Роль
софистов в развитии риторики
Подготовила:
Торопкина
Екатерина,
студентка
группы ДЭФ-105
Кто такие
софисты?
- Софисты - эти «учителя мудрости» . Они сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям
Риторический
идеал софистов:
- 1) Риторика софистов - «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего — скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать.
Риторический
идеал софистов:
- 2) Риторика софистов — агональная (от греч. аgon — борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого.
Риторический
идеал софистов:
- 3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать.
Требование
софистов к речи:
- 1. Правильность. Прежде всего, это соблюдение грамматических норм произношения.
- 2. Ясность. Это употребление общеизвестных слов в их естественном сочетании.
- 3. Уместность. Речь должна соответствовать определенному стилю и условиям ее произношения.
- 4. Пышность. Грамотное употребление благозвучия и образности
- 5. Краткость. Недопущение всего лишнего, что делает речь затянутой и скучной.
Строение
речи
- Согласно учению софистов , речь должна состоять из трех частей:
- 1. Вступление (или введение). Его цель — добиться внимания, понимания и сочувствия слушателей.
- 2. Изложение. Это последовательный рассказ о предмете, содержащий в себе набор доказательств и обладающий ясностью, краткостью и правдоподобием.
- 3. Заключение. Его цель — возбудить эмоциональное отношение слушателей к делу
Заключение
должно включать в себя:
- а) резюмирование основных положений сказанного;
- б) применение амплификаций, т.е. эмоциональных усилений положений речи с помощью так называемых общих мест (необходимость чтить законы, государство, заветы предков и т.п.).
Софизмы,
дошедшие до наших дней:
«Вор».
- - Вор приобретает лишь хорошие вещи, - говорит софист.
- - Приобретать хорошие вещи, значит, делать благо.
- - Значит, - заключает он, - вор делает благо.
«Лекарство».
- - Употреблять лекарства - это благо, - утверждает софист, и многие с ним в этом согласятся.
- - Нужно как можно больше делать блага, - продолжает он.
- - Значит, нужно как можно больше употреблять лекарств.
«Ложь»
- - Говорить ложь, значит, говорить то, чего нет.
- - Говорить то, чего нет, невозможно.
- - Значит, я не лгу, да и никто не лжет.
Вывод:
- Итак, софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное - это не логически доказать, а убедить, или переубедить собеседника. А для этого все средства хороши. Таких средств было много. И, прежде всего, - это слово.
Спасибо
за внимание!