Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:35, реферат
Есть вечные вопросы лингвистики, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней. Что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Что такое речь? Несмотря на многовековое развитие лингвистики, их нельзя считать решёнными. Сегодня эти вопросы представляются ёще более неизученными, чем это казалось, например, в начале XX столетия. Развитие лингвистики никогда не было плавным и постепенным. Революции сменялись периодами затишья, когда ученые лишь накапливали материал и совершенствовали научные методы.
Рассмотрим основания противопоставления языка и речи как разных сторон одного явления.
И язык, и речь имеют общественную, социальную природу. Но в акте общения социальная природа языка принимает форму индивидуальной речи. Язык в акте общения не существует иначе, как в форме индивидуального. Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Речь – это последовательность слов, она линейна. Язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка; речь подвижна, язык стабилен; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называют языком.
Функции
языка.
Основные функции языка следующие:
1.Коммуникативная функция.
2.Мыслеформирующая функция.
3.Эмотивная функция.
4. Метаязыковая
5. Эстетическая
6. Социальная
Функции
языка неравноценны. Фундаментальными
признаются те функции языка, выполнение
которых предопределило его возникновение
и конститутивные свойства.
Важнейшая
общественная функция языка –
коммуникативная. Она обуславливает
его основную характеристику – наличие
материальной (звуковой) формы и системы
правил кодирования и декодирования. Эти
свойства обеспечивают и поддерживают
единство выражения и восприятия смысла.
Данная функция формирует прагматический
компонент языковой структуры, адаптирующий
речь к участникам и ситуации общения.
С помощью языка люди передают друг другу
свои мысли, чувства, тем самым, воздействуя
друг на друга и формируя общественное
сознание.
Второй
основной социальной функцией языка
называется когнитивная
(познавательная) функция, состоящая из
логической (мыслеформирующей) функции.
Мысль тогда становится оформленной и
чувственно воспринимаемой, когда она
воплощена в формах языка и высказана
в речи. Ещё одна составляющая: аккумулятивная
(историческая) функция, в которой язык
служит средством накопления общественного
опыта, средством формирования и развития
материальной и духовной культуры, тем
самым, изменяя общественное сознание.
Далее
следует эмотивная функция
языка – выражение отношения автора речи
к её содержанию. Она реализуется в средствах
оценки, восклицаниях, интонации и т.д.
Высказывания
о языке обозначают метаязыковой
(металингвистической) функцией языка,
реализуемой в языковедческих текстах,
в процессе освоения родного или иностранного
языка.
Установку на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, выполняет эстетическая (поэтическая) функция, которая, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в её ритмичности, образности и др. В отличие от коммуникативной функции, которая является основной в обычном (практическом) языке, эстетическая функция доминирует в художественной речи.
Социальная функция языка, его общественное значение, заключается в том, что язык участвует в развитии различных сторон духовной жизни и трудовой деятельности народа.
Достижения
народа, нации в развитии науки, художественной
литературы и других областей духовной
культуры осуществляются при прямом
участии родного языка и
Функции
речи.
Исследователи
выделяют три основные функции речи:
коммуникативную, регулирующую и программирующую.
1. Коммуникативная
функция обеспечивает общение между
людьми с помощью языка.
Язык · это система словесных знаков, средство,
с помощью которого осуществляется общение
между людьми. Речь · это процесс использования
языка в целях общения людей.
Люди жили и живут в обществе. Общественная
жизнь и труд людей вызывают необходимость
постоянно общаться, устанавливать контакты
друг с другом, воздействовать друг на
друга. Под деятельностью общения не следует
понимать простую передачу от одного индивида
к другому некоторой информации.
Коммуникация есть не только и не столько
взаимодействие людей в обществе, сколько
взаимодействие людей как членов общества.
Применительно к первобытному человеческому
коллективу можно сформулировать эту
мысль так: речь есть не столько общение
во время труда, сколько общение для труда.
Одним словом, речь не «прилагается» к
жизни и совместной деятельности общества,
социальной группы, а является одним из
средств, конституирующих эту деятельность.
Речь по существу своему не дело индивида,
не дело изолированного носителя языка:
это прежде всего внутренняя активность
общества, осуществляемая им через отдельных
носителей языка или, точнее, при их помощи.
Через слово человек получает знания о
предметах и явлениях окружающего мира
без непосредственного контакта с ними.
Система словесных символов расширяет
возможности приспособления человека
к окружающей среде, возможности его ориентации
в природном и социальном мире. Через знания,
накопленные человечеством и зафиксированные
в устной и письменной речи, человек связан
с прошлым и будущим.
Способность человека к общению с помощью
слов-символов имеет свои истоки в коммуникативных
способностях высших обезьян.
Язык представляет собой определенную
систему знаков и правил их образования.
Человек осваивает язык в течение жизни.
Какой язык он усвоит как родной, зависит
от среды, в которой он живет, и условий
воспитания.
Человек может владеть многими языками.
Это означает, что он использует возможность
обозначать один и тот же предмет разными
символами как в устной, так и в письменной
форме. При изучении второго и последующих
языков, по-видимому, используются те же
нервные сети, которые ранее были сформированы
при овладении родным языком. В настоящее
время известно более 2500 живых развивающихся
языков.
Языковые знания не передаются по наследству.
Однако у человека имеются генетические
предпосылки к общению с помощью речи
и усвоению языка. Они заложены в особенностях
как центральной нервной системы, так
и речедвигательного аппарата, гортани.
Амбидексы · лица, у которых функциональная
асимметрия полушарии менее выражена,
обладают большими языковыми способностями.
2. Регулирующая функция
речи реализует себя в высших психических
функциях · сознательных формах психической
деятельности. Понятие высшей психической
функции введено Л.С. Выготским и развито
А.Р. Лурия и другими отечественными психологами.
Отличительной особенностью высших психических
функций является их произвольный характер.
Предполагают, что речи принадлежит важная
роль в развитии произвольного, волевого
поведения. Первоначально высшая психическая
функция как бы разделена между двумя
людьми. Один человек регулирует поведение
другого с помощью специальных раздражителей
(«знаков»), среди которых наибольшую роль
играет речь. Научаясь применять по отношению
к собственному поведению стимулы, которые
первоначально использовались для регуляции
поведения других людей, человек приходит
к овладению собственным поведением. В
результате процесса интериоризации ·
преобразования внешней речевой деятельности
во внутреннюю речь, последняя становится
тем механизмом, с помощью которого человек
овладевает собственными произвольными
действиями.
3. Программирующая
функция речи выражается в построении
смысловых схем речевого высказывания,
грамматических структур предложений,
в переходе от замысла к внешнему развернутому
высказыванию. В основе этого процесса
· внутреннее программирование, осуществляемое
с помощью внутренней речи. Как показывают
клинические данные, оно необходимо не
только для речевого высказывания, но
и для построения самых различных движений
и действий.
Заключение.
Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что язык и речь – это очень сложные явления. Понятия "язык" и "речь" часто используются как синонимы. В то же время необходимо их разграничивать. Упрощая, можно сказать, что язык - это иерархически упорядоченная система особых знаков, а речь - это использование языка людьми, то есть деятельность, которая выражается либо в устной, либо в письменной форме, конкретным продуктом речевой деятельности является текст.
Язык и речь - явления взаимосвязанные. Не может быть речи без языка, так как невозможно использовать то, чего нет. Язык же живет и развивается благодаря тому, что существует живая речевая деятельность на этом языке (в противном случае язык становится мертвым).
Итак,
язык - это специфическая знаковая
система, которую человек использует
для общения с другими людьми.
Благодаря языку человек имеет
универсальное средство накопления
и передачи информации, а без этого
не было бы возможно развитие человеческого
общества. Речь - это использование средств
языка в общении. Исходным моментом речевых
действий является речевая ситуация, когда
у человека возникает потребность или
необходимость совершить то или иное речевое
действие. При этом речевое общение происходит
в каких-либо конкретных условиях: в том
или ином месте, с теми или иными участниками
коммуникативного акта. В каждой речевой
ситуации реализуется та или иная функция
языка для того, чтобы была достигнута
цель, ради которой совершается коммуникативный
акт.
Используемая
литература.
1. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. М., 2004.