Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:24, реферат
В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании.
мальной логики, возвращает богословской науке языковое
мышление. Отрицая
средневековую трактовку
культура Возрождения берет на вооружение его риторику как
теорию и искусство убеждения.
Некоторые философы отрицали риторику как средство
познавательной деятельности и убеждения, оставляя за ней
роль функции
Здесь мы имеем возможность уловить важную деталь: лексиче-
ский ряд, применяемый с эпохи Ренессанса к художникам, взят
из древней практики восхваления поэтов, особенно риторов.
Эпитет «божественного» переходит к художнику прежде всего
от оратора. Без «божественного» Либания, «божественного»
Цицерона и всех прочих невозможен был бы «божественный»
Микеланджело. Обожествление ритора послужило первосте-
пенным прецедентом для обожествления живописца, ваятеля,
зодчего. В этой связи стоит отметить, что сопоставление живо-
писи, ваяния и зодчества именно с ораторским искусством для
Ренессанса вполне сознательно и принципиально [3, 355–356].
Античный риторический канон послужил образцом для
теоретического обоснования мастерства художника, который
«изобретает» темы и сюжеты, воплощает свой замысел в опре-
деленной композиции, с помощью колорита достигает красоты
и богатства художественного образа. Риторика и музыка, в по-
нимании этой эпохи, питают друг друга, полезны друг для дру-
га и неразрывно связаны. Если музыка берет у риторики ее134
приемы, то риторика – мелодику речи. То есть риторика спо-
собствовала разработке практической эстетики, в которой тео-
ретические положения
явились приложением общих
ских принципов к конкретной художественной практике
[88,44].
Среди выдающихся ораторов этого времени следует на-
звать Яна Гуса (1369–1415), ректора Пражского университета и
религиозного проповедника, выступившего против монополии
латыни и положившего начало новому чешскому литературно-
му языку.
Эпоха Возрождения с ее мировоззрением гуманизма по-
ложила начало европейской науке. В 1453 г. падение Констан-
тинополя вызвало эмиграцию византийских ученых, которые
привозили с собой книги античных мыслителей. Начался мас-
совый перевод этих книг на латинский и другие европейские
языки. В те же годы в середине XV века в Италии, Голландии,
Франции, Германии возникает европейское книгопечатание.
Создаются предпосылки для аккумуляции знаний, их научного
обобщения и широкого распространения научных идей и зна-
ний [128, 109].
Большим уважением в этот период пользовались мастера
риторики в странах мусульманского Востока, например, Кози
Ушани из Ферганы (XV–XVI вв.), автор трактата «Ключи сло-
ва», знаток человеческой психологии, умевший убеждать соб-
ственных слушателей в любой ситуации, а также в споре. Пре-
красными ораторами были также такие крупнейшие мыслите-
ли, как Ибн Сина, Алишер Навои, в меджлисе которого рас-
сматривались не только теологические, но также философские,
нравственные проблемы.
В эпоху Возрождения, как указывает немецкий ученый
Яков Бургардт [73], развивались следующие виды красноречия.
1).Церковное красноречие оказалось потеснено светскими
жанрами. Более того, сама латинская проповедь мало чем от-
личается в ХV веке от упражнений в красноречии, т.к. боль-135
шинство духовных лиц находилось под влиянием классических
авторов.
Проповедь нередко рассматривалась как образовательная
лекция с философскими рассуждениями. Бывало, что духовен-
ство уступало проповедь светским ученым по случаю первой
обедни священника или праздника монашеского ордена [73,
228].
2).Академическое красноречие продолжало развиваться в
университетах и во многом стало близким к ораторскому ис-
кусству. Претерпевает серьезные изменения лекция как вид
ораторской речи. Особенно украшенными были вступительные
лекции новых профессоров или речи в начале курса [73, 227].
3).Социально-политическое красноречие, имеющее исто-
ки в античности, расширило сферу своего применения. Речи
могли произноситься по различным политическим событиям.
Если оратор был хорошо известен, на его речь стекалось мно-
жество просвещенных людей и любителей искусств. При на-
значении нового епископа или должностного лица в админист-
рации города кем-нибудь из гуманистов произносилась речь.
Должностные лица отвечали словом, соответствующим слу-
чаю, например, «О справедливости». И правители города, и го-
сударственные секретари с удовольствием обращались к наро-
ду с речью. О частоте этих обращений свидетельствует тот
факт, что рядом со зданием, возле которого правитель обыкно-
венно произносил свое слово, воздвигалась специальная три-
буна для оратора.
Эпидейктические памятные речи произносились во вся-
кого рода годовщины, особенно в дни смерти государя. Над-
гробное слово звучало также по случаю смерти выдающихся
граждан, его произносил в церкви кто-нибудь из гуманистов,
при этом он был одет в светское платье. Во времена республик,
в частности, Флорентийской республики, на первый план вы-
ходили публичные политические речи, посвященные обсужде-
нию злободневных вопросов [73,227]. 136
4).Дипломатическое красноречие сложилось именно в
культуре Возрождения. Возник обычай во время торжествен-
ных приемов и встреч посланников различных городов и пра-
вительств обращаться к ним с пышными приветственными ре-
чами, которые могли длиться по часу, если посланник был зна-
током и ценителем речей. Все, даже секретные переговоры, со-
провождались не только определенной церемонией, но и пуб-
личной речью, которую
произносили в самой
обстановке. Речи произносились и на латинском, и на итальян-
ском языках. Сами правители нередко прекрасно владели сло-
вом, и это умение способствовало их возвышению. Те госуда-
ри, которые не владели искусством красноречия, редко призна-
вались в этом, речи за них произносили специальные ораторы
[73, 226].
5).Социально-бытовое красноречие развивалось в связи с
тем, что появилась мода произносить речи на домашних тор-
жествах. Если никто из семейства не владел таким умением,
приглашался признанный оратор. Могли пригласить кого-
нибудь из гуманистов в качестве почетного гостя. Я.Бургардт
указывает, что «даже при обручении и в свадебных церемониях
слово произносили не духовные лица, а гуманисты, но, по-
видимому, не в церкви, а во дворце» [73, 227].
6).Военное красноречие времен Возрождения не совсем
обычное. Были распространены обращения правителей к вои-
нам перед сражением для внушения мужества и после сраже-
ния. Интересны обращения патриотического характера к фло-
рентийской милиции во время смотров и ежегодных праздни-
ков [73,228].
7).Судебное красноречие особенно ярко выглядит в речах
адвокатов, которые умело
учитывали особенности
для достижения своей цели не скупились на всевозможные ри-
торические украшения.
8).Эпистолярный жанр получил большое распростране-
ние, поскольку в эту эпоху на письма смотрели, как на возмож-137
ность блеснуть своей ученостью, заслужить известность в уз-
ком кругу, продемонстрировать свой литературный талант.
Часто это было не столько письмо, сколько ученая статья или
трактат о каком-нибудь предмете. Родоначальником подобного
жанра считают Петрарку. В ХV в. появляются даже специаль-
ные руководства и пособия для желающих научиться такому
искусству [73, 223].
9).Деловая сфера тоже испытала влияние красноречия.
Конечно, не редкость и сухой чиновничий слог, и неправиль-
ный латинский язык, свойственный большинству обыкновен-
ных граждан. Тем не менее, на должность секретаря при госу-
дарях, папах и архиепископах берут, как правило, гуманистов –
людей образованных и талантливых. Благодаря гуманистам
сложился особый высокий стиль канцелярии, которым эти уче-
ные секретари писали послания пап и правителей, составляли
приказы и инструкции легатам, вели переговоры и писали ста-
тистические обзоры истории христианских народов.
Известна сила речей францисканского монаха Джироламо
Савонаролы (1452 –1498) – доминиканского священника и гла-
вы Флоренции с 1494 по 1498, подчинившего своему влиянию
Флорентийскую республику. Он поставил перед всеми задачу
нравственного и государственного преобразования Флоренции.
Обличая богатство и роскошь католической церкви, критикуя
священников, Савонарола говорил: «Вы – порода свиней! Вы
погрязли в языческом блуде. Вы извращены во всем: в речи и в
молчании, в действии и бездействии, в вере и неверии. Церковь,
смрад от которой поднимается до самого неба, умножая свои
блудодеяния во Вселенной, превратилась в дом терпимости.
Алтарь не что иное, как церковная лавочка. Прелаты держат
при себе куртизанок, лошадей, собак, дома их наполнены шел-
ками, духами и рабами. Их колокола звонят ради хлеба, денег и
свеч. Они продают святые таинства, брачные мессы, они все
продают. Государи сластолюбивы, жадны и горды; глаза гни-
лые, уши гнилые, рты гнилые. Долой этот позор! Никакой по-138
щады, никакого перемирия! Долой бесполезные книги! Долой
фальшивое красноречие, фальшивую красоту, фальшивую нау-
ку, которая питается лишь гордостью! Долой Рим! Долой
церковь»! [41]. Его проповеди способствовали народному вос-
станию 1494 г. во Флоренции. Савонарола был обвинён в ереси
и казнён.
В своей работе «Осень средневековья» чешский исследо-
ватель Хейзинга приводит имена французских церковных ора-
торов Винцента Феррара, Оливье Майяра, брата Ришара. Брат
Ришар, как пишет Хейзинга, однажды проповедовал 15 часов
подряд в Париже. С окончанием его проповеди все возрыдали
горько и жалостно, от всей души сожалея, что более не услы-
шат столь прекрасных речей.
В числе риторик и
риторов эпохи Возрождения
назвать немецкого филолога, профессора греческого и латин-
ского языков Филиппа Меланхтона.
Филипп Меланхтон (1497–1560) – немецкий преподава-
тель, профессор греческого языка и теологии в Виттенбергском
университете, теолог-гуманист, евангелический реформатор,
друг и соратник Мартина Лютера. Основным методом обуче-
ния считал проверку принятых догм рациональным понимани-
ем Писания. Для этого необходимо знание латинского, древне-
греческого и древнееврейского языков. Благодаря своим теоре-
тическим сочинениям, многочисленным руководствам, ком-