и структурное

целое.

В средние века риторика вошла в  число изучаемых предметов в  университеты и

школы многих стран, в том числе  и в России.

Знаменательно появление в России в XVII – XIX в.в. большого количества

учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории

словесности и т.д.). В библиографии учебных книг по риторике около 150

наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 –

Информация о работе Риторика как наука и искусство